город Воронеж |
|
3 июня 2021 г. |
Дело N А64-7555/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Пороника А.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Яблочкина Т.Ю. - представитель по доверенности от 25.08.2020 N 52, сроком на 1 год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от ООО "Янтарь": Денисов А.В. - директор, лично, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2021 по делу N А64-7555/2020 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Янтарь" о взыскании ущерба в размере 8 673,74 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Янтарь" (далее - ООО "Янтарь", Общество, ответчик) о взыскании причиненного ущерба в размере 8 673,74 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2021 по делу N А64-7555/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ГУ - УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ГУ - УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области ссылается на то, что именно несвоевременное представление страхователем сведений о Денисове А.В. за июнь 2019 г. повлекло причинение Управлению убытков в размере 8 673,74 руб. Ввиду непредставления сведений по форме СЗВ-М за июнь 2019 года ООО "Янтарь" в установленный срок был уточнен факт прекращения работы пенсионером и вынесено решение об индексации пенсии Денисову А.В. с 01.06.2019. Факт излишней выплаты страховой пенсии выявлен только при проверке отчета, представленного ООО "Янтарь" 25.02.2020 года. Таким образом, выплата индексации Денисову А.В. находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) страхователя по непредставлению в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июнь 2019 года, выводы суда об обратном, являются неправомерными.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Янтарь" указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Янтарь" в адрес ГУ - УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области были несвоевременно (25.02.2020) представлены сведения по форме СЗВ-М за июнь 2019 года в отношении застрахованного лица Денисова Анатолия Владимировича.
Фондом в материалы дела представлено решение N 313 от 22.09.2011 о назначении Денисову А.В. пенсии по старости.
В протоколах от 06.05.2020 указано на выявление факта излишней выплаты за период с 01.06.2019 по 31.03.2020 в общей сумме 8673 руб. 74 коп. указанному лицу в связи с несвоевременным предоставлением ООО "Янтарь" сведений по форме СЗВ-М за июнь 2019 года.
За последующие после июня 2019 года периоды по форме СЗВ-М, а именно, за июль-декабрь 2019 г., январь-март 2020 г., сведения были предоставлены ООО "Янтарь" в отношении застрахованного лица своевременно.
Решение о выплате пенсий с учетом индексации принято 20.08.2019, после чего были произведены все спорные выплаты.
Ссылаясь на уклонение ответчика от добровольной компенсации ущерба, причиненного выплатой пенсии в повышенном размере, истец обратился в арбитражный суд с рассмотренным иском.
Неуплата ответчиком ущерба в размере 8 673,74 руб., составляющего излишне выплаченную сумму страховой пенсии, явилась основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, Управлением не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на общество ответственности в виде возмещения убытков. Судом первой инстанции учтено, что сведения за июль-декабрь 2019 г., январь-март 2020 г. были представлены Обществом своевременно и у пенсионного фонда отсутствовали основания полагать, что Денисов А.В. в июне 2019 года являлся неработающим пенсионером, в связи с чем отсутствует причинно-следственная связь между предоставленными несвоевременно Обществом сведениями за июнь 2019 года и понесенными Управлением расходами в виде выплаты излишних сумм страховой пенсии за период с 01.06.2019 по 31.03.2020.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 1 и пункта 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N-27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) индивидуальные сведения.
Право на индексацию имеют только неработающие пенсионеры. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы осуществляется Пенсионным фондом ежемесячно, на основании расчетов СЗВ-М.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 3 стать 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено возмещение работодателем причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Кроме того, Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.
В пункте 90 Правил N 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 названных правил, без удержания за прошлое время.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Как следует из материалов дела, сведения о работающем застрахованном лице Денисове Анатолии Владимировиче по форме СЗВ-М за июнь 2019 года не были представлены в установленный законом срок (15.07.2019). Указанные сведения были представлены только 25.02.2020.
Ссылаясь на то, на непредставление страхователем сведений в отношении факта работы Денисова А.В. за июнь 2019 года, привело к выплате пенсии данному застрахованному лицу в излишнем размере за период с 01.06.2019 по 31.03.2020, поскольку Фонд не был уведомлен о факте работы пенсионера на дату приятия решения об индексации, Управление полагает необоснованным вывод суда области об отсутствии у истца возможности не принимать решение об индексации либо решения о прекращении выплаты индексации.
Из решения управления от 20.08.2019 N 200000248632/В, которыми была увеличена пенсия Денисова А.В., следует, что указанное решение принято на основании представленных страхователем по состоянию на май 2019 г. сведений в соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Частью 4 статьи 26.1 предусмотрено уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером трудовой деятельности на основании сведений по форме СЗВ-М.
Судом установлено, что обществом своевременно были представлены отчеты по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 г., январь, февраль, март 2020 г., в которых содержалась информация о Денисове А.В. как о работающем пенсионере.
Таким образом, в последующем сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении указанного лица были представлены своевременно в предусмотренные действующим законодательством сроки.
Следовательно, из имеющихся у пенсионного фонда на 20.08.2019 от общества сведений по форме СЗВ-М видно, что Денисов А.В. является работающим пенсионером.
Не имея на 20.08.2019 сведений по форме СЗВ-М за июнь 2019 года, пенсионный фонд мог уточнить факт осуществления (прекращения) Денисовым А.В. трудовой деятельности в июне по этим сведениям, а поэтому необоснованно начислил и выплатил указанному лицу пенсию с учетом индексации.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Из совокупности указанных норм следует, что решение от 20.08.2019, которым увеличена пенсия Денисову А.В., вынесено преждевременно, без уточнения факта осуществления (прекращения) указанными лицами трудовой деятельности.
Кроме того, истец, как орган, осуществляющий контроль, при неполучении сведений по форме СЗВ-М (за июнь 2019 г.) в отношении Денисова А.В.. и на данном основании придя к выводу, что указанное лицо единовременно прекратили осуществление работы, должен был, с учетом положений Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, проверить соответствующую информацию с помощью иных источников (форм отчетности).
Таким образом, пенсионный орган имел возможность на основании сведений, своевременно полученных в последующие периоды принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии и фактически прекратить выплату, которая производилась в излишнем размере вплоть до марта 2020 г.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия находит обоснованными выводы суда области об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному представлению сведений о застрахованном лице за июнь 2019 и наступлением вреда, выраженного в виде выплат излишних сумм страховой пенсии за период с 01.06.2019 по 31.03.2020.
Аналогичная позиция содержится в определениях Верховного суда от 05.09.2019 N 307-ЭС19-14000, от 22.07.2019 N 307-ЭС19-10549, от 08.10.2019 N 307-ЭС19-16712.
Апелляционная коллегия также отмечает, что Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Апелляционная инстанция считает, что при достаточной степени заботливости и осмотрительности фонд мог устранить свои сомнения относительно необходимости производить индексацию пенсий, которые возникли у него в связи с непредставлением страхователем отчетности, а также возможность направления в адрес страхователя соответствующего запроса.
В целом доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают его выводы, что выплата проиндексированной пенсии, которая была расценена фондом как убытки, не может быть квалифицирована как прямое следствие несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь 2019 года, в связи с чем подлежат отклонению.
То обстоятельство, что страхователь ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по представлению достоверных сведений за июнь 2019 года, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
Иное толкование Фондом положений законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку в материалах апелляционной жалобы заявитель не приводит доводов, которые могли бы подвергнуть сомнению правильность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2021 по делу N А64-7555/2020 не имеется.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Учреждения, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2021 по делу N А64-7555/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7555/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области
Ответчик: ООО "Янтарь" "Янтарь"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд