г. Владимир |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А43-22435/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вифлеемского Анатолия Борисовича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2021 по делу N А43-22435/2020, принятое по заявлению Вифлеемского Анатолия Борисовича о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.07.2020 N ОШ/10147/20.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Сергеева Е.А. по доверенности от 14.05.2021 N ЛШ/9385/21 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Вифлеемский Анатолий Борисович - надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Правительство Нижегородской области - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) из прокуратуры Нижегородской области поступило обращение Вифлеемского Анатолия Борисовича о наличии признаков нарушений антимонопольного законодательства в действиях Правительства Нижегородской области.
Решением от 07.07.2020 N ОШ/10147/20 Управление отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Нижегородской области, в связи с отсутствием, в рассматриваемых действиях, признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным решением, Вифлеемский А.Б. обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Нижегородской области.
Решением от 22.03.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Вифлеемский А.Б. ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Указывает на неправомерное создание Правительством Нижегородской области государственного автономного учреждения Нижегородской области "Центр координации проектов цифровой экономики". По мнению Вифлеемского А.Б. суд первой инстанции должен был применить часть 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", в силу которой деятельность по обеспечению межведомственных информационных систем и инфраструктуры электронного правительства в Нижегородской области; обеспечение функционирования и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" не может быть основной для автономного учреждения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительство Нижегородской области отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства являются, в том числе, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, и обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
Правила и сроки рассмотрения заявления и материалов, направленных в антимонопольный орган, а также порядок возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства регламентированы статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Частью 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона (часть 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Управлением в ходе рассмотрения обращения Вифлеемского А.Б. установлено, что на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 06.09.2019 N 925-р путем изменения типа государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Центр информационных технологий Нижегородской области" создано государственное автономное учреждение Нижегородской области "Центр координации проектов цифровой экономики" (далее - ГАУ НО "ЦИТ").
ГАУ НО "ЦИТ" является некоммерческой организацией и действует в соответствии с Уставом учреждения, Гражданским кодексом Российской федерации, Федеральным законом от 3.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и иными нормативно-правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Перечень сфер, в которых может создаваться автономная некоммерческая организация, не ограничен.
В соответствии с пунктом 2.3. Устава ГАУ НО "ЦИТ" осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-исследовательскую деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Осуществление данной деятельности государственным автономным учреждением не противоречит Закону N 174-ФЗ.
В связи с глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации предусмотрен комплекс мер по обеспечению соблюдения противоэпидемического режима, в том числе введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 и от 11.05.2020 N 316 определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предусмотрена реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с данными нормами Указом Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27 (далее - Указ Губернатора N 27) с 13.03.2020 на территории Нижегородской области введен режим повышенной готовности.
Указанным нормативным правовым актом подробно описаны меры, направленные на предупреждение распространения коронавирусной инфекции на территории Нижегородской области, такие как соблюдение режима самоизоляции, запрет любых массовых мероприятий, закрытие для посещения общественных территорий, парков, кинотеатров и иных развлекательных и досуговых территорий и объектов, приостановка ряда видов деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.
При этом государственные полномочия в сфере контроля за выполнением соблюдения обеспечения противоэпидемического режима, ограничительных мер ГАУ "ЦИТ" не передавались; ГАУ "ЦИТ" создано в целях обеспечения технической возможности (поддержки) для осуществления государственного контроля за выполнением Указа Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27.
При установлении ограничительных мероприятий, в том числе во исполнение подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" согласно которому высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, и в первую очередь установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Кроме того, на необходимость определения исключительных случаев, при которых возможен выход граждан из дома также указано в Предложениях о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства на территории Нижегородской области главного государственного санитарного врача по Нижегородской области от 30.03.2020.
Ранее пунктом 6.7 Указа Губернатора N 27 (в редакции от 05.06.2020) было установлено, что лицам, планирующим покинуть свое место проживания (пребывания), необходимо оформить заявку на сервисе "Карта жителя Нижегородской области", размещенном на портале "nn-card.ru" (за исключением должностных лиц органов и организаций, указанных в пункте 8.4 данного Указа).
Лицам, не имеющим в пользовании смартфонов, подачу заявок на перемещения вне места проживания (пребывания) осуществлять по многоканальному номеру телефона 8(800) 4444-112.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом N 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а также обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно (пункты 1 и 6 части статьи 6 указанного закона).
