город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2021 г. |
дело N А53-29657/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовым А.А.,
при участии:
от истца: Романенко А.П. по доверенности от 07.08.2020,
от ответчика: Логачев С.А. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.04.2021 по делу N А53-29657/2020
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
о взыскании задолженности,
по встречному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области
о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору водопользования,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие) о взыскании задолженности по договору водопользования от 30.09.2019 N 61-05.01.04.005-Р-ДХВХ-С2019-04834/00 в размере 150464 руб. 40 коп. за 2 квартал 2020 года.
В процессе рассмотрения спора предприятием предъявлено встречное исковое заявление о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору от 30.09.2019N 61-05.01.04.005-РДХВХ-С-2019-04834/00.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2021 первоначальные исковые требования удовлетворены - с предприятия в пользу министерства взыскано 150464 руб. 40 коп. задолженности. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд принял во внимание условия заключенных сторонами договора и дополнительного соглашения, установленные для предприятия параметры водопользования и отсутствие доказательств платы за пользование водным объектом в спорный период.
Судом признаны необоснованными доводы встречного иска о необходимости перерасчета платы за водопользование в связи с фактическим потреблением водных ресурсов группами абонентов как не соответствующие нормам действующего законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.
Предприятие обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, обязать министерство заключить дополнительное соглашение к договору.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Предприятием не превышен допустимый общий объем забора водных ресурсов. Ввиду отсутствия технической возможности приборного учета объема воды для технологических нужд, распределение поднятой воды возможно выполнить, используя расчетный метод применения нормативов водопотребления.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела, 30.09.2019 между министерством (уполномоченный орган) и предприятием (водопользователь) заключен договор водопользования N 61-05.01.04.005-Р-ДХВХ-С-2019-04834/00 (далее - договор), по которому уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а водопользователь принимает в пользование р. Дон (водный объект).
Цель водопользования - забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, предприятий, организаций и собственных нужд.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 19 договора водопользователь обязан вносить плату за пользование водным объектом в размере, на условиях и в сроки, которые установлены договором водопользования.
Согласно пункту 12 договора плата за пользование водным объектом вносится водопользователем каждый платежный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, по месту пользования водным объектом путем перечисления на реквизиты, указанные в договоре водопользования.
Подтверждением исполнения водопользователем обязательств по внесению платы за пользование водным объектом в соответствии с настоящим договором является представление им в уполномоченный орган копии платежного документа с отметкой банка (платежное поручение, квитанция), отражающего полноту и своевременность внесения платы за пользование водным объектом (пункт 13 договора).
На основании приложения N 1 к дополнительному соглашению от 20.01.2020 N 61-05.01.04.005-Р-ДХВХ-С-2019-04834/02 к договору ответчик обязан внести плату за пользование водным объектом за 2-й квартал 2020 года в размере 150464 руб. 40 коп.
Вместе с тем, установленную дополнительным соглашением обязанность по внесению платы за пользование водным объектом предприятие не выполнило.
Изложенное послужило основанием для предъявления первоначального иска.
Согласно статье 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Пунктом 2 статьи также предусмотрено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу части 1 статьи 20 Водного кодекса Российской Федерации договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.
На основании части 3 статьи 20 Водного кодекса Российской Федерации ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (далее - Правила N 764).
Размер ставок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности". Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 N 1690 в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 внесены изменения в части увеличения размера ставок платы за пользование водными объектами.
Исходя из положений Правил N 764, размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. При этом платежная база устанавливается в договоре водопользования, например, платежной базой для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, является объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период, а ставка платы - Правительством Российской Федерации.
Договором водопользования устанавливается порядок внесения платы, при котором внесение платы осуществляется в течение календарного года в виде регулярных плановых платежей, уплачиваемых не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. При этом платежным периодом признается квартал.
Произведенный министерством расчет платы за пользование водным объектом соответствует действующему законодательству, условиям договора и дополнительного соглашения к нему от 20.01.2020, в связи с чем, требования по первоначальному иску обоснованно удовлетворены судом в полном объеме.
Предприятие заявило встречный иск о понуждении истца заключить дополнительное соглашение к договору водопользования от 30.09.2019N 61-05.01.04.005-Р-ДХВХ-С2019-04834/00, ссылаясь на уменьшение фактического потребления ресурса, в связи с чем, размер платы подлежит перерасчету.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда об отказе во встречном иске.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Требование о внесении изменений в договор в тех случаях, когда это не связано с противоправными действиями ответчика подлежит удовлетворению только в том случае, если имеет место существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Пункт 4 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан доказывать наличие условий, приведенных в статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований для изменения договора.
Судом обоснованно установлено, 20.06.2019 в министерство поступило заявление предприятия с целью предоставления в пользование р. Дон на 138 км от устья для забора (изъятия) водных ресурсов на основании договора водопользования.
В составе заявочных документов государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" представлен расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам.
Учитывая, что за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения действующим законодательством предусмотрена льготная ставка платы, для данной категории абонентов (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности"), предприятию обоснованны объемы воды, необходимые непосредственно для водоснабжения населения.
Объем воды, необходимой для водоснабжения населения предприятия обоснован исходя из норм водопотребления на 1 человека.
Согласно представленным предприятием расчетам объемов забора воды и платы за забор (изъятие) водных ресурсов во 2 квартале 2020 года планируемый объем забора (изъятия) водных ресурсов составил 219,90 тыс. куб.м, в том числе для водоснабжения населения - 64,5 тыс. куб.м, на прочие нужды - 155,40 тыс. куб.м.
На основании параметров водопользования, рассчитанных и представленных предприятием в пакете заявочных документов для предоставления права пользования водным объектом, министерством подготовлен договор водопользования и передан на подпись предприятию.
После подписания договора водопользования предприятием договор водопользования зарегистрирован в государственном водном реестре.
В пункте 7 заключенного договора указано, что расчеты параметров водопользования прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью. Неотъемлемой частью договора водопользования является также расчет размера платы за пользование водным объектом, что указано в пункте 9 договора водопользования.
Согласно пункту 10 договора, заключенному по форме примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, размер платы за пользование водным объектом определяется как произведение платежной базы за платежный период и соответствующей ставки платы за пользование водным объектом. Платежным периодом признается квартал. Платежной базой является объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период.
Учитывая, что для водоснабжения населения и прочих потребителей установлена разная ставка платы за пользование водным объектом, приложениями 1, 2, 3 к договору водопользования с предприятием установлена платежная база - объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период (квартал) для населения и объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов на платежный период (квартал) для прочих потребителей.
Исходя из вышеприведенного, размер платы за 2 квартал 2020 года составил 150464 руб. 40 коп., в том числе:
- для водоснабжения населения 10449 руб. (допустимый объем забора воды для населения за квартал 64,50 тыс. куб. м, умноженный на льготную ставку платы 162 руб. за 1,0 тыс. куб. м); для прочих нужд 140574 руб. 90 коп. за квартал (допустимый объем забора воды для прочих нужд за квартал 155,40 тыс. куб. м, умноженный на ставку платы 901 руб. за 1,0 тыс. куб. м.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 764, в соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы. Перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода.
Пунктом 15 договора установлено, что изменение размера платы и перерасчет размера платы за пользование водным объектом оформляются путем подписания сторонами дополнительного соглашения. Соглашения признаются заключенными с момента их государственной регистрации в государственном водном реестре.
Подпунктом "д" пункта 8 договора определено, что использование водного объекта (его части) осуществляется водопользователем при условии корректировки планируемого объема забора (изъятия) водных ресурсов на последующий квартал в пределах установленного договоров лимита при предоставлении отчетности, приведенной в приложении 4 к договору водопользования.
Согласно пункту 35 приказа Федерального агентства водных ресурсов от 30.09.2010 N 263 "О порядке организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" увеличение установленного объема забора (изъятия) водных ресурсов на истекшие платежные периоды путем заключения соответствующих дополнительных соглашений не допускается. Увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов на последующие платежные периоды оформляется путем заключения дополнительного соглашения.
Исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, а также условий заключенного договора при уменьшении объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта для населения или прочих потребителей в истекшем платежном периоде водопользователь имеет право обратиться в министерство для заключения дополнительного соглашения с целью перерасчета размера платы с учетом фактических параметров водопользования.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период для населения и допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период для прочих потребителей на истекший платежный период не допускается.
