Постановление Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N 80-АД15-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования "Барышский район" (далее - администрация МО "Барышский район", администрация) Кочеткова С.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 декабря 2014 г., решение судьи Ульяновского областного суда от 5 марта 2015 г. и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 26 мая 2015 г., вынесенные в отношении администрации МО "Барышский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2014 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО "Барышский район" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т. 1, л.д. 125-126).
Данное постановление было обжаловано старшим государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области Орловым А.О. в Ульяновский областной суд (т. 1, л.д. 128-132).
Решением судьи Ульяновского областного суда от 13 ноября 2014 г. постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2014 г. отменено, дело возвращено в Ленинский районный суд г. Ульяновска на новое рассмотрение (т. 1, л.д. 181-184).
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 декабря 2014 г. (т. 2, л.д. 143-145), оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 5 марта 2015 г. (т. 2, л.д. 171-177) и постановлением заместителя председателя Ульяновского областного суда от 26 мая 2015 г. (т. 2, л.д. 192-195), администрация МО "Барышский район" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, глава администрации Кочетков С.В. просит об отмене вынесенных в отношении администрации постановлений и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, земельный участок с кадастровым номером 73:02:014801:10, расположенный по адресу: Ульяновская область, Барышский район, СПК Барышский, разрешенное использование: для размещения свалки твердых бытовых отходов, находится в государственной собственности.
Данный объект передан Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Барышский район" ИП К. по договору аренды (от 1 февраля 2008 г. N ... от 24 февраля 2012 г. N ..., т. 1, л.д. 13-18, т. 2, л.д. 39-43, 45-47).
16 октября 2013 г. договор расторгнут, в настоящее время земельный участок не используется в связи с отсутствием правообладателей (т. 1, л.д. 12).
На основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 21 мая 2014 г. N 515 о проведении рейдового мероприятия (т. 1, л.д. 58) на территории МО "Барышский район" Ульяновской области 22 мая 2014 г. проведено рейдовое мероприятие на предмет соблюдения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления.
В ходе данного мероприятия на территории Барышского района Ульяновской области на земельном участке, площадью 96 905 м2, в 2,5 км юго-восточнее п. Земляничный, в 1 км северо-западнее д. 95 по ул. Калинина на южной окраине г. Барыша, между лесным массивом и автомобильной дорогой "Барыш-Живайкино" в Барышском районе Ульяновской области выявлено возгорание твердых бытовых отходов и строительного мусора, что зафиксировано в соответствующем акте от 22 мая 2014 г. (т. 1, л.д. 56, 59-62).
22 мая 2014 г. государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области вынесено определение N 189 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования по факту несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления (т. 1, л.д. 51-52).
22 мая 2014 г. сотрудниками филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области" ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" (филиал "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО") проведен отбор проб атмосферного воздуха.
Согласно протоколу результатов количественного химического анализа атмосферного воздуха от 27 мая 2014 г. N 12/14 и актам отбора проб от 22 мая 2014 г. установлено превышение предельно-допустимых концентраций, предусмотренных гигиеническими нормативами "ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 21 мая 2003 г., с учетом дополнения N 2 к ГН 2.1.6.1983-05 (т. 1, л.д. 45-50).
По результатам проведения административного расследования 18 июля 2014 г. государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в отношении администрации МО "Барышский район" составлен протокол N 154 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 1-5).
Согласно данному протоколу администрация МО "Барышский район" допустила возгорание твердых бытовых отходов и строительного мусора на земельном участке, расположенном в указанных выше границах, не организовав необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечив утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, чем допустила бездействие по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации МО "Барышский район" к административной ответственности, установленной данной нормой.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов является применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений Закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия администрации по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, администрация МО "Барышский район" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное исключает наличие в действиях администрации МО "Барышский район" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом материалы дела позволяют сделать вывод о том, что администрацией принимаются необходимые меры к организации возложенных на нее властно-распорядительных функций в области обращения с отходами.
Администрацией приняты меры, направленные на консервацию свалки твердых бытовых отходов, организацию нового земельного участка для размещения твердых бытовых отходов.
Распоряжением главы администрации МО "Барышский район" от 12 марта 2014 г. N 16-РА об организации мероприятий по консервации свалки ТБО г. Барыш в целях ограничения несанкционированного доступа на существующий полигон ТБО, а также в целях недопущения образования несанкционированного размещения на данном полигоне бытового и строительного мусора, и предупреждения возгорания мусора и загрязнения атмосферного воздуха, заместителю главы администрации поручено подготовить план мероприятий по консервации не действующего полигона ТБО, организовать на нем ограничительные меры и контрольно-пропускной режим, провести иные мероприятия по недопущению несанкционированного размещения на этом полигоне отходов.
Администрацией проведены мероприятия по подготовке и формированию вновь образованного земельного участка в границах МО "Поливановское сельское поселение", приняты меры к заключению договора по приему и захоронению бытовых отходов с другим хозяйствующим субъектом, осуществляющим прием и утилизацию твердых бытовых отходов.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 декабря 2014 г., решение судьи Ульяновского областного суда от 5 марта 2015 г. и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 26 мая 2015 г., вынесенные в отношении администрации МО "Барышский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО "Барышский район" подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу главы администрации МО "Барышский район" Кочеткова С.В. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 декабря 2014 г., решение судьи Ульяновского областного суда от 5 марта 2015 г. и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 26 мая 2015 г., вынесенные в отношении администрации МО "Барышский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда РФ |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N 80-АД15-2
Текст постановления официально опубликован не был