При оформлении заявки с помощью сервиса "Карта жителя Нижегородской области", размещенном на портале заявитель оформляет, в том числе, соглашение на обработку персональных данных, которые предоставляются в целях исполнения Указа Губернатора N 27.
Согласие предоставляется с момента оформления настоящего обращения и действует в течение 3 (трех) месяцев. Согласие может быть отозвано путем подачи заявления об отзыве согласия оператору "Карты жителя Нижегородской области", которым в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2019 N 1033 является ГАУ НО "ЦИТ".
Судом установлено, что ГАУ НО "ЦИТ" включено в Реестр операторов обработки персональных данных Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных (статья 19 Федерального закона N 152-ФЗ).
В отношении оформления заявки с помощью многоканального номера телефона, необходимо учитывать, что данный номер обслуживается оператором системы 112, к которому, как к оператору связи применяются положения части статьи 53 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" устанавливающие, что сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. К сведениям об абонентах относятся, в частности, фамилия, имя, отчество абонента-гражданина, а также адрес абонента.
Сферой деятельности ГАУ НО "ЦИТ" является деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, что также является основным видом деятельности.
Довод Вифлеемского А.Б. о незаконности требования, поименованного в Указе Губернатора от 11.05.2020 N 80 (в редакции от 21.05.2020) об оснащении зон приема (обслуживания) посетителей и входных групп в салонах красоты (парикмахерских) системой видеонаблюдения, подключенной к системе видеоаналитики, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3.3 Указа Губернатора на территории Нижегородской области приостановлена деятельность салонов красоты (в том числе парикмахерских), СПА-салонов, косметических и массажных салонов, соляриев, бань, саун, бассейнов, фитнес-центров, и других объектов физической культуры, аквапарков и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина.
Пунктом 3.4 Указа Губернатора установлено, что снятие ограничений, предусмотренных пунктом 3.3 данного Указа, будет осуществляться постепенно в несколько этапов. Решением Координационного штаба по борьбе с распространением коронавирусной инфекции на территории Нижегородской области от 18.05.2020 N 7 принято решение о переходе на первый этап снятия ограничений с 19.05.2020.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.5 Указа Губернатора на первом этапе снятия ограничений возобновляют работу салоны красоты с лицензией на медицинскую деятельность. На втором этапе снятия ограничений возобновляют работу салоны красоты без лицензии на медицинскую деятельность, парикмахерские, СПА-салоны, маникюрные и косметические салоны, солярии (подпункт "б" пункта 3.6 Указа Губернатора).
Пунктом 3.8 Указа Губернатора предусмотрено, что в случае оснащения зон приема (обслуживания) посетителей и входных групп системой видеонаблюдения, подключенной к системе видеоаналитики, начиная с первого этапа снятия ограничений могут возобновить деятельность салоны красоты без лицензии на медицинскую деятельность, парикмахерские, маникюрные салоны.
Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере парикмахерских услуг, будет возобновлена в любом случае независимо от оснащения зон приема (обслуживания) посетителей и входных групп системой видеонаблюдения, подключенной к системе видеоаналитики (на первом или втором этапе снятия ограничений).
Однако хозяйствующим субъектам в случае обеспечения возможности контроля за соблюдением эпидемиологических мер путем установки видеонаблюдения (обеспечение контроля количества посетителей, соблюдения социальной дистанции, наличия средств индивидуальной защиты) предлагается возможность более оперативного возобновления деятельности.
Таким образом, хозяйствующим субъектам, осуществляющим парикмахерские услуги без лицензии на медицинскую деятельность, предоставляется право соответствующего выбора.
Кроме того, в пункте 4 Указа Губернатора Нижегородской области от 11.05.2020 N 80 (в редакции от 21.05.2020) "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27" предусмотрено осуществление субсидирования затрат парикмахерских на приобретение и установку оборудования видеонаблюдения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Правительства Нижегородской области не могут быть признаны нарушающими статью 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует Закону о защите конкуренции, регламенту и не нарушает права и законные интересы Вифлеемского А.Б. в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Вифлеемским А.Б. требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2021 по делу N А43-22435/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Вифлеемского Анатолия Борисовича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22435/2020
Истец: Вифлеемский Анатолий Борисович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Правительство Нижегородской области