г. Челябинск |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А07-18514/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поздняковой Е.А.,
судей Кожевниковой А.Г., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Юлбаевой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления города Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2021 по делу N А07-18514/2020.
Администрация местного самоуправления города Владикавказа обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "АстраС" (далее - ООО "Астра-С") из ЕГРЮЛ, о признании незаконным действия по внесению записи в ЕГРЮЛ об исключении ООО "Астра-С" как недействующего юридического лица, об обязании восставить запись в ЕГРЮЛ о лице ООО "Астра-С" как о действующем юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2021 в удовлетворении заявления Администрации местного самоуправления города Владикавказа отказано.
Не согласившись с вынесенным определением суда первой инстанции от 03.03.2021, Администрация местного самоуправления города Владикавказа (далее - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение отменить.
В обосновании доводов жалобы апеллянт указывает на то, что каких-либо действий со стороны Инспекции N 39 по Республике Башкортостан об установлении достоверности сведений об адресе ООО "Астра-С" в течение шести месяцев не подтверждено. Для внесения сведений о недостоверности право подтвердить адрес осуществления деятельности юридического лица в данном случае предоставлено ООО "Астра-С" и его руководителю Корсакову В.Г.
Из отзыва Инспекции N 39 по Республике Башкортостан следует, что согласно протокола осмотра от 12.07.2017 налоговым инспектором осуществлен осмотр здания по адресу: 453231, Республика Башкортостан, с. Васильевка, Ишимбайский район, ул. Центральная, д.47, на предмет отсутствия в нем органов управления, директора, аншлагов и вывесок с названием общества. Фото - и видеосъемка при осмотре не были указаны в отзыве. А также не были направленны в адрес Администрации местного самоуправления города Владикавказа, доказательства проведения опросов собственников помещений.
Администрации местного самоуправления города Владикавказа направила в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан от 15.07.2020 N 522 сд/7-983 о восстановлении в ЕГРЮЛ ООО "Астра-С".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 08.06.2021 на 11 час. 20 мин.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.02.2011 ООО ООО "Астра-С" зарегистрировано в качестве юридического лица за ГРН 1111514000135.
02.10.2017 в отношении ООО "Астра-С" была внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица (453231, Республика Башкортостан, с.Васильевка, Ишимбайский район, ул. Центральная, д. 47) N 6170280199886, в связи с нарушением руководителем юридического лица п.6 ст.11 Закона N129-ФЗ.
Согласно информации, предоставленной Межрайонной ИФНС России N 25 по Республике Башкортостан, по адресу: 453231, Республика Башкортостан, с.Васильевка, Ишимбайский район, ул. Центральная, д. 47, по которому согласно пп. "в" п. 1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) должен располагаться исполнительный орган и осуществляться связь с ООО "Астра-С", вышеуказанное юридическое лицо отсутствует.
Данный факт подтверждается протоколом осмотра от 12.07.2017 г. N 23, составленными сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 25 по Республике Башкортостан.
24.08.2011 согласно указанной информации, регистрирующим органом руководителю ООО "Астра-С" Корсакову В.Г., учредителю ООО "Астра-С" Осипову В.В. и по адресу (места) нахождения) юридического лица было направлено уведомление N 10-21/015912 о необходимости в срок до 25.09.2017 внести изменения в сведения об адресе места нахождения юридического лица и отражении в ЕГРЮЛ достоверной информации.
В срок, указанный в уведомлении, то есть до 25.09.2017, достоверные сведения и документы, свидетельствующие о достоверности сведений об адресе юридического лица, руководителем ООО "Астра-С" Корсаковым В.Г., в Межрайонную ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан, выполняющую функцию регистрирующего органа, предоставлены не были.
22.04.2019 регистрирующим органом было принято решение N 2923 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Указанное решение согласно установленному порядку было опубликовано 24.04.2019 в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 16 (732), а также размещено на сайте www.vestnikgosreg.ru в сети Интернет, то есть, требования по информированию кредиторов ликвидируемого юридического лица, предусмотренные действующим законодательством, надлежаще исполнены регистрирующим органом.
Запись об исключении ООО "Астра-С" из ЕГРЮЛ инспекцией была внесена по истечении трех месяцев после публикации решения - 07.08.2019 N 2190280738800.
Вместе с тем, как указал заявитель на момент исключения ООО "Астра-С" из ЕГРЮЛ последнее имело непогашенную задолженность за использование земельного участка, переданного в пользование по договору аренды земельного N 5931 от 22.10.2014, подтвержденную решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия -Алания от 27.5.2016 по гражданскому делу N А61-937/2016 и исполнительным листом N 007492053 от 29.06.2016 о взыскании задолженности в размере 438 974 руб. 39 коп.
Администрация местного самоуправления города Владикавказа, полагая, что принятое решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в ситуации, когда у общества имелся непогашенный долг, является незаконным и необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
В силу подпункта б пункта 5 статьи 21.1 Закона о регистрации предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. "д" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (п. 6 ст. 11 Закона о регистрации).
При этом, положения Закона о регистрации не разделяют вышеуказанные сведения на существенные и несущественные.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона о регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается. Если в течение срока, предусмотренного пункт 4 статьи 21.1 Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Нормой статьи 51 Гражданского кодекса РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).
В связи с чем, исполнение положения пункта 2 статьи 21.1 Закона о регистрации направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона о регистрации является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений.
Таким образом, представленные для государственной регистрации документы, в том числе, об адресе, руководителе, учредителе организации, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра - федерального информационного ресурса, должны содержать достоверную информацию.
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. "д" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона о регистрации).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено вышеуказанное уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений предшествует процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Также, юридическое лицо имеет возможность устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подп. "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о регистрации. Юридическое лицо также вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).
В соответствии с подп. 7 и 8 ст. 22 Закона о регистрации, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации, соответствующие заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В данном случае, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что все вышеуказанные условия регистрирующим органом соблюдены, о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ принято решение, опубликованное в Вестнике государственной регистрации (с соблюдением установленного законом срока), в установленный срок возражения не поступили, в связи с чем, регистрирующим органом правомерно внесена запись в ЕГРЮЛ.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта
С учетом изложенного, апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения Арбитражного суда Челябинской области от 03.03.2021 и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2021 по делу N А07-18514/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления города Владикавказа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Позднякова |
Судьи |
А.Г. Кожевникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18514/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г.ВЛАДИКАВКАЗ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 39 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН