г. Киров |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А82-4798/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство города Пошехонье"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.01.2021 (резолютивная часть вынесена 02.12.2020) по делу N А82-4798/2020,
по заявлению акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство города Пошехонье" (ИНН: 7624004496, ОГРН: 1087610002600)
к муниципальному учреждению Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7624004150, ОГРН: 1067610000963)
о признании недействительными постановлений,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство города Пошехонье" (далее - заявитель, АО "ЖКХ города Пошехонье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными постановлений Администрации городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Администрация) от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.01.2021 (резолютивная часть вынесена 02.12.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ЖКХ города Пошехонье" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что в соответствии с нормативными положениями, закрепленными в части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей организацией, определенной решением органа местного самоуправления, на временной основе (не более одного года). Между тем содержание оспариваемых постановлений Администрации свидетельствует о передаче многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ярославская область, город Пошехонье, улица Советская, 34, улица Красноармейская, 66, 66А, 66Б, в постоянное управление АО "ЖКХ города Пошехонье". То обстоятельство, что АО "ЖКХ города Пошехонье" является единственной управляющей организацией в городе Пошехонье, не может являться основанием для передачи многоквартирных домов в постоянное управление Общества.
Применение при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами размера платы за содержание жилого помещения, установленного Администрацией, влечет за собой ухудшение финансового положения Общества. Приведение общего имущества домов в надлежащее техническое состояние требует больших финансовых вложений по причине наличия многочисленных нарушений, допущенных на стадии строительства, каких-либо мер в целях возложения на подрядные организации обязанностей по устранению имеющихся недостатков ответчиком не принимается.
Как полагает Общество, процедура определения управляющей организации для управления многоквартирными домами Администрацией не соблюдена по следующим причинам: документального подтверждения того обстоятельства, что многоквартирные дома были полностью заселены до проведения в 2016-2017 годах открытых конкурсов по отбору управляющей организации не представлено, законность проведения открытых конкурсов в 2016-2017 годах не подтверждена; непосредственно до принятия в 2019 году оспариваемых постановлений общие собрания собственников помещений в целях решения вопроса о выборе способа управления домами ответчиком не инициировались, открытые конкурсы по отбору управляющей организации не проводились. После вынесения оспариваемых постановлений действий, нацеленных на проведение общих собраний собственников помещений, на организацию конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, также не совершено. Помимо изложенного, АО "ЖКХ города Пошехонье" обращает внимание на то, что Администрация не передала Обществу документацию на многоквартирные дома, осмотры домов с составлением актов, отражающих фактическое состояние общего имущества, не проведены.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит оставить решение суда в силе.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 17.03.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.03.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В связи с установлением с 4 по 7 мая 2021 года нерабочих дней на основании указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.", учитывая, что дело уже было назначено к рассмотрению в судебном заседании, суд апелляционной инстанции перенес дату судебного заседания, изначально назначенного на 05.05.2021, на 09.06.2021.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ЖКХ города Пошехонье" осуществляет лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 21.04.2015 N 076000011, что подтверждается сведениями, отраженными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
17.12.2019 Администрацией вынесены постановления от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация", на основании которых в целях недопущения нарушения прав граждан и предупреждения угрозы безопасности проживания в многоквартирных домах на территории городского поселения Пошехонье АО "ЖКХ города Пошехонье" определено управляющей компанией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Ярославская область, город Пошехонье, улица Советская, 34, улица Красноармейская, 66, 66А, 66Б (том 1 л.д. 5-8). В качестве правовой основы оспариваемых постановлений принявшим их органом указаны положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616).
Постановлениями от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 в отношении каждого дома определен перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, сформированный исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (Приложения N 1 к постановлениям).
В постановлениях от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 отражено, что Обществу надлежит осуществлять деятельность по управлению обозначенными многоквартирными домами до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с иной управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом. Также указано на необходимость заключения с собственниками жилых помещений договоров управления обозначенными многоквартирными домами.
Администрацией постановлено обнародовать постановления от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 путем их размещения на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационном стенде в помещении Администрации, а также направить указанные постановления в адрес АО "ЖКХ города Пошехонье" для исполнения.