Заключение дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении его условий осуществляется в порядке, установленном приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57 "Об утверждении Административного Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования" (далее - Регламент).
Основанием для начала административной процедуры по заключению дополнительного соглашения является поступление заявления водопользователя об изменении условий, образец которого приведен в приложении 9 к Регламенту, с обосновывающими материалами в уполномоченный орган. Решение о возможности изменения условий водопользования принимается по результатам рассмотрения представленных обосновывающих материалов.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что по истечении 2 квартала 2020 года предприятием направлено в министерство заявление об изменении условий договора водопользования. К заявлению приложены отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования за 2 квартал 2020 года, пояснительная записка, заверенная копия журнала учета водопотребления.
Согласно отчету о фактических параметрах осуществляемого водопользования за 2 квартал 2020 года предприятия в истекший платежный период (2 квартал 2020 года) водопользователем произведен забор воды в объеме 130,245 тыс. куб.м, что меньше установленного договором водопользования общего допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов в указанном истекшем платежном периоде, следовательно, согласно действующему законодательству и условиям договора водопользования, водопользователь имеет право на перерасчет размера платы.
При этом согласно представленному отчету о фактических параметрах водопользования за 2 квартал 2020 года водопользователем произведен забор воды для водоснабжения населения в объеме 119,825 тыс. куб.м, что выше установленного договором водопользования допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов для водоснабжения населения (64,5 тыс. куб.м). Вместе с тем документов, подтверждающих, что во втором квартале 2020 года указанный объем использован для водоснабжения населения, не представлено.
Учитывая, что действующим законодательством предусмотрена возможность перерасчета размера платы за пользование водным объектом в случае уменьшения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта ресурсов за истекший платежный период, а увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за истекший платежный период не допускается (пункт 35 приказа Федерального агентства водных ресурсов от 30.09.2010 N 263), министерством подготовлено дополнительное соглашение, в соответствии с которым за 2 квартал 2020 года ГУП РО "УРСВ" начислена плата за пользование водным объектом в размере 69989 руб. 25 коп., исходя из параметров водопользования, установленных договором водопользования и сведений об объемах забора воды во 2 квартале 2020 года, представленных водопользователем:
- для водоснабжения населения 10449 руб. (допустимый объем забора воды для населения за 2 квартал 2020 года 64,50 тыс. куб.м, умноженный на ставку платы - 162 руб. за 1,0 тыс. куб.м);
- для прочих нужд 9388 руб. 42 коп. (фактический объем забора воды для прочих нужд за 2 квартал 2020 года 61,30 тыс. куб.м, умноженный на ставку платы - 901 руб. за 1,0 тыс. куб.м),
- для населения сверх лимита 49847 руб. 83 коп. (фактический объем забора воды для прочих нужд за 2 квартал 2020 года 119,825 тыс. куб.м минус допустимый объем забора воды для населения за 2 квартал 2020 г.64,50 тыс. куб.м, умноженный на ставку платы 901 руб. за 1, тыс. куб.м).
В случае необходимости корректировки установленных параметров водопользования, к которым относится допустимый объем забора (изъятия) водных ресурсов, в том числе для передачи их абонентам - населению и прочим потребителям, водопользователю необходимо до истечения платежного периода подать соответствующее заявление для заключения дополнительного соглашения с приложением обосновывающих материалов. Документов, необходимых для изменения установленных договором водопользования, параметров водопользования с целью увеличения объемов забора воды для населения, предприятием в министерство не представлялось.
Применение льготной ставки платы для водоснабжения населения к объемам воды, не установленным договором водопользования и дополнительными соглашениями к нему, не подтвержденными обосновывающими документами, а также увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования для водоснабжения населения, за истекший платежный период, не предусмотрено договором водопользования и действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 договора водопользования целью использования водного объекта является забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, предприятий и собственных нужд.
На основании пункта 7 части 1 договора предусмотрен объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов. Разделом 2 договора водопользования предусмотрены размер, условия и сроки внесения платы за пользование водным объектом.
