г. Чита |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А10-3275/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей О.П. Антоновой, Н.А. Корзовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А. рассмотрел, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 апреля 2021 года по делу N А10-3275/2020 по заявлению Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698, ИНН 0326023187) о признании недействительным в части предписания от 30.04.2020 N 56/1/26,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Администрация города Улан-Удэ, обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Главному Управлению МЧС России по Республике Бурятия о признании недействительными пунктов 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30 апреля 2020 года N 56/1/26.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2021 требования заявителя удовлетворены частично.
Суд признал недействительным предписание от 30 апреля 2020 года N 56/1/26 в части:
пункта 5 о возложении на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по ликвидации свалок горючих отходов на территории острова Богородский, мкр. Восточный;
пункт 8 о возложении на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по очистке от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в ДНТ "Академия";
пунктов 10, 17, 23 в части возложения на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по обеспечению ширины проезжей части не менее 7 метров в ДНТ "Озон", ДНТ "Сибиряк", ДНТ "Коммунальник", ДНТ "20 лет Победы", ДНТ "Весна", ДНТ "Дружба", ДНТ "Черемушки", СНТ "Профсоюзник", СНТ "Урожай", СНТ "Тепловик", ДНТ "Пионер 1", ДНТ "Багульник". ДНТ "Удинское", ДНТ "Энергетик", ДНТ "Вишня", ДНТ "Тимирязево",
пункта 15 о возложении на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по обеспечению противопожарных расстояний не менее 15 метров, 30 метров от границ застройки ул. Речная, ул. Челутаевская, ул. Рубиновая, как несоответствующие Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В основу правовой позиции суда первой инстанции положено том, что в соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части признания законными:
пунктов 5, 25 Предписания в отношении ДНТ "Озон", мкр. Старый Зеленый (вблизи дома 4), ул. Тубсанаторная, 24;
пунктов 6, 13, 19 Предписания в части возложения на Администрация г.Улан-Удэ обязанность обеспечить наружным противопожарным водоснабжением территории ДНТ/СНТ (по перечню, указанному в Предписании);
пунктов 12 и 26 Предписания, которыми на Администрацию возложена обязанность по уборке сухой растительности, мелкого кустарника и мусора на территории СНТ Зенит, ДНТ Озон, ДНТ Академия, СНТ Экзотика; СНТ Пионер 1 и 2, ДНТ Терра, ДНТ Баяр, СНТ Горки-12.
Признать Предписание в указанной части недействительным.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда сделаны без учета действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Представитель надзорного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 12.05.2021.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Республики Бурятия по пожарному надзору от 31 марта 2020 года N 56, принятого во исполнение поручения прокуратуры Республики Бурятия, 06 апреля 2018 года в рамках осуществления надзора за выполнением требований пожарной безопасности, проведена проверка в отношении Администрации г. Улан-Удэ с целью осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (т.1, л.д.27-30.).
Результаты проверки отражены в акте проверки N 56 от 30 апреля 2020 года (т.1, л.д.85-95).
30 апреля 2020 года главным государственным инспектором г. Улан-Удэ по пожарному надзору Администрации выдано предписание N 56/1/26 (т.1, л.д. 96-150).
