Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2021 г. N Ф08-8637/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2021 г. |
дело N А32-889/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от АО "Краснодаргоргаз", посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Амельченко И.Л. по доверенности от 18.03.2021 N 1401/2021/499,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.12.2020 по делу N А32-889/2020
по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз"
(ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: Ушаковой Н.С.
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - АО "Краснодаргоргаз", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, УФАС по Краснодарскому краю, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2019 N 023/04/9.21-3175/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб., о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ушакова Н.С.
Решением от 07.12.2020 суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебный акт мотивирован тем, что в деле отсутствуют надлежащие доказательства наличия газопровода низкого давления на ул. пр. 3-й им. Писателя Степанова А.А., что позволило бы обществу осуществить технологическое присоединение объекта Ушаковой Н.С. к вышеуказанной сети, без строительства распределительного газопровода низкого давления по ул. пр. 3-й им. Писателя Степанова А.А.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что факт нахождения указанного газопровода на балансе АО "Краснодаргоргаз" подтверждается выданными АО "Краснодаргоргаз" техническими условиями (далее - ТУ) от 27.09.2019 N 11.1/4466 на подключение объекта Тарасевич Ю.Н., расположенного по адресу: ул. Им. Писателя Степанова/пр. 5-й им. Писателя Степанова, 32/2 (соседняя улица с пр. 4-м им. Писателя Степанова), ТУ от 30.10.2019 N 1103/5037 на подключение объекта Быкова Д.В, расположенного по адресу: ул. Им. Писателя Степанова, 12. В пункте 6 "точка подключения" вышеуказанных ТУ от 27.09.2019 N 11.1/4466, от 30.10.2019 N 1103/5037 указанно, что подключение осуществляется к подземному газопроводу низкого давления диаметром 315 мм., проходящему по ул. Им. Писателя Степанова. Отсутствие построенного газопровода по 3-ему проезду им. Писателя Степанова, не является основанием для отказа в выдаче ТУ и договора о подключении. Отказ, направленный АО "Краснодаргоргаз" в адрес заявителя письмом от 01.11.2019 N 1103/5086, в заключении договора об осуществлении технологического присоединения не соответствует требованиям Правил подключения N 1314.
АО "Краснодаргоргаз" косвенно подтвердило наличие возможности подключить объект Ушаковой Н.С., в случае если она совместно с соседями подаст коллективную заявку на подключение. Правила N 1314 не предусматривают обязанности Ушаковой Н.С. по иску других заявителей, которым необходимо подключение объекта к сети газораспределения, а также обязанности подавать коллективную заявку на подключение к сети газораспределения. Требование АО "Краснодаргоргаз" о подаче коллективной заявки для строительства газопровода по ул. 3-й пр. им. Писателя Степанова ставит подключение объекта Ушаковой Н.С. в зависимость от необходимости подключения соседних земельных участков, что не соответствует требованиям Правил N 1314.
В судебном заседании представитель АО "Краснодаргоргаз" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Ушакова Н.С. 22.10.2019 подала в АО "Краснодаргоргаз" заявку о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. пр. 3-й им. Писателя Степанова, д. 9 к сети газораспределения.
По результатам рассмотрения заявки Ушаковой Н.С., обществом составлен отказ, изложенный в письме от 24.10.2019 N 1103/4941. Отказ мотивирован тем, что для подключения объекта Ушаковой Н.С. к сети газораспределения, в соответствии с Правилами N 1314, необходимо запроектировать и построить распределительный газопровод низкого давления по 3-ьему проезду им. Писателя Степанова А.А., в связи с чем, подателю заявки и правообладателям смежных земельных участков предложено обратиться в АО "Краснодаргоргаз" с коллективной заявкой от владельцев земельных участков на строительство указанного газопровода.
Ушакова Н.С. в обращении к обществу указала на наличие газопровода низкого давления на ул. им. Писателя Степанова А.А. и расстояние от указанного газопровода до ее объекта по прямой линии составляет 155 метров.
Антимонопольным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 10.12.2019 N 023/04/9.21-3175/2019 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
По факту административного правонарушения, управление постановлением от 24.12.2019 N 023/04/9.21-3175/2019 признало АО "Краснодаргоргаз" виновным в совершении административного правонарушения и привлекло его к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 00 руб. (т. 1 л.д. 9-17).
Управлением выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 24.12.2019, в соответствии с которым общество должно осуществить фактические действия по рассмотрению заявки от 22.10.2019 N 115914 и о принятых мерах письменно сообщить в управление (т. 1 л.д. 18-24).
Полагая, что указанное постановление о привлечении к административной ответственности и представление являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 Правил N 1314, заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.
