г. Хабаровск |
|
10 июня 2021 г. |
А04-9461/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 2" на решение от 17.02.2021 по делу N А04-9461/2020 Арбитражного суда Амурской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 2" (ОГРН 1132801005996, ИНН 2801186664) к государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539) о признании недействительным распоряжения, третье лицо: прокуратура Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 2" (далее - ООО "ГУК 2", управляющая компания, заявитель) с заявлением к государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - ГЖИ Амурской области, инспекция) о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 02.11.2020 N 200-Л.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-9461/2020; определением суда от 19.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Амурской области.
Решением суда от 19.01.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ГУК 2" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе со ссылкой на подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" заявитель указывает, что в материалах дела отсутствует мотивированное представление, в связи с чем проверка назначена в отсутствие оснований для ее проведения, что, в свою очередь, является грубым нарушением. Считает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам, что указанные инспекцией в распоряжении предмет, цели и задачи проверки не соответствуют требованиям закона, в также, что перечисленные в качестве правовых оснований для проверки нормативно-правовые акты, не имеют отношения к проверке.
Доводы жалобы ООО "ГУК 2" по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 09.04.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда. Определением от 29.04.2021 суд изменил дату судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы - на 03.06.2021 на 09 часов 50 минут.
Инспекция выразила несогласие с позицией заявителя в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, оспариваемое распоряжение от 02.11.2020 N 200-Л инспекции о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "ГУК 2" в рамках осуществления государственного лицензионного контроля по управлению многоквартирными домами принято с целью установления фактов нарушения Обществом лицензионных требований домами (пункт 4.2 статьи 20, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162, части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении газифицированными многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляется на основании лицензии от 27.04.2015 N 028000056.
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 2, пункт 8.1 статьи 13, часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 ЖК РФ).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 10 Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Региональный государственный жилищный надзор на территории Амурской области осуществляется Государственной жилищной инспекцией Амурской области (пункт 1 Положения о государственной жилищной инспекции Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 N 455). Согласно пункту 1.3 Положения, инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и положения Закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 196 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (пункт 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Согласно части 3.3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусматривает, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ определено, что предметом документарной проверки являются документы юридического лица, документы, используемые им при осуществлении деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 данного закона (часть 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого юридического лица государственного контроля.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований орган государственного контроля (надзора) направляют в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (части 3, 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
Из части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ следует, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Содержание распоряжения определено в части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определен состав общего имущества. Внутридомовые инженерные системы газоснабжения являются общим имуществом, ответственность за содержание и эксплуатацию которых несет управляющая компания.
Согласно пункту 21 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относятся: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.
В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила N 410), техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - это определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.
Пунктом 10 Правил N 410 предусмотрено, что техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в целях: определения фактического технического состояния указанного газового оборудования либо его составных частей; поиска и определения неисправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; определения срока возможного дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Лицом, которое обязано проводить техническое диагностирование внутридомового газового оборудования является управляющая организация (пункт 8 Правил N 410).
Таким образом, не проведение управляющей организацией работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования является нарушением лицензионных требований.
Подпунктами "а", "б" пункта 10, "а", "в", "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии, населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых в том числе органами местного самоуправления в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, управляющая компания должна была знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, учитывая, что в данном случае допущенные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих либо находящихся в спорных многоквартирных домах.
В рассматриваемой ситуации материалами дела подтверждается, что на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 16.01.2019 N ВМ-П9-148 органам жилищного надзора в целях лицензионного контроля проводились проверки управляющих организаций на предмет надлежащего использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (далее - МКД), а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в МКД.
В рамках проверки инспекцией направлялся в адрес ООО "ГУК 2" запрос от 12.05.2020 N 04-3455 о предоставлении информации о проведении технического диагностирования внутридомового газового оборудования в МКД, находящихся на управлении в г. Благовещенске (в том числе представить заключения о техническом диагностировании), а также о сроках эксплуатации газового оборудования указанных МКД, установленных изготовителем, либо о сроках, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопровода МКД.
Из ответа Общества следовало, что исполнение данного запроса вне рамок проверки не представляется возможным.
В соответствии с требованием Прокуратуры Амурской области от 20.08.2020 N 7/1-33-2020/4107-20-20100001 о предоставлении информации о принимаемых мерах по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации, инспекцией в адрес управляющей компании ООО "ГУК 2" направлялся повторный запрос от 02.09.2020 N 04-7121.
Информация о проведении технического диагностирования внутридомового газового оборудования в МКД, находящихся в управлении ООО "ГУК 2", в адрес инспекции не поступила.
Поводом для издания распоряжения от 02.11.2020 N 200-Л о проведении в отношении Общества внеплановой документарной проверки послужило мотивированное заявление от 02.11.2020 N 06-9061 начальника инспекции о согласовании проведения внеплановой документарной проверки юридического лица, которое может быть расценено как представление.
Решением заместителя прокурора области от 03.11.2020 согласовано проведение внеплановой проверки в отношении Общества с 16.10.2020 по 13.11.2020.
Уведомлением от 02.11.2020 Обществу сообщено о проведении внепланового документарного мероприятия по проверке соблюдения юридическим лицом - ООО "ГУК 2" лицензионных требований при управлении газифицированными многоквартирными домами.
В свою очередь, изданное распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки по форме и содержанию соответствует типовой форме распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной в приложении 1 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Изложенные в спорном распоряжении предмет и цель проверки соблюдения Обществом лицензионных требований по осуществляемому им виду деятельности, нормативное обоснование, включая установленный Правилами N 410 порядок проведения работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, правомерны, что опровергает заявленные в жалобе Обществом доводы об обратном.
С учетом того, что на момент вынесения инспекцией распоряжения о проведении в отношении Общества внеплановой документарной проверки, последним не были представлены доказательства, подтверждающие принятие им мер по выполнению лицензионных требований при управлении газифицированными многоквартирными домами, что позволило бы исключить факты возникновения угрозы причинения вреда или непосредственного причинения вреда жизни, здоровью проживающих в них граждан, судебная коллегия считает, что инспекция действовала в пределах своих полномочий, поскольку имелись основания для проведения в отношении Общества, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основании лицензии, внеплановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований, истребованию документов, необходимых для осуществления контроля.
Судебная коллегия отклоняет доводы Общества об отсутствии оснований для проведения проверки.
Согласно абзацу "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 229-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, в числе прочего, возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как подтверждается материалами дела, основанием для проведения внеплановой проверки, то есть принятия контролирующим органом спорного распоряжения от 02.11.2020 N 200-Л, явилось мотивированное представление начальника инспекции (заявление от 02.11.2020 N 06-9061).
Из указанного документа следует, что оно вынесено по результатам проверки и получения данных о фактах нарушения Обществом лицензионных требований (пункт 4 статьи 20, части 2 статьи 161, части 2 статьи 162, части 1 статьи 193 ЖК РФ).
Информация, оформленная вышеуказанным заявлением, отвечает признакам сведений, поименованных в подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и части 4.2 статьи 20 ЖК РФ, что обоснованно расценено органом жилищного надзора, а также прокуратурой в качестве повода для проведения внеплановой проверки.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания, предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Арбитражный суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.02.2021 по делу N А04-9461/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9461/2020
Истец: ООО Городская управляющая компания - ГУК 2 "
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурская области
Третье лицо: Прокуратура Амурской области