г. Красноярск |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А33-34985/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июня 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (администрации Октябрьского района в городе Красноярске): Ковалевой Т.Н., представителя на основании доверенности от 12.01.2021 N 26 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта (до и после перерыва);
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска"): Аверьясова М.Ю., представителя на основании доверенности от 06.04.2021 N 109 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта (до и после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" февраля 2021 года по делу N А33-34985/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Октябрьского района в городе Красноярске (ИНН 2463024242, ОГРН 1022402148020, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (ИНН 2461201672, ОГРН 1072468020877, далее - ответчик, ООО УК "ЖСК", общество) об обязании организовать места сбора, накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 25 "А" по ул. Пастеровская в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "01" февраля 2021 года по делу N А33-34985/2020 заявленные требования удовлетворены. На ООО УК "ЖСК" возложена обязанность организовать место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома N 25"А" по ул. Пастеровская, г. Красноярск, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу. С общества в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО УК "ЖСК" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что не представляется возможным осуществить размещение площадок накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в границах земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома; в случаях, при которых размещение площадок накопления ТКО для населения городского округа с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов возможно только на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки; исполнить решение не представляется возможным без нарушения при этом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Администрацией представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых заявитель не соглашается с доводами апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.05.2021 объявлялся перерыв до 12 час. 10 мин. 03.06.2021. Информация о перерыве размещена в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, изложил возражения на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
15.11.2016 между обществом в лице генерального директора ООО ГУК "Жилфонд" Жавновой Натальи Владимировны, действующего на основании Устава, с одной стороны, и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Пастеровская, дом 25 "А", с другой стороны, заключен договор управления многоквартирным домом N 170-О.
Согласно пункту 1 договора от 15.11.2016 договор заключен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 11.11.2016 N 170.
Право на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами обществом с ограниченной ответственностью ГУК "Жилфонд" подтверждено лицензией от 18.01.2016 N 024-000372, выданной Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Целью договора от 15.11.2016 согласно пункту 2.1 является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме на законных основаниях.
Пунктом 3.1.1 установлено, что управляющая компания обязана осуществлять управление домом в соответствии со стандартами управления, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Осуществлять управление многоквартирным домом с наибольшей выгодой в интересах собственников в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических и гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Оказывать услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением N 3 к настоящему договору, в том числе работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов, вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории с периодичностью, предусмотренной санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (пункт 26 Приложения N 3 к договору от 15.11.2016).
С 05.12.2017 изменено наименование управляющей компании на ООО УК "ЖСК", о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Администрация указывает, что обществом не исполнена обязанность по созданию и организации места накопления ТКО для жителей многоквартирного дома N 25 "А" по ул. Пастеровская.
В администрацию поступали письма, в том числе от депутата Сендерского С.Б. от 13.11.2019 N 02-1512-и, в котором сообщалось, что в его адрес поступают жалобы от родителей МБОУ "Средняя школа-интернат N 1 имени В.П. Синякова" о том, что по дороге в школу расположена контейнерная площадка под мусор, не соответствующая требованиям СанПиН 42-128-4690-88; СанПиП 2.1.2.2645-10, от депутата Мельниковой Н.С. от 18.11.2019 N 02-806-з, согласно которому ею было получено обращение от жительницы Октябрьского района города Красноярска, о том, что по вышеназванному адресу образовалась постоянная свалка, с просьбами провести проверку и принять меры по ликвидации несанкционированной площадки, также в администрацию 23.10.2020 N 24-00-06/01-12337-2020 было передано по подведомственности в пределах компетенции обращение гражданки Казанцевой Е.В., содержащее вопрос о ликвидации незаконно оборудованного места накопления твердых коммунальных отходов по указанному адресу.
Администрация обратилась в ООО УК "ЖСК" с запросом от 22.06.2020 N Л-323 о предоставлении информации о проделанной работе, направленной на перенос контейнерной площадки для сбора и временного хранения ТКО.
Администрацией генеральному директору общества направлено уведомление от 02.10.2020 N 2370, согласно которому во избежание социального напряжения настоятельно рекомендует обеспечить надлежащее содержание ныне действующих площадок, принять меры к размещению площадок на придомовой территории; в случае если границы земельного участка не позволяют разместить площадку на придомовой территории, принять меры по изменению границ земельного участка в соответствии с действующим законодательством, либо оформить земельные участки в пользование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, с последующим включением площадок в реестр.
Обществу администрацией 03.11.2020 была направлена для рассмотрения по существу жалоба Казанцевой Е.В. N К-1485.
