город Томск |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А45-299/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска (N 07АП-3801/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.03.2021 (резолютивная часть) по делу N А45-299/2021 (рассмотрено в порядке упрощенного производства) (судья Наумова Т.А.) по заявлению Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34) к обществу с ограниченной ответственностью "СОФ" (630096, г. Новосибирск, ул. Станционная, 60/1, корп. 83, пом. 2, ИНН 5407974920) об обязании вернуть в бюджет предоставленную по договору N4/2019 от 20.12.2019 финансовую поддержку в размере 270 102 руб. 00 коп.
УСТАНОВИЛ:
Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СОФ" (далее - ответчик, общество, ООО "СОФ") с заявлением о возврате в бюджет предоставленной по договору N 4/2019 от 20.12.2019 финансовой поддержки в размере 270 102 руб. 00 коп.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 06.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (резолютивная часть от 29.03.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что год оказания финансовой поддержки - 2019 год и довод ответчика о создании рабочих мест в период оказания финансовой поддержки является ошибочным; ответчик подписал договор на оказание финансовой поддержки, соответственно добровольно принял на себя исполнение обязательства по договору; до 15.05.2020 ответчик должен был предоставить отчет о создании рабочих мест в 2019 году - в году оказания поддержки.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Департамента не согласилось, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам поданной ООО "СОФ" заявки с приложенными документами Департаментом принято решение об оказании юридическому лицу финансовой поддержки в размере 270 102 (двести семьдесят тысяч сто два) рубля 00 копеек в рамках муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска" на 2018 - 2020 годы".
20.12.2019 между Департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска и ООО "СОФ" заключен договор N 4/2019 об оказании финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Договора получатель (ООО "СОФ") по итогам года, в котором была предоставлена финансовая поддержка, обязан представить Департаменту отчет об использовании финансовой поддержки с приложением документов, предусмотренных разделом 4 Условий и порядка оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Новосибирска.
По результатам рассмотрения представленного ООО "СОФ" отчета Департаментом установлено, что обществом не выполнено обязательство по обеспечению роста количества рабочих мест в год оказания финансовой поддержки по сравнению с количеством рабочих мест на момент подачи заявки из расчета: 1 новое рабочее место на каждые 500 тысяч рублей субсидии. Неисполнение данного условия договора истец считает основанием для возврата субсидии в полном объеме в бюджет города Новосибирска.
В связи с тем, что общество в добровольном порядке субсидию в бюджет города Новосибирска не возвратило, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из недоказанности основания для возврата субсидии в полном объеме.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которого субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По правилам частей 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 20.10.2017 N 4774 утверждена муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска", функции по реализации и контролю за исполнением возложены на департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.
Цель программы: содействие развитию малого и среднего предпринимательства города Новосибирска, задачи: создание условий для развития малого и среднего предпринимательства города Новосибирска; формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска (далее - СМиСП).
В качестве целевого индикатора программы также используются показатели темпа роста среднесписочной численности работников малых и средних предприятий города Новосибирска.
Программа предусматривает предоставление грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства (пункт 1.1.1.1 Перечня мероприятий Программы).
Постановлением мэрии города Новосибирска от 14.10.2015 N 6206 утверждены Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях реализации муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска" на 2018 - 2020 годы, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 20.10.2017 N 4774 (Условия и порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Новосибирска отражены в приложении 1 к данному постановлению) (далее - Порядок).
Финансовая поддержка оказывается в целях возмещения части затрат, понесенных СМиСП при осуществлении ими предпринимательской деятельности, в соответствии с условиями оказания финансовой поддержки, установленными в приложении 1 к Порядку, в рамках реализации муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска" на 2018 - 2020 годы, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 20.10.2017 N 4774.
Финансовая поддержка осуществляется, в том числе, в виде предоставления грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства.
Отбор СМиСП для оказания им финансовой поддержки осуществляется в форме открытого конкурса.
Денежные средства, полученные в качестве финансовой поддержки, подлежат возврату в бюджет города Новосибирска в случае нарушения получателем финансовой поддержки условий, установленных при ее оказании, предусмотренных приложением 1 к Порядку (пункт 4.3 Порядка).
Одним из условий предоставления гранта является то, что получатель гранта принимает обязательства по обеспечению роста количества рабочих мест в год оказания финансовой поддержки по сравнению с количеством рабочих мест на момент подачи заявки из расчета: 1 новое рабочее место на каждые 500 тыс. рублей субсидии (пункт 8 Приложения 1). Показателем результативности признан прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку; увеличение налоговых платежей по итогам года, в котором получена поддержка, к показателю предыдущего года.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, по результатам конкурсного отбора заявка общества была признана соответствующей условиям для получения гранта в форме субсидии начинающим субъектам малого предпринимательства. Между обществом и Департаментом заключен договор N 4-2019 от 20.12.2019, в котором срок предоставления финансовой поддержки установлен с 20.12.2019 по 19.12.2020. Размер гранта определен в 270 102 рубля. Срок для перечисления денежных средств установлен до 31.12.2019.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, ни муниципальная программа, ни Порядок, ни договор не приводят толкования используемых в них понятий "год предоставления финансовой поддержки" и "срок предоставления финансовой поддержки". При этом в договоре срок действия договора принимается за срок предоставления финансовой поддержки (пункт 6.1 договора).
Проанализировав текст Порядка и условий договора от 20.12.2019, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что буквальное толкование различает понятие "срок перечисления денежных средств" и "срок предоставления финансовой поддержки", однако, понятия "год предоставления финансовой поддержки" и "срок предоставления финансовой поддержки", который исчисляется одним календарным годом, следует признать идентичными, в том числе, с учетом положений исчисления сроков по ст. 192 Гражданского кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Департаментом выполнено условие о сроке перечисления денежных средств в срок до 31.12.2019 (средства перечислены платежным поручением от 27.12.2019 N 1255, которое исполнено 31.12.2019).
Бизнес-план проекта общества предусматривал рост среднесписочной численности: 1 год-1,7 чел; 2 год-5,95 чел.; 3 год-8,1 чел. При этом в резюме бизнес-плана было указано в пункте 9 среднесписочная численность на начало реализации (момент предоставления заявки на участие в конкурсе) 1 человек и план на конец года 5 человек.
Судом установлено, что общество зарегистрировано 29.05.2019, соответственно первым годом его деятельности будет являться период с 29.05.2019 по 29.05.2020.
Отчет, предусмотренный Порядком, предоставлен обществом за 2019 год в апреле 2020 г., однако, в нем не усматривалось роста численности работников (был 1 на момент подачи заявки и остался 1 на конец 2019 года).
При этом ни бизнес-план, ни резюме бизнес-плана, которые были получены Департаментом на момент рассмотрения заявки, не указывают буквально на то, что на конец 2019 года будет достигнута среднесписочная численность 5 человек.
Также суд первой инстанции верно отметил, что показателем эффективности является рост численности работников в соответствии с Порядком на 1 человека на каждые 500 тыс. рублей субсидии. При этом обществу было предоставлено только 270 102 руб. субсидии. И предоставлены данные средства были только 31.12.2019, что фактически не позволяло увеличить численность работников по состоянию на 31.12.2019.
Департамент в апелляционной жалобе ссылается на то, что общество, подписав договор, ознакомилось с его условиями.
Вместе с тем, буквальное толкование в общем контексте бизнес-плана и резюме бизнес-плана не указывали на то, что численность 5 человек будет достигнута к 31.12.2019. Соответственно Департамент, предоставляя обществу грант, имел возможность оценить соответствие получателя условиям для предоставления гранта, в связи с чем, приняв решение о предоставлении поддержки, признал соответствие заявки общества установленным требованиям.
С учетом того, что денежные средства в виде финансовой помощи были перечислены на расчётный счет общества 31.12.2019, обеспечить рост количества рабочих мест в 2019 году не представлялось возможным.
Позиция Департамент основана на формальном походе.
Согласно статье 71 АПК РФ оценка доказательств и выводы суда должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими в совокупности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в данном случае материалами дела не доказаны основания для возврата субсидии в полном объеме.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.05.2021 (резолютивная часть от 29.03.2021) по делу N А45-299/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2021.
Судья |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-299/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИННОВАЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Ответчик: ООО "СОФ"