В силу п. 13 Правил N 1314, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
На основании п. 74(1) Правил N 1314, основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.
Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Согласно пункту 14 Правил N 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
На основании пункта 15 Правил N 1314 в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
Состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.
В соответствии с требованием пункта 15 Правил N 1314 отказ в предоставлении технических условий должен быть мотивирован.
В своем обращении Ушакова Н.С. указывает на наличие газопровода низкого давления на ул. им. Писателя Степанова А.А., расстояние от указанного газопровода до ее объекта по прямой линии составляет 155 метров (схема т. 1 л.д. 113).
Материалами дела и судом установлено, что отказ мотивирован тем, что для подключения объекта Ушаковой Н.С. к сети газораспределения, необходимо запроектировать и построить распределительный газопровод низкого давления по 3-ьему проезду им. Писателя Степанова, в связи с чем, подателю заявки и правообладателям смежных земельных участков предложено обратиться в АО "Краснодаргоргаз" с коллективной заявкой на строительство газопровода (т. 1 л.д. 27-28).
Таким образом, основанием для отказа в заключении договора на подключение объекта Ушаковой Н.С. к сети газораспределения, явилось отсутствие технической возможности.
Из письма общества от 10.12.2019 следует, что на дату рассмотрения АО "Краснодаргоргаз" запроса Ушаковой Н.С. газопровод низкого давления диаметром 315 мм, проходящему по ул. Им. Писателя Степанова находился на балансе АО "Краснодаргоргаз".
В непосредственной близости от объекта Ушаковой Н.С. находятся объекты, подключаемые АО "Краснодаргоргаз" к сети газораспределения (Тарасевич Ю.Н., ул. Им. Писателя Степанова/пр. 5-й Писателя Степанова, 32/2; Быков Д.В., ул. Им. Писателя Степанова, 12), а также объекты с уже заключенными договорами поставки газа (г. Краснодар, ул. Писателя Степанова, 2/1, 13, 21, 27) (т. 1 л.д. 117-118, 119-120, 121-122, 123-124).
Таким образом, наличие у общества технической возможности подключения объекта Ушаковой Н.С. к сети газораспределения подтверждаются материалами дела.
При этом, с учетом вышеизложенных положений действующего законодательства требование общества о подаче коллективной заявки на подключение объектов к сети газораспределения не является основанием для отказа в предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
С запросом о подключении, согласно Правилам N 1314, обращается собственник объекта, либо лицо, владеющее объектом на ином законном основании (п. 8 Правил N 1314 предусматривает, что к запросу прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок).
Согласно п. 25 Правил N 1314, техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).
Кроме того, Правила N 1314 регулируют отношения между владельцем земельного участка и газораспределительной организацией, связанные с подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
Из Правил N 1314 следует, что с заявлением на выдачу технических условий и подключение объекта к сетям газораспределения, может обратиться только владелец земельного участка, который обязан подтвердить свои права на земельный участок копиями правоустанавливающих документов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Правила N 1314 предусматривают право Ушаковой Н.С. на обращение в АО "Краснодаргоргаз" с индивидуальной заявкой на подключение непосредственно своего объекта к сети газораспределения.
Поскольку АО "Краснодаргоргаз" не соблюден порядок рассмотрения заявки от 22.10.2019, предусмотренный п. 73 (1), п. 74, п. 13 Правил N 1314 и ранее АО "Краснодаргоргаз" неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А32-14038/2019, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2020 по делу N А32-883/2020), суд апелляционной инстанции соглашается с выводом управления о наличии в действиях АО "Краснодаргоргаз" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
Общество, как профессиональный участник рынка, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы не нарушать требования, предусмотренные действующим законодательством. При осуществлении предпринимательской деятельности физические и юридические лица должны осознавать возможность несения риска наступления последствий совершения или несовершения ими каких-либо действий, обязаны соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от них в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Размер назначенного обществу административного наказания определен административным органом в пределах санкции части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение, не может быть квалифицировано как малозначительное.
Поскольку событие вмененного обществу правонарушения и вина самого общества в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то административный орган в пределах своих полномочий правомерно выдал обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При этом заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое представление не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Следовательно, оспариваемое постановление и представление управления являются законными, обоснованными и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что выводы, изложенные в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда, в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24.12.2019 N 023/04/9.21-3175/2019 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб. и признании недействительным представления надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2020 по делу N А32-889/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных акционерным обществом "Краснодаргоргаз" требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-889/2020
Истец: АО "Краснодаргоргаз", ОАО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Краснодарское УФАС России, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Ушакова Н.С.