Полагая, что вынесенные ответчиком постановления не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции, не усмотрев наличия оснований для признания оспариваемых постановлений от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 недействительными, в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом суд принял во внимание предшествующие принятию оспариваемых постановлений действия Администрации по проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ярославская область, город Пошехонье, улица Советская, 34, улица Красноармейская, 66, 66А, 66Б, и факт признания указанных конкурсов несостоявшимися, учел, что Общество является единственной управляющей компанией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Пошехонье и имеющей соответствующую лицензию, а также то обстоятельство, что непринятие органом местного самоуправления мер по определению управляющей организации в отношении многоквартирных домов, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, приведет к нарушению прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и к необеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах. Доводы АО "ЖКХ города Пошехонье" о возложении оспариваемыми постановлениями на Общество обязанностей по бессрочному управлению обозначенными многоквартирными домами суд счел необоснованными и не основанными на законодательных положениях.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем оспариваются постановления Администрации от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 об определении АО "ЖКХ города Пошехонье" управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Данные постановления оцениваются арбитражным судом исходя из обстоятельств, имевших место на момент их вынесения.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемых постановлений на основании следующего.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов) определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся (часть 8 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 17 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, но не более одного года.
Определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное, содержащим в том числе: а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616).
На основании пункта 11 части 3 статьи 30 Устава городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области, принятого решением Муниципального Совета городского поселения Пошехонье от 02.08.2019 N 17, Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области осуществляет полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления поселений действующим законодательством и настоящим Уставом.
Как следует из материалов настоящего дела, в рамках имеющихся у Администрации полномочий ответчиком вынесены постановления от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация", на основании которых АО "ЖКХ города Пошехонье" определено управляющей компанией многоквартирных домов 34 по улице Советской, 66, 66А, 66Б по улице Красноармейской города Пошехонье Ярославской области.
Из материалов дела не усматривается, что на момент вынесения Администрацией оспариваемых постановлений собственники помещений спорных многоквартирных домов выбрали способ управления домами, либо выбранный способ управления был ими реализован, определена управляющая организация.
Согласно извещениям о проведении открытого конкурса, протоколам вскрытия конвертов Администрация до принятия постановлений от 17.12.2019 неоднократно принимала меры по проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления вышеназванными домами, но ни одной заявки не поступило, конкурсы признаны несостоявшимися.
Так, в целях отбора управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ярославская область, город Пошехонье, улица Советская, 34, Администрацией предприняты действия по проведению следующих открытых конкурсов:
в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса от 18.02.2016 N 180216/1785099/01 начало подачи заявок датировано 19.02.2016, дата окончания подачи заявок - 21.03.2016, согласно протоколу вскрытия конвертов от 21.03.2016 заявок на участие в конкурсе не поступило, конкурс признан несостоявшимся, что указано на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru в разделе, информирующем о статусе торгов (том 2 л.д. 133-151);
в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса от 08.07.2016 N 080716/1785099/01 начало подачи заявок датировано 09.07.2016, дата окончания подачи заявок - 10.08.2016, согласно протоколу вскрытия конвертов от 10.08.2016 заявок на участие в конкурсе не поступило, конкурс признан несостоявшимся, что указано на сайте www.torgi.gov.ru в разделе, информирующем о статусе торгов (том 2 л.д. 103-132);
в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса от 22.09.2016 N 220916/1785099/01 начало подачи заявок датировано 22.09.2016, дата окончания подачи заявок - 24.10.2016, согласно протоколу вскрытия конвертов от 24.10.2016 заявок на участие в конкурсе не поступило, конкурс признан несостоявшимся, что указано на сайте www.torgi.gov.ru в разделе, информирующем о статусе торгов (том 1 л.д. 114-118, том 2 л.д. 1-25);
в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса от 30.01.2017 N 240117/1785099/01 начало подачи заявок датировано 30.01.2017, дата окончания подачи заявок - 06.03.2017, согласно протоколу вскрытия конвертов от 06.03.2017 заявок на участие в конкурсе не поступило, конкурс признан несостоявшимся, что указано на сайте www.torgi.gov.ru в разделе, информирующем о статусе торгов (том 2 л.д. 26-45).
