г. Пермь |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А60-1131/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шляковой А.А.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 марта 2021 года
по делу N А60-1131/2021
по иску Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
к индивидуальному предпринимателю Сыропятову Роману Львович (ИНН 663600036094, ОГРН 315661900001102)
о взыскании части гранта в сумме 716 040 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Сыропятова Романа Львовича (далее - ответчик, предприниматель) части гранта в сумме 716 040 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы ссылается на то, что в соответствии с требованиями Порядка и заключенного с ответчиком соглашения, обязанностью ответчика является создание не временных, а постоянных рабочих мест, а также сохранение созданных новых рабочих мест в течение 5 лет после получения гранта. Отсутствие возможности платить заработную плату принятым сотрудникам не является основанием (согласно требованиям Порядка) для невыполнения показателя результативности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения о предоставлении из областного бюджета гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 14.07.2017 N 447 Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сыропятову Роману Львовичу предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы в размере 2 520 000 рублей.
Факт выплаты указанной суммы ответчику подтверждается платежными поручениями от 21.07.2017 N 603 и 604.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5.1. соглашения, главный распорядитель обязуется, в случае если грантополучателем не достигнуты показатели результативности, направлять грантополучателю требование о возврате средств гранта или части гранта в областной бюджет в срок до 01 апреля года следующего за отчетным.
Руководствуюсь указанным пунктом и в связи с не достижением ответчиком одного из показателей результативности, министерством подготовлено и направлено в адрес ответчика требование о возврате субсидии от 31.03.2020 N 06-01-82/2916.
Ссылаясь на то обстоятельство, что министерством в полном объеме выполнены обязательства по предоставлению гранта, однако ответчиком не выполнены обязательства по достижению показателя результативности и по возврату части гранта, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Признав исковые требования необоснованными, суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 4 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Согласно пункту 4 Порядка предоставлении субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2013 N 110-ПП и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области" (в редакции от 31.05.2017) (далее - Порядок), предоставление субсидий осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в законе Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета.
Согласно пункту 5 Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидии, является Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (в настоящее время Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области) (далее - Министерство).
В соответствии с пунктом 7 Порядка, субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и грантополучателем и подготовленного в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Свердловской области.
В соответствии с пунктом 114 Порядка, право на получение гранта имеет семейная животноводческая ферма - крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное на сельской территории Свердловской области, основанное на личном участии главы и членов хозяйства, состоящих в родстве (не менее двух, включая главу), и совместно осуществляющих деятельность по разведению и содержанию сельскохозяйственных животных и птицы, продолжительность деятельности которого превышает 24 месяца с даты государственной регистрации, зарегистрированное на сельской территории Свердловской области, прошедшее отбор в соответствии с порядком, установленным Правительством Свердловской области.
В соответствии с пунктом 115 Порядка, грант на развитие семейной животноводческой фермы - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и бюджета Свердловской области и перечисляемые на счет грантополучателя, открытый в кредитной организации, для софинансирования не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (указанная редакция государственной программы действовала на момент предоставления гранта) затрат на развитие семейной животноводческой фермы, включая в том числе покупку сельскохозяйственных животных.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5.3 соглашения, ответчик обязуется создать 3 новых постоянных рабочих места в течение срока использования гранта (24 месяца), то есть с 02.08.2017 по 02.08.2019.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5.3 соглашения, ответчик обязуется осуществлять деятельность и сохранять созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Из материалов дела установлено, что грант перечислен ответчику согласно платежным поручениям 31.07.2017 и 01.08.2017, соответственно, осуществлять деятельность и сохранять новые постоянные рабочие места ответчик должен в период с 02.08.2017 по 02.08.2022.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.1 соглашения, главный распорядитель обязуется определить значения показателей результативности предоставления гранта и осуществлять оценку их достижения.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 5.3. соглашения, ответчик обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности предоставления гранта, установленных в приложении к соглашению.
Указанными показателями результативности являются:
1) Количество новых постоянных рабочих мест, созданных грантополучателем - 3 единицы;
2) Прирост объема производства сельскохозяйственной продукции за период использования гранта, по сравнению с годом, предшествующим году получения гранта -10 процентов.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 5.3 Соглашения, ответчик обязуется предоставлять в Управление отчеты о расходовании средств гранта, достижении значений показателей результативности предоставления гранта и показателях деятельности.
Из материалов дела установлено, что ответчиком предоставлены в Управление отчет о расходовании средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на 08.08.2019 и отчет о показателях деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, получившего грант на развитие семейной животноводческой фермы, на 08.08.2019.
Согласно отчету о показателях деятельности на 08.08.2019 (раздел N 4 отчета) на постоянную работу за счет средств грантовой поддержки принято 3 человека (19.06.2019, 25.06.2019, 01.07.2019).
В январе 2020 года ответчиком предоставлены в адрес Управления годовые отчеты о показателях деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, получившего грант на развитие семейной животноводческой фермы, на 01.01.2020 о достижении значений показателей результативности предоставления гранта на развитие семейной животноводческой фермы за 2019 год и о расходовании средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на 01.01.2020.