16.11.2020 ООО УК "ЖСК" в своем письме администрации пояснило, что общество не является лицом, ответственным за организацию и содержание площадки накопления ТКО в районе МБОУ "Средняя школа-интернат N 1 им. В.П. Синякова".
Также в материалы дела представлен ответ на обращение администрации по вопросу соблюдения графика принятия твердых коммунальных отходов по адресу: г. Красноярск, ул. Пастеровская, д. 25. Общество с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" сообщило следующее, региональным оператором своевременно производится ежедневный вывоз ТКО, но расчетный объем установленных контейнеров не соответствует численности населения ближайших домов и установленным нормам накопления отходов, в связи с этим, количество установленных контейнеров не соответствует фактической наполняемости ТКО, данные обстоятельства приводят к переполнению контейнеров и регулярному засорению отходами контейнерных площадок, что помимо нарушения Правил обращения с ТКО, Правил благоустройства и санитарно-эпидемиологических норм, вызывает социальное напряжение среди населения.
На основании изложенного администрация обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о возложении на управляющую компанию обязанности обустроить/организовать места сбора, накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 25 "А" по ул. Пастеровская.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных администрацией требований о возложении на ООО УК "ЖСК" обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 25 "А" по ул. Пастеровская.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии пунктом 2.2.5 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района закреплен за администрациями районов в городе.
Довод заявителя о том, что поскольку в данном случае не представляется возможным осуществить размещение площадок накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в границах земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, следовательно, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, отклоняется судом апелляционной инстанции в виду его несостоятельности в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО УК "ЖСК" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Пастеровская, 25 "А".
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 "О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра" утверждена форма заявки на согласование (мест) площадок накопления ТКО и форма заявки на включение данного места в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 2 постановления администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245, администрации районов в городе Красноярске являются органами, уполномоченными на осуществление согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующих административных районов города в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08,2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Согласно пункту 3.12.6 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011 N 84-р, департамент принимает решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Красноярска в соответствии с Правилами благоустройства территории города Красноярска, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378, а также требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иною законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 в заявке на согласование создания мест (площадок) накопления ГКО предусмотрено необходимое требование об указании сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором планируется создание места (площадки) накопления ТКО с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) или даты и номера разрешения на размещение элементов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. К таким элементам относятся контейнеры для накопления ТКО.
В случае, если место (площадка) накопления ТКО, предназначенное для обслуживания жителей многоквартирного жилого дома, расположено на территории общего пользования без правовых оснований, управляющим компаниям необходимо организовать работу по получению в установленном порядке соответствующего разрешения либо ее переносу на придомовые территории многоквартирных домов, с учетом санитарных норм и правил.
Механизм согласования размещения контейнерных площадок обеспечивается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 путем выдачи специальных разрешений на использование земельных участков без их предоставления для размещения элементов благоустройства, к которым в том числе отнесены контейнеры для накопления ТКО. Выдача разрешения на размещение объектов благоустройства осуществляется Департаментом муниципального имущества и земельных отношений в соответствии с административным регламентом муниципальной услуги, утвержденным распоряжением администрации города от 17.10.2017 N 297-р на основании заявления заинтересованного лица.
Данный регламент определяет порядок предоставления Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Действие Регламента распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления. Право использования земельного участка для, размещения места (площадки) накопления ТКО возникает у заявителя с момента получения разрешения на размещение элементов благоустройства - контейнерного оборудования.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, из системного анализа приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления организуют места накопления твердых коммунальных отходов, только в случае, если такая обязанность не лежит на других лицах. Вместе с тем, действующим нормативным регулированием обязанность по созданию и организации мест накопления твердых коммунальных отходов для собственников многоквартирных домов, находящихся в управлении, возложена на управляющую организацию.
В материалах дела отсутствуют доказательства организации управляющей компанией мест накопления ТКО для жителей многоквартирного дома N 25 "А" по ул. Пастеровская.
Сведений о наличии места накопления ТКО для жителей многоквартирного дома N 25 "А" по ул. Пастеровская в соответствующем реестре не имеется.
Доказательства обращения ООО УК "ЖСК" в орган местного самоуправления с заявлением об организации места накопления ТКО, принятия иных мер направленных на организацию места накопления ТКО для жителей многоквартирного дома N 25 "А" по ул. Пастеровская в материалы дела также не представлены.
Само по себе расположение площадки для накопления и сбора ТКО на земельном участке, в отношении которого полномочия собственника осуществляются органом местного самоуправления, не является основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности по созданию (надлежащему оформлению) спорной контейнерной площадки.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" февраля 2021 года по делу N А33-34985/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-34985/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНЫЕ СИСТЕМЫ КРАСНОЯРСКА"