Администрация посчитав, что пункты 5, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26, предписания от 30.04.2020 N 56/1/26 нарушают его права и законные интересы и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, при том, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Так в частности оспариваемыми пунктами Предписания установлено:
- пунктами 5, 25 Предписания установлено, в том числе:
Допускается устройство свалок горючих отходов на территориях общего пользования городского округа, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а именно: ДНТ "Озон", мкр. Старый Зеленый (вблизи дома 4), ул. Тубсанаторий, 24;
Нарушены ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О Противопожарном режиме" п. 19;
Срок исполнения 30.07.2020
- пунктами 6, 13, 19 Предписания установлено в том числе:
Не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров, либо совсем отсутствует), территория ДНТ/СНТ:
"Озон", ул. Заречная, ул. Кемеровская, ул. Блюхера, ул. Грачевского, ул. Центральная, ул. Полынная, ул. Тепличная, ул. Урожайная, ул. Красночикойская; ул. Каменная, ул. Войсковая; ДНТ "Перспектива", ДНТ "Сосновый", дат "Надежда", ДНТ "Весна", ДНТ "Оптимист", ДСНТ "Сосновый", ДНТ "Родник", ДНТ "Учитель", ДНТ "Энергостроитель" (емкости под воду только в летнее время года), ДНТ "Олимпийский", ДНТ "Лоза", ДНТ "Серебряный бор", ДНТ "Тамир", 118-123, 126 квартала, ул. Жасминовая, ул. Линейная, ул. Ледовая, ул. Челутаевская, п. Горького: ул. Одонская, ул. Заголуйская, п. Забайкальский: ул. Совхозная, ул. Лавандовая; мкр. Новая Комушка: ул. Одонская, ул. Парковая; мкр. Октябрьский: ул. Залесная, ул. Саратовская, ул. Днепровская, ул. Каспийская; мкр. Сосновый: ул. Полевая; мкр. Жданова: ул. Лебедева, ул. Тулаева, ул. Рейдовая, ул. Складская; мкр. Никольский: ул. Талецкая, ул. Таежная, ул. Лебедева; мкр. Светлый: ул.Приборная, ул. Запрудная, ул. Авангардная, ул. Коммунальная, ул. Живописная; 102 квартал: ул. Хвойная, ул. Вербная, ул. Жамцарано; мкр. Почтовый: ул. Залесная, ул. Бархатная ул. Жемчужная, ул. Синегорская; мкр. Тальцы: ул. Челутаевская, ул. Илькинская, СНТ Талецкий; СНТ Таежный; мкр. Южный: ул. Бограда, ул. Псковская ул. Аргунская, ул. Зейская, ул. Сахалинская, ул. Нижнеангарская, ул. Кичерская; мкр. Птицевод: ул. Псковская; ул. Кедровая, ул. Вакарина; ул. Локомотивная, мкр. Орешково; ул. Дзержинского-1, мкр. Шишковка; ул. Фадеева; ул. Богданова, ул. Ватутина мкр. Кумыска; ул. Богданова мкр. Ленина; ул. Бородина, ул. Арбузова, ул. Третьякова, ул. Перова, ул. Грушевая мкр. Зеленхоз; ул. Богданова мкр. Плодово-ягодная станция; ул. Рождественская, ул. Рябиновая, ул. Кленовая мкр. Солнечный; ул. Таганская мкр. Полигон; Подсобное хозяйство авиазавода; ул. Огарева, ул. Грибоедова, ул. Репина; ул. Авиационная, ул. Сперанского, ул. Железнодорожников мкр. Площадка; ул. Мостостроителей, ул. Ветровая мкр. Зеленый; ул. Тюленина, ул. Земнухова, ул. Смирнова мкр. Матросова; ул. Гавань мкр. ДСУ; ДНТ "Пионер 1"; ДНТ "Пионер 2"; ДНТ "Преображение"; ДНТ "Почтовая тройка"; ДНТ "Удинский"; ДНТ "Лесное-2"; ДНТ "Энергетик"; ДНТ "Радуга"; ДНТ "Лесное-1"; ДНТ "Багульник"; ДНТ "Актер"; ДНТ "Тимирязева"; ДНТ "Вишня"; ДНТ "Шамбала"; ДНТ "Алтаргана"; ДНТ "Ермак"; ДНТ "Березка"; СНТ "Долина"; СНТ "Ветеран-1"; СНТ "Высочайшее"; СНТ "Горки-12"; СНТ "Гавань"; СНТ "Связист"; ДНТ "Горлесхоз"; ДНТ "Простор"; ДНТ "Орбита"; ДНТ "Субурга", ул. Лизы Чайкиной, ул. Дачи Писателей, ул. Тубсанаторная.