В целях отбора управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ярославская область, город Пошехонье, улица Красноармейская, 66, Администрацией предприняты действия по проведению следующих открытых конкурсов:
согласно извещению о проведении открытого конкурса от 08.07.2016 N 080716/1785099/01 начало подачи заявок датировано 09.07.2016, в качестве даты окончания подачи заявок указано на 10.08.2016, согласно протоколу вскрытия конвертов от 10.08.2016 заявок на участие в конкурсе не поступило, конкурс признан несостоявшимся, что отражено на сайте www.torgi.gov.ru в разделе, содержащем сведения о статусе торгов (том 2 л.д. 103-132);
согласно извещению о проведении открытого конкурса от 22.09.2016 N 220916/1785099/01 начало подачи заявок датировано 22.09.2016, в качестве даты окончания подачи заявок указано на 24.10.2016, согласно протоколу вскрытия конвертов от 24.10.2016 заявок на участие в конкурсе не поступило, конкурс признан несостоявшимся, что отражено на сайте www.torgi.gov.ru в разделе, содержащем сведения о статусе торгов (том 1 л.д. 114-118, том 2 л.д. 1-25).
В целях отбора управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Ярославская область, город Пошехонье, улица Красноармейская, 66А, 66Б, Администрацией предприняты действия по проведению следующих открытых конкурсов:
в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса от 26.09.2017 N 260917/1785099/01 начало подачи заявок датировано 26.09.2017, дата окончания подачи заявок - 27.10.2017, согласно протоколу вскрытия конвертов от 27.10.2017 заявок на участие в конкурсе не поступило, конкурс признан несостоявшимся, что отражено на сайте www.torgi.gov.ru в разделе, информирующем о статусе торгов (том 2 л.д. 46-74);
в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса от 31.10.2017 N 311017/1785099/01 начало подачи заявок датировано 31.10.2017, дата окончания подачи заявок - 01.12.2017, согласно протоколу вскрытия конвертов от 01.12.2017 заявок на участие в конкурсе не поступило, конкурс признан несостоявшимся, что отражено на сайте www.torgi.gov.ru в разделе, информирующем о статусе торгов (том 2 л.д. 75-102).
При этом в пункте 1 конкурсной документации на проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации, размещенной в открытом доступе на сайте www.torgi.gov.ru, в отношении каждого из вышеуказанных конкурсов в качестве условий их проведения указано на то, что собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, либо принятое решение о выборе способа управления домом не реализовано.
Доводы Общества о нарушении Администрацией процедуры организации и проведения открытых конкурсов (отсутствие документального подтверждения того обстоятельства, что дома были полностью заселены до проведения в 2016-2017 годах открытых конкурсов по отбору управляющей организации, позиция заявителя о том, что большая часть помещений в многоквартирных домах в обозначенный период принадлежала Администрации) не относятся к предмету рассматриваемого спора, в рамках которого суд оценивает законность принятых ответчиком постановлений об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Для целей оценки законности вынесенных постановлений от 17.12.2019 в соответствии с действующими нормативными положениями суд устанавливает сам факт проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации и признания его несостоявшимся. Доказательства проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации и признания их несостоявшимися ответчиком при рассмотрении дела представлены.
Аргумент Общества о непредставлении в материалы дела документов, подтверждающих то обстоятельство, что до принятия оспариваемых постановлений были проведены мероприятия по организации общих собраний собственников помещений и по результатам таких собраний не был выбран способ управления, является безосновательным, поскольку в рассматриваемом случае орган местного самоуправления, руководствуясь положениями части 17 статьи 161 ЖК РФ, при вынесении постановлений от 17.12.2019 исходил из того, что открытые конкурсы были признаны несостоявшимися, что и потребовало определения управляющей компании для управления спорными многоквартирными домами на временной основе.
Руководствуясь вышеизложенными обстоятельствами, а также приняв во внимание, что АО "ЖКХ города Пошехонье" является единственной управляющей организацией, которая осуществляет лицензируемую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Пошехонье, что последней не отрицается, ответчик правомерно вынес постановления от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268. Постановления от 17.12.2019 нацелены на защиту прав и законных интересов собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, вынесены для того, чтобы многоквартирные дома, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Вынесенные Администрацией постановления не препятствуют собственникам помещений определить способ управления, поскольку в силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Относительно довода АО "ЖКХ города Пошехонье" о том, что в нарушение части 17 статьи 161 ЖК РФ Администрация, приняв постановления от 17.12.2019, определила Общество управляющей организацией для управления спорными многоквартирными домами на постоянной основе, суд отмечает следующее.
Оспариваемые постановления не содержат указания на передачу многоквартирных домов в постоянное управление Общества. Как верно отмечено судом первой инстанции, пункт 3.1 постановлений от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 свидетельствует о временном характере управления домами. То обстоятельство, что положение, закрепленное в части 17 статьи 161 ЖК РФ, приведено в постановлениях не в полном объеме (не содержится указание на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами не более одного года), не исключает действия и применения к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства. В обжалуемом решении обоснованно указано на то, что в данном случае в части срока управления надлежит руководствоваться соответствующей нормой закона.
Как указывает Общество, после вынесения постановлений от 17.12.2019 действий, направленных на проведение общих собраний собственников помещений, на организацию конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, ответчиком не совершено. Между тем изложенные обстоятельства относятся к периоду, который имеет место после вынесения органом местного самоуправления постановлений и применительно к рассматриваемому спору, в рамках которого суд устанавливает наличие оснований для принятия оспариваемых ненормативных правовых актов и полномочий органа по их принятию, значения не имеют. По аналогичным мотивам подлежат отклонению аргументы о непередаче технической документации и непринятии мер по проведению осмотров домов с составлением актов, отражающих фактическое состояние общего имущества, которые также не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела и для целей наделения Общества статусом управляющей организации в отношении спорных многоквартирных домов на временной основе.
Довод АО "ЖКХ города Пошехонье" о том, что при передаче многоквартирных домов во временное управление Общества Администрация не определила размер платы за содержание жилых помещений, подлежит отклонению на основании следующего.
Как было отражено ранее, на основании подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное, содержащим, в том числе размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ.
Постановлением Администрации от 15.05.2018 N 92 в целях реализации положений части 4 статьи 158 ЖК РФ установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации от 17.09.2018 N 201) (том 1 л.д. 97-103). Методика по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утверждена постановлением Администрации от 15.05.2018 N 91 (том 1 л.д. 111-113). На момент вынесения постановлений от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 постановления от 15.05.2018 N 91, N 92, от 17.09.2018 N 201 являлись действующими. Таким образом, размер платы за содержание жилых помещений установлен Администрацией посредством принятия отдельных правовых актов, которыми надлежит руководствоваться и в рассматриваемом случае.
Ссылка Общества то, что применение при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами тарифа и методики расчета, на которые ссылается ответчик, влечет за собой ухудшение финансового положения управляющей организации (несоответствие тарифа техническому состоянию домов, неудовлетворительное состояние переданных во временное управление домов, требующее больших финансовых вложений), также не принимается во внимание. Размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, методика по установлению такого размера определены конкретными постановлениями органа местного самоуправления, которые представляют собой правовые акты, имеющие свои основания для принятия. Оценка законности соответствующих постановлений, экономической обоснованности утвержденного размера платы за содержание жилых помещений, в предмет исследования по настоящему делу не входит.
При вынесении постановлений от 17.12.2019 N 265, 266, 267, 268 ответчик действовал в пределах предоставленных законом полномочий при наличии к тому достаточных оснований. Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данной ситуации отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых постановлений недействительными. Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционным судом исследованы доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.01.2021 (резолютивная часть вынесена 02.12.2020) по делу N А82-4798/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО "ЖКХ города Пошехонье" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей относятся на ее заявителя. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 27.01.2021 N 21 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.01.2021 (резолютивная часть вынесена 02.12.2020) по делу N А82-4798/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство города Пошехонье" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Жилищно-коммунальное хозяйство города Пошехонье" (ИНН: 7624004496, ОГРН: 1087610002600) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (полторы тысячи) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.01.2021 N 21.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4798/2020
Истец: АО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ГОРОДА ПОШЕХОНЬЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОШЕХОНЬЕ ПОШЕХОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