Согласно отчету о показателях деятельности на 01.01.2020 (раздел N 4 отчета), количество человек, принятых на постоянную работу за счет средств грантовой поддержки составило 0.
Согласно предоставленным ответчиком отчетам Министерством установлено, что из двух показателей результативности ответчиком достигнут только 1 показатель "Прирост объема произведенной сельскохозяйственной продукции за период использования гранта, по сравнению с годом, предшествующим году получения гранта". В отношении создания новых постоянных рабочих мест, ответчиком показатель не достигнут на 100 %.
Пункт 22 Порядка предусматривает три основания для возврата денежных средств в бюджет Свердловской области:
1) нарушение условий предоставления субсидии;
2) нарушение целей предоставления субсидий;
3) нарушение порядка предоставления субсидий.
Вместе с тем, согласно акту от 25.06.2019 проверка проводилась только в отношении целевого использования гранта, о чем свидетельствуют выводы, указанные в акте. В отношении исполнения обязательства ответчика, предусмотренного подпунктом 6 пункта 5.3. (создание трех новых постоянных рабочих мест в течение срока использования гранта) проверка не проводилась и не могла проводиться, так как, срок использования гранта по состоянию на 25.06.2019 еще не наступил. Срок использования гранта согласно подпункту 3 пункта 5.3. соглашения составляет 24 месяца (грант был перечислен ответчику согласно платежным поручениям 31.07.2017 и 01.08.2017, соответственно срок использования гранта составляет период с 02.08.2017 по 02.08.2019).
Ранее ответчиком направлялась в Министерство объяснительная от 13.01.2020, в которой ответчик также подтверждает факт невыполнения показателя результативности о создании новых постоянных рабочих мест, ввиду отсутствия возможности платить заработную плату работникам, а также в связи со снижением поголовья коров.
Порядок предусматривает случаи, при которых решение о возврате гранта Министерством не принимается, такими случаями являются:
1) гибель урожая сельскохозяйственных культур в результате:
- воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений;
- проникновения и (или) распространения вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер;
- пожара, засухи.
2) утрата (гибель) сельскохозяйственных животных в результате заразных болезней животных, массовых отравлений, стихийных бедствий, пожаров.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5.1 соглашения, главный распорядитель обязуется, в случае если грантополучателем не достигнуты показатели результативности, направлять грантополучателю требование о возврате средств гранта или части гранта в областной бюджет в срок до 01 апреля года следующего за отчетным.
Руководствуюсь указанным пунктом и в связи с не достижением ответчиком одного из показателей результативности, министерством подготовлено и направлено в адрес ответчика требование от 31.03.2020 N 06-01-82/2916 о возврате субсидии в сумме 716 040 рублей.
Основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском явилось недостижение ответчиком показателя "создание рабочих мест". При этом истец полагает, что под созданием рабочих мест следует понимать наем работников на предусмотренные штатным расписанием должности.
Ответчиком в материалы дела представлено штатное расписание за 2019, 2020, 2021 годы, из которого следует, что им созданы 3 единицы рабочих мест. Как пояснил, ответчик, соответствующие заявки направлены им в центр занятости, но лиц, изъявивших желание работать на предложенных должностях, центром занятости не направлено. Указанный довод истцом не опровергнут (статьи 9,65 АПК РФ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд запрещен.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Из анализа названных норм закона следует, что понуждение гражданина к труду не допускается.
Как указывает ответчик и не оспаривает истец, ответчиком выполнены взятые на себя обязательства по созданию 3 новых постоянных рабочих мест в течение срока использования гранта.
Отклоняя доводы истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец на расширительно толкует подпункт 6 пункта 5.3 соглашения, в котором установлена обязанность ответчика создать 3 новых постоянных рабочих места и иметь на указанной должности 3 работников в течение срока использования гранта.
Подпункт 6 пункта 5.3 соглашения предусмотрена обязанность ответчика создать 3 новых постоянных рабочих места в течение срока использования гранта. Указанная обязанность исполнена, что подтверждается штатным расписанием N 1 от 31.12.2020, N 1 от 29.12.2019, N 1 от 28.12.2018, приказами от 31.12.2020, 31.12.2019, 28.12.2018, сведениями о застрахованных лицах от 14.04.2020.
Оценив представленные сторонами спора в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что доводы истца являются недоказанными и не могут являться основанием для возврата гранта.
Судом принято во внимание, что в 2020 году ответчиком заключен трудовой договор с гр. Кустовым А.И. от 02.03.2020 на должность механизатора (копия трудового договора прилагается).
Ответчиком также предпринимались меры по поиску кандидатур для трудоустройства.
Ответчик на сегодняшний день соблюдает все условия предоставления гранта, осуществляет деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, обеспечивает ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции, что подтверждается формами отчетности, предоставляемыми истцу.
Учитывая изложенные обстоятельства, установив факт целевого использования ответчиком гранта, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, принимая во внимание, что цели и задачи государственной программы в целом достигнуты, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика предоставленного и использованного им по целевому назначению гранта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьи 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), распределение судебных расходов не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2021 года по делу N А60-1131/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1131/2021
Истец: Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
Ответчик: Сыропятов Роман Львович