Нарушены ст.63,68 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 года; ст.4,5,6. Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 2.11 СНиП 2.04.02.84*;разд. 4 СП 8.13130.2009; п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ N390 от 25.04.2012 г.
Срок исполнения 30.11.2020
- пунктами 12, 26 Предписания установлено в том числе:
Не осуществляется уборка (покос) сухой растительности, мелкого кустарника и мусора на территории СНТ "Зенит", ДНТ "Озон", ДНТ "Академия", п. Дивизионный, п. Вагжанова, СНТ "Экзотика" ("Учитель"), автодорога от железнодорожного переезда до кладбища мкр. Стеклозавод; СНТ "Пионер 1 и 2", ДНТ "Терра", ДНТ "Баяр", СНТ "Горки 12", мкр. Матросово, мкр. Новый Зеленый, мкр. Старый Зеленый, Площадка, кладбище мкр. Восточный, вдоль дорог проезжей части ул. Ветровая.
Нарушены п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства N 390 от 25.04.2012 г.;
Срок исполнения 30.07.2020.
Суд апелляционной инстанции оценив указанное исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица (ч.2).
Статьей 26 Устава города Улан-Удэ установлено, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (ч. 1).
Администрация города обладает правами юридического лица (ч. 3).
Статьей 28 Устава города Улан-Удэ установлено, что к полномочиям Администрации города относятся в том числе:
1) решение вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города, постановлениями и распоряжениями Администрации города;
2) полномочия, отнесенные к ведению органов местного самоуправления федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами, за исключением полномочий, закрепленных за иными органами местного самоуправления решением городского Совета;
3) исполнение отдельных государственных полномочий, переданных Администрации города федеральными законами и законами Республики Бурятия (ч.1).
Администрация города обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Республики Бурятия и настоящим Уставом (ч.2).
Из указанного следует, что Администрация города Улан-Удэ это не просто юридическое лицо, а в первую очередь исполнительно-распорядительный орган, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Улан-Удэ федеральными законами и законами Республики Бурятия.
Следовательно, следует разграничивать полномочия Администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, и как субъекта, наделенного правами юридического лица.
Суд апелляционной инстанции убежден, что деятельность Администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления регламентируется в первую очередь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и соответствующим уставом муниципального образования.
Деятельность Администрации как лица, наделенного правами юридического лица, регламентируется, в том числе гражданским законодательством.
Поскольку в соответствии с Уставом город Улан-Удэ является муниципальным образованием городской округ "город Улан-Удэ " (п.1 Устава), в соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (п.13 ст. 4 Устава).
Из указанного следует, что к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 63 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Кроме того ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Из указанного следует, что указанное выше обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к функциональным полномочиям и компетенции исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, а не к обязанностям юридического лица.
В тоже время в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе:
- выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарнотехнической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;
- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Из системного толкования названных норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", следует, что должностные лица органов государственного пожарного надзора вправе выдавать организациям и гражданам предписания, в то время как органам местного самоуправления - предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Поскольку в рассматриваемом случае пункты 5, 25, 6, 13, 19, 12, 26 оспариваемого Предписания затрагивают полномочия и компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования "город Улан-Удэ ", то в этой части органы пожарного надзора не вправе выдавать исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления предписание с целью понудить данный орган местного самоуправления исполнить возложенные на него законом полномочия и компетенции.
В данном случае, Администрацию, как исполнительно-распорядительный орган, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Улан-Удэ федеральными законами и законами Республики Бурятия нельзя расценивать как организацию в смысле, придаваемым ей гражданским законодательством, поскольку как было указано выше, это в первую очередь исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, а не юридическое лицо.
Суд апелляционной инстанции считает, учитывая конституционно-правовую природу местного самоуправления, в компетенцию Федерального государственного надзора не входит право выдавать органам местного самооправдания предписания с целью реализации ими компетенций и полномочий, установленных законодательством об органах местного самоуправления.
