г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А21-11972/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12639/2021) Министерства регионального контроля (надзор) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2021 по делу N А21-11972/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК 25 Остров"
к Министерству регионального контроля (надзор) Калининградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК 25 Остров" (далее- Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее- административный орган, Министерство) N ЖК-4/551/ВМА /162 от 10.11.2020 о привлечении к административной ответственности Общества по части 3 статьи 9.23 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 40 000 рублей.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Решением суда от 09.03.2021 в виде резолютивной части заявленные требования удовлетворены.
17.03.2021 судом изготовлено мотивированное решение суда.
Министерство, не согласившись с решением суда от 17.03.2021 обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить, поскольку обязанность по обеспечению доступа представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования возложена на Общество в силу закона (абз. "г" п. 42 Правил N 410), а также в силу заключенного между ОАО "Калининградгазификация" и ООО "УК 25 Остров" договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 01.07.2018 N 17/05-570-2018/УК (п.2.1.7).
По мнению подателя жалобы, непринятие мер по обеспечению доступа и, как следствие, невозможность проведения проверки ВДГО, фактически является со стороны Общества отказом в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового оборудования. Акт об отказе в предоставлении доступа к ВДГО несет в себе информацию об имеющем место нарушении Обществом обязательных требований. Формальные несоответствия акта Правилам N 410 не исключают установленный в ходе исследования совокупности документов и обстоятельств факт_ допущенных Обществом нарушений, которые образуют состав административного правонарушения по части 3 статьи 9.23 КоАП РФ. Такие несоответствия носят формальный характер и не могут являться основанием для отмены постановления административного органа.
Министерство не несет ответственность за составленный акт о не допуске, так как его составляла специализированная организация. Указанный документ не является процессуальным документом и недостатки, допущенные при его составлении, не дают безоговорочных оснований для вывода об отсутствии состава административного правонарушения, при том, что факт непредставления доступа к ВДГО признан сторонами по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Министерство из ОАО "Калининградгазификация" поступил материал об отказе Общества в допуске представителей специализированной организации ОАО "Калининградгазификация" для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования по указанному выше адресу.
Согласно представленным в Министерство документам установлено, что между ОАО "Калининградгазификация" и Обществом заключен договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 01.07.2018, по условиям которого ОАО "Калининградгазификация" обязуется выполнить работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (газопроводы, являющиеся общим имуществом газопроводов собственников помещений и проложенные от места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (отпусках) к внутридомовому газовому оборудованию.
В соответствии с пунктом 2.1.7 договора заказчик обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителей ОАО "Калининградгазификация" (при предъявлении служебного удостоверения) к ВДГО, включая участки газопроводов, проложенных в квартирах, для "проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению, а также для приостановления подачи газа.
16.09.2019 в Общество поступило и было зарегистрировано уведомление ОАО "Калининградгазификация", направленное в рамках требований п. 46-47 Правил N 410, о проведении 05.11.2019 в 16-00, в соответствии с графиком технического обслуживания внутридомового газопровода и газового оборудования, технического обслуживания.
В ходе проведенного 05.11.2019 технического обслуживания внутридомового газопровода и газового оборудования, Обществом не был предоставлен доступ в часть жилых помещений для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования МКД.
03.12.2019 ОАО "Калининградгазификация" в адрес Общества, в соответствии с требованиями пункта 48 Правил N 410, направлено уведомление о проведении 31.01.2020 повторного обследования по указанному МКД.
В ходе проведенного 31.01.2020 технического обследования внутридомового газопровода и газового оборудования, Обществом не был предоставлен доступ для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования МКД.
В связи с не предоставлением доступа в жилые помещения для проведения обследования внутридомового газового оборудования, ОАО "Калининградгазификация", 26.11.2019 направило в адрес Общества Извещение N 1, с предложением сообщить удобные для управляющей организации дату и время допуска сотрудников ОАО "Калининградгазификация" в жилые помещения указанного МКД для проведения обследования.
В нарушение требований п. 50 Правил N 410, общество в течение 7 дней со дня получения Извещения N 1, дату и время проведения обследования не согласовало, ответ на извещение в адрес ОАО "Калининградгазификация" не направило.
ОАО "Калининградгазификация" направлено повторное Извещение N 2, с предложением сообщить удобные для управляющей организации дату и время допуска сотрудников ОАО "Калининградгазификация" в жилые помещения указанного МКД.
Общество дату и время проведения обследования не согласовало, ответ па извещение в адрес ОАО "Калининградгазификация" не направило.
ОАО "Калининградгазификация" 18.06.2020 составлен акт об отказе в допуске к внутридомовому газовому оборудованию МКД.
При таких обстоятельствах административный орган посчитал установленным, что Обществом не исполнена обязанность обеспечения доступа представителей исполнителя (ОАО "Калининградгазификация") к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию данного МКД для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами N 410.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении Общества протокола от 15.09.2020 N ЖК-4/551/ВМА /15087-вх об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ.
Постановлением Министерства от 10.11.2020 N ЖК-4/551/ВМА /162 о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению регулируются Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила).
Как определено в пункте 2 Правил "внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме" - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 16 Правил техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу пункта 17 Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются
- в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В соответствии с подпунктом г пункта 42 Правил, управляющая организация обязана обеспечить доступ представителей специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами.
Аналогичные положения предусмотрены также пунктом 2.3 договора на техническое обслуживание сетей газоснабжения от 01.07.2018 N 17/05-570-2018/УК, заключенного между ОАО "Калининградгазификация" (исполнитель) и ООО "УК 25 Остров " (заказчик).
Министерство пришло к выводу, что Обществом, как управляющей организацией, не исполнена обязанность по обеспечению доступа представителей ОАО "Калининградгазификация" к внутридомовому и внутриквартирному газовому оборудованию МКД для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования.
Согласно пункту 46 Правил N 410, выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами. Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет", путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
Пунктом 47 Правил N 410 установлено, что в случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на основании уведомлений, доведенных до сведения заказчика способами, предусмотренными пунктом 46 настоящих Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил.
Пунктом 48 Правил N 410 установлено, что исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения.
Пунктом 49 Правил N 410 установлено, что исполнитель направляет заказчику способом, позволяющим определить дату получения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ и разъяснением последствий бездействия заказчика или его отказа в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию
Пунктом 50 Правил N 410 установлено, что заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 49 настоящих Правил, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение 6 ближайших 10 дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ.
Пунктом 51 Правил N 410 установлено, что при невыполнении заказчиком положений пункта 50 настоящих Правил исполнитель повторно направляет заказчику письменное извещение в соответствии с пунктом 49 настоящих Правил, а заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 53 Правил N 410 установлено, что если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в согласованные с заказчиком дату и время, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования в соответствии с указанным договором. Этот акт подписывается сотрудниками исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта - сотрудниками исполнителя и незаинтересованными лицами.
В акте указываются дата и время прибытия сотрудников исполнителя для выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, причины отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (если заказчик сообщил о таких причинах) и иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) заказчика, препятствующих сотрудникам исполнителя в проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Один экземпляр акта сотрудники исполнителя передают заказчику (его уполномоченному представителю), а при отказе последнего от принятия акта делают в акте соответствующую отметку.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.09.2019 в Общество поступило уведомление ОАО "Калининградгазификация", направленное в рамках требований п. 46-47 Правил N 410, о проведении 05.11.2019 в 16-00, в соответствии с графиком технического обслуживания внутридомового газопровода и газового оборудования, технического обслуживания.
В ходе проведенного 05.11.2019 технического обслуживания внутридомового газопровода и газового оборудования, Обществом не был предоставлен доступ в часть жилых помещений для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования МКД.
03.12.2019 ОАО "Калининградгазификация" в адрес Общества, в соответствии с требованиями пункта 48 Правил N 410, направлено уведомление о проведении 31.01.2020 повторного обследования по указанному МКД.
В ходе проведенного 31.01.2020 технического обследования внутридомового газопровода и газового оборудования, Обществом не был предоставлен доступ для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования МКД.
В связи с не предоставлением доступа в жилые помещения для проведения обследования внутридомового газового оборудования, ОАО "Калининградгазификация", 26.11.2019 направило в адрес Общества Извещение N 1, с предложением сообщить удобные для управляющей организации дату и время допуска сотрудников ОАО "Калининградгазификация" в жилые помещения указанного МКД для проведения обследования.
В нарушение требований п. 50 Правил N 410, Общество в течение 7 дней со дня получения Извещения N 1, дату и время проведения обследования не согласовало, ответ на извещение в адрес ОАО "Калининградгазификация" не направило.
ОАО "Калининградгазификация" направлено повторное Извещение N 2, с предложением сообщить удобные для управляющей организации дату и время допуска сотрудников ОАО "Калининградгазификация" в жилые помещения указанного МКД.
Общество дату и время проведения обследования не согласовало, ответ па извещение в адрес ОАО "Калининградгазификация" не направило.
Акт об отказе в допуске к внутридомовому газовому оборудованию составлен 18.06.2020, объективную сторону правонарушения Министерство усматривает в неуведомлении специализированной организации о времени допуска в помещения для выполнения работ в установленные законом сроки
При условии наличия события административного правонарушения, составленный ОАО "Калининградгазификация" именно Акт об отказе в допуске к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию фиксирует факт невыполнения к установленному сроку обязанности, предусмотренной правовыми актами (п. 46 - 53 Правил пользования газом), и свидетельствует о завершении совершения административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 9.23 КоАП РФ.
Как видно из переписки Министерства и ОАО "Калининградгазификация" обращение последнего в административный орган по факту рассматриваемого правонарушения поступило 23.06.2020.
Таким образом, и с учетом даты, когда органу стало известно о факте правонарушения, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что акт об отказе в допуске к внутридомовому газовому оборудованию составлен 18.06.2020 не может являться допустимым и с достаточным доказательством, подтверждающим факт правонарушения, поскольку в нарушение положений пункта 53 Правил N 410 акт подписан только от имени сотрудника исполнителя, заказчиком или уполномоченным представителем не подписан и участие последнего в составлении акта, равно как и его отказ от подписания акта, как того требует вышеуказанная норма, не зафиксировано. Акт от 31.01.2020 г. также не содержит указание на участие в его составлении работников Общества.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, что Общество имело возможность соблюсти нормы законодательства, но не приняло всех необходимых мер, Министерство не представило.
Общество в свою очередь указывает на уведомление всех жильцов квартир в указанном доме о датах производства работ путем вывешивания объявлений, обхода квартир, через почтовые ящики, путем использования телефонной связи при наличии телефонов жильцов.
Кроме того, в рассматриваемом случае из материалов дела не следует, что доступ в квартиры невозможен по вине управляющей организации.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Министерством не доказано наличие в действиях Общества вины во вмененном административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Недоказанность вины привлекаемого к ответственности лица означает недоказанность состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим назначение административного наказания.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку материалами дела не подтверждается наличие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, признав незаконным оспариваемое постановление.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, исследовал и оценил представленные доказательства, судом не допущено нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2021 по делу N А21-11972/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11972/2020
Истец: ООО "УК 25 ОСТРОВ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