Договором водопользования (пунктом 15 части 2) предусмотрена возможность изменения размера платы за пользование водным объектом путем подписания сторонами дополнительного соглашения в порядке, установленном пунктом 7 договора. При уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы.
Перерасчет производится по мере необходимости по заявлению, по окончании соответствующего платежного периода. Увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов допускается только на следующие платежные периоды путем заключения дополнительного соглашения.
Приложением N 2 к договору от 30.09.2019 N 61-05.01.04.005-Р-ДХВХ-С-2019-04834/00 установлен допустимый забор (изъятие) водных ресурсов за 2 квартал 2020 года в размере 239,0 тыс. куб.м, в том числе: для населения 64,50 тыс. куб.м, для прочих нужд 155,4,0 тыс. куб.м. Всего на общую сумму 150464 руб. 40 коп.
Согласно предоставленному предприятием отчету за 2 квартал 2020 года фактический объем забора изъятия водных ресурсов по спорному договору составил 130,245 тыс. куб.м, в том числе: для населения 119,8 тыс. куб.м, для прочих нужд 10,4 тыс. куб.м.
Таким образом, объем изъятия из водных объектов в отчетном периоде меньше допустимого на 89,66 тыс. куб.м. Объем забора (изъятия) для прочих нужд менее допустимого на 144,98 тыс. куб.м. Однако по объему забора (изъятия) для населения имеется превышение на 55,33 тыс. куб.м.
Министерством в адрес предприятия после получения отчетности по фактическим параметрам за 2 квартал 2020 года направлены письма о заключении дополнительных соглашений к договорам водопользования и дополнительные соглашения с перерасчетом платы за отчетный период. Так как объем забора (изъятия) для населения превышает лимит, то расчет по объему сверх лимита был произведен с применением ставки платы как для водоснабжения для прочих нужд.
Документов, подтверждающих, что во 2 квартал 2020 года заявленный объем воды использован для водоснабжения населения, не представлено. При этом, как указывалось выше, изменение ранее обоснованных параметров водопользования в сторону их увеличения за истекший платежный период действующим законодательством не предусмотрено.
В случае необходимости корректировки установленных параметров водопользования, к которым относится допустимый объем забора (изъятия) водных ресурсов, в том числе для передачи их абонентам - населению и прочим потребителям, водопользователю необходимо до истечения платежного периода подать соответствующее заявление для заключения дополнительного соглашения с приложением обосновывающих материалов.
Документов, необходимых для изменения установленных договором водопользования, параметров водопользования с целью увеличения объемов забора воды для населения предприятием в министерство не представлялось, обратного из материалов дела не следует.
Относительно доводов апелляционной жалобы об отсутствии технической возможности приборного учета объема воды по видам водопользования, суд признает необходимым указать, что в соответствии с пунктом 9 приказа Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" измерение объемов забранной воды другими методами (не приборами учета) возможно только по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, которым в Ростовской области является Донское бассейновое водное управление.
Предприятие не предоставило доказательств согласования учета объема забора другим методом, в связи с чем, не имеет права использовать другие методы учеты забора воды, кроме указанных в заявлении при заключении договора водопользования.
Применение льготной ставки платы для водоснабжения населения к объемам воды, не установленным договором водопользования и дополнительными соглашениями к нему, не подтвержденными обосновывающими документами, а также увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования для водоснабжения населения, за истекший платежный период, не предусмотрено договором водопользования и действующим законодательством.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда, что истцом по встречному иску предпринимаются действия по изменению существенных условий договора водопользования, в нарушение Правил подготовки и заключении договора водопользования утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, Приказа Минприроды России от 12.03.2012 N 57 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования", поскольку Правительством РФ установлена пониженная ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что доводы предприятия о необходимости перерасчета платы за водопользование в связи с фактическим потреблением водных ресурсов группами абонентов являются незаконными и не соответствуют условиям заключенного между истцом и ответчиком договора, на основании чего в удовлетворении заявленных требований было правомерно отказано.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, а лишь выражают несогласие с ними, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче апелляционной жалобы предприятию предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, указанные расходы подлежат взысканию с заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2021 по делу N А53-29657/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29657/2020
Истец: ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения", МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ", Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области