В то же время в правоотношениях, когда Администрация реализует свои полномочия в качестве субъекта гражданской правоотношений, в том числе касающихся использования ею зданий и строений с целью реализации возложенных на нее функциональных обязанностей, то в таких правоотношениях, такие объекты признаются объектами защиты в смысле ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со всеми вытекающими последствиями.
Статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.
Вместе с тем в силу ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" данный закон не распространяется на контроль (надзор) проводимый государственными контрольно-надзорными органами и органами контроля органов местного самоуправления в отношении исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления по реализации ими полномочий предоставленных им законодательством.
Из содержания ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" также следует, что предметом проверки является, в том числе, соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Указанное подтверждает, что полномочия и компетенции исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в области пожарной безопасности не могут являться предметами проверок проводимых в порядке данного закона, за исключением случаев, когда органы местного самоуправления в рамках гражданско-правовых отношений осуществляют непосредственную эксплуатацию конкретных объектов защиты, как было указано выше, зданий, в которых размещены органы местного самоуправления или земельных участков которые они непосредственно эксплуатируют.
Статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Анализируя положения ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6, ст. 6.1. Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", суд апелляционной инстанции усматривает следующее.
Действительно в компетенцию Федерального государственного надзора входит вправо осуществлять надзор в отношении исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в части исполнения ими компетенций и полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (ст. 19 Закон N 69-ФЗ, ст. 16 Закон N 131-ФЗ), в том числе путем проведения внеплановых проверок.
Вместе с тем в силу положений ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", по результатам контроля осуществленного рамках ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы пожарного надзора вправе вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Правом на выдачу исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления предписаний с требованием реализовать ими полномочия и компетенции, установленные законодательством, органы государственного пожарного надзора не наделены.
Кроме того относительно пунктов 5, 25, 12, 26 Предписания, суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ) (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления):
отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов является применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений Закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности Администрации.
При этом как разъяснено в Постановлении Верховного Суда РФ от 23.11.2015 N 80-АД15-2, полномочия администрации по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых в том числе не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а понуждение к их исполнению не входит в компетенцию Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание в обжалованной в апелляционной жалобе части является незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", поскольку направлено на побуждение исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления к исполнению его полномочий и компетенций, что не входит в компетенцию органов пожарного надзора, т.к. в этой части он вправе направить в соответствующие органы местного самоуправления, предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в порядке ст. 270 АПК РФ, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, поскольку в рассмотренной части предписание нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствует нормам действующего законодательства.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "05" апреля 2021 года по делу N А10-3275/2020 изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить полностью.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание от 30 апреля 2020 года N 56/1/26 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное главным государственным инспектором города Улан-Удэ по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия в части:
пункта 8 о возложении на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по очистке от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в ДНТ "Академия",
пунктов 10, 17, 23 в части возложения на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по обеспечению ширины проезжей части не менее 7 метров в ДНТ "Озон", ДНТ "Сибиряк", ДНТ "Коммунальник", ДНТ "20 лет Победы", ДНТ "Весна", ДНТ "Дружба", ДНТ "Черемушки", СНТ "Профсоюзник", СНТ "Урожай", СНТ "Тепловик", ДНТ "Пионер 1", ДНТ "Багульник". ДНТ "Удинское", ДНТ "Энергетик", ДНТ "Вишня", ДНТ "Тимирязево";
пункта 15 о возложении на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по обеспечению противопожарных расстояний не менее 15 метров, 30 метров от границ застройки ул. Речная, ул. Челутаевская, ул. Рубиновая;
пунктов 5, 25, 6, 13, 19, 12 и 26 - полностью
как не соответствующие Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
О.П. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3275/2020
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия
Третье лицо: Советский районный суд г. Улан-Удэ