г. Москва |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А40-154639/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО Фирма "РОНИМЕКС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2020 по делу N А40-154639/20
по иску ООО Фирма "РОНИМЕКС"
к ИФНС России N 5 по г.Москве
о признании недействительными решений,
при участии:
от истца: |
Шавырин Н.А. по дов. от 24.11.2020; |
от ответчика: |
Привалов К.Ю. по дов. от 07.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "РОНИМЕКС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г.Москве (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительными решений от 11.03.2020 г. NN 315, 316, 317, 318 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 03.11.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по ходатайству заявителя производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Московского городского суда от 20.11.2020 по делу 3а-4464/20.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, определением суда от 20.05.2020 производство было возобновлено.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указал, что Судебной коллегией по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25.03.2021 N 66а-1544/2021 оставлено без изменения решение Московского городского суда от 20.11.2020, в соответствии с которым нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0002019:2016 исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства г.Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.
Представитель Инспекции считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, установил следующее.
Общество является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами: 77:01:0002013:2805, 77:01:0002013:2806, 77:01:0002013:2807 и 77:01:0002013:2808, находящихся в здании с кадастровым номером 77:01:0002019:1016, расположенном по адресу: г. Москва, пер. Озерковский, д. 12.
Здание с кадастровым номером 77:01:0002019:1016 согласно постановлению Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
В уточненных налоговых расчетах и уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций от 25.04.2020 г. за 3 месяца 2017 года, 6 месяцев 2017 года, 9 месяцев 2017 года и 12 месяцев 2017 года заявитель исчислил налог на имущество, исходя из среднегодовой стоимости спорных нежилых помещений.
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 11.12.2017 по делу N 3а-1957/2017 кадастровая стоимость спорных помещений для целей ее применения с 01.01.2017 была установлена в следующем размере: 77:01:0002013:2805 - 162 523 000 руб.; 77:01:0002013:2806 - 77 264 000 руб.; 77:01:0002013:2807 - 110 989 000 руб.; 77:01:0002013:2808 - 23 439 000 руб.
Налоговый орган оспариваемыми решениями определил налоговые обязанности Общества, исходя из кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами: 77:01:0002013:2805 - 162 523 000 руб.; 77:01:0002013:2806 - 77 264 000 руб.; 77:01:0002013:2807 - 110 989 000 руб.; 77:01:0002013:2808 - 23 439 000 руб., установленной решением Московского городского суда; соответственно исключив их из расчета налога по среднегодовой стоимости (раздела 2 налоговых расчетов/декларации).
Таким образом, оспариваемыми решениями Инспекции от 11.03.2020 N N 315, 316, 317, 318 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" заявителю был доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 4 132 986 руб. (1 031 822 руб. за 3 месяца 2017 года, 1 032 297 руб. за 6 месяцев 2017 года, 1 032 772 руб. за 9 месяцев 2017 года, 1 036 095 руб. за 2017 год).
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве от 08.07.2020 N N 21-10/106411@, 21-10/106409@, 21-10/106417@, 21-10/106415@ апелляционные жалобы Общества на решения Инспекции от 11.03.2020 NN 315, 316, 317, 318 были оставлены без удовлетворения, что послужило основанием к его обращению в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решений Инспекции от 11.03.2020 г. N N 315, 316, 317, 318 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", суд исходил из того, что спорные нежилые помещения, принадлежащие Обществу на праве собственности, расположены в здании с кадастровым номером 77:01:0002019:1016, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП в редакции постановления от 29.11.2016 N 789-ПП, в связи с чем исчисление налога на имущество организаций в 1-4 квартале 2017 года должно производиться заявителем исходя из кадастровой стоимости спорных нежилых помещений.
Апелляционная коллегия, оценивая законность судебного акта, приходит к следующим выводам.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из пунктов 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В целях реализации указанного Закона г.Москвы N 64 и в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
Как установлено судом, принадлежащие Обществу на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:01:0002013:2805, 77:01:0002013:2806, 77:01:0002013:2807 и 77:01:0002013:2808 находятся в здании с кадастровым номером 77:01:0002019:1016, расположенном по адресу: г.Москва, пер. Озерковский, д. 12, и включенном в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП в редакции постановления от 29.11.2016 N 789-ПП.
Поскольку помещения представляют собой часть здания, то порядок их налогообложения не может быть отличен от порядка налогообложения здания. Если здание (строение, сооружение) включено в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Из обстоятельств дела следует, что заявитель обращался в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных помещений.
Решением от 11.12.2017 года по делу N 3а-1957/2017 кадастровая стоимость спорных помещений установлена на период с 01.01.2017 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в размере: 77:01:0002013:2805 - 162 523 000 руб.; 77:01:0002013:2806 - 77 264 000 руб.; 77:01:0002013:2807 - 110 989 000 руб.; 77:01:0002013:2808 - 23 439 000 руб.
На основании данного решения Московского городского суда в Единый государственный реестр недвижимости внесены данные о кадастровой стоимости объектов недвижимости заявителя.
Таким образом, вывод Инспекции и суда о том, что поскольку здание с кадастровым номером 77:01:0002019:1016, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Озерковский, д. 12, поименовано в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП, то в 2017 году все помещения, расположенные в данном здании, подлежали налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой как их кадастровая стоимость, являлись верными.
Вместе с тем, решением Московского городского суда от 20.11.2020 по делу N 3а-4464/2020 признан недействующим с 01.01.2017 пункт 2495 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП.
Судебной коллегией по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25.03.2021 N 66а-1544/2021 решение Московского городского суда от 20.11.2020 оставлено без изменения.
Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0002019:2016 исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства г.Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, в связи с чем на ООО "Фирма "Ронимекс" не может быть возложена обязанность по уплате налога за 2017 г., исчисленного исходя из налоговой базы, определенной как кадастровая стоимость объектов недвижимости.
С учетом изложенного исчисленный в уточненных налоговых расчетах и уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций от 25.04.2020 за 3 месяца 2017 года, 6 месяцев 2017 года, 9 месяцев 2017 года и 12 месяцев 2017 года налог на имущество, исходя из среднегодовой стоимости спорных нежилых помещений, является верным; оспариваемые решения Инспекции ФНС N 5 по г.Москве подлежат признанию недействительными.
В силу изложенных обстоятельств решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 265, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2020 по делу N А40-154639/20 отменить.
Признать недействительным Решение N 315 от 11.03.2020 ИФНС России N 5 по городу Москве об отказе в привлечении ООО "Фирма "РОНИМЕКС" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Признать недействительным Решение N 316 от 11.03.2020 ИФНС России N 5 по городу Москве об отказе в привлечении ООО "Фирма "РОНИМЕКС" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Признать недействительным Решение N 317 от 11.03.2020 ИФНС России N 5 по городу Москве об отказе в привлечении ООО "Фирма "РОНИМЕКС" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Признать недействительным Решение N 318 от 11.03.2020 ИФНС России N 5 по городу Москве об отказе в привлечении ООО "Фирма "РОНИМЕКС" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обязать ИФНС России N 5 по городу Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Фирма "РОНИМЕКС".
Взыскать с ИФНС России N 5 по городу Москве в пользу ООО "Фирма "РОНИМЕКС" 12 000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154639/2020
Истец: ООО ФИРМА "РОНИМЕКС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО Г. МОСКВЕ