город Томск |
|
9 июня 2021 г. |
Дело N А27-26184/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Колупаевой Л.А., |
судей: |
Сластиной Е.С., |
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абросимовой Н.Э.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-3627/2021) индивидуального предпринимателя Архиповой Татьяны Викторовны на решение от 15.03.2021 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26184/2020 (судья Дубешко Е.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", город Новокузнецк, Кемеровская область (ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к индивидуальному предпринимателю Архиповой Татьяне Викторовне, город Новокузнецк, Кемеровская область (ОГРНИП 304421726000113, ИНН 421700070591) о взыскании денежных средств, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, общество с ограниченной ответственностью "Аккорд-НК", город Новокузнецк, Кемеровская область (ОГРН 1114252001368, ИНН 4252002162),
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: Дворянкина Е.Ю. по доверенности от 24.07.2020, удостоверение адвоката;
от третьего лица: без участия (извещено).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек", истец) обратилось с иском к индивидуальному предпринимателю Архиповой Татьяне Викторовне (далее - ИП Архипова Т.В., ответчик, апеллянт) о взыскании 216 356, 58 руб. долга за оказанные за период с июля 2018 по октябрь 2019 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) согласно Договору N 106824- 2019/ТКО-1/1 от 27.04.2020, 23 182, 50 руб. неустойки с 11.08.2018 по 05.04.2020 (с учетом уточнения от 05.03.2021).
Решением от 15.03.2021 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26184/2020 исковые требования ООО "ЭкоТек" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Архипова Т.В. обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение от 15.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26184/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что истцом не доказан факт оказания услуг по обращению с ТКО. Судом не исследован вопрос о наличии актов оказанных услуг, а также вопрос о наличии доступа к личному кабинету потребителя ИП Архиповой Т.В., вопрос об извещении наличия задолженности у ИП Архиповой Т.В. В действиях ООО "ЭкоТек" прослеживается злоупотребление правом на применение мер защиты и доминирующим положением на рынке, предусмотренных законом для случая нарушения обязательств потребителем.
Определением от 07.05.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 02.06.2021.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что потребитель лишен возможности распоряжаться твердым коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Кроме того, факт оказания услуг подтверждается представленным истцом маршрутным журналом мусоровоза за период с 01.07.2018 по 31.10.2019.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) приобщен судом к материалам дела.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя апеллянта, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции 27.10.2017 между департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "ЭкоТек" заключено "Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "ЮГ" Кемеровской области" (далее - Соглашение), согласно которого статус регионального оператора присвоен ООО "ЭкоТек".
Согласно договору аренды нежилого помещения от 02.07.2018 ИП Архипова Т.В. арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: Кемеровская область г.Новокузнецк ул. Кирова,88 пом. 129, площадью 1190,80 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 42 АД 971520 от 01.12.2014 Архипова Т.В. является собственником нежилого помещения, расположенное по адресу: Кемеровская область г. Новокузнецк ул. Кирова,7 пом. 154, площадью 92,7 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 42 АА 765267 от 23.04.2004 Архипова Т.В. является собственником нежилого помещения, расположенное по адресу: Кемеровская область г. Новокузнецк ул. Кирова,7 площадью 20,1кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 42 АА 765269 от 23.04.2004 Архипова Т.В. является собственником нежилого помещения, расположенное по адресу: Кемеровская область г. Новокузнецк ул. Кирова,7, площадью 14,3 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 42 АА 074536 от 20.03.2000 Архипова Т.В. является собственником нежилого помещения, расположенное по адресу: Кемеровская область г. Новокузнецк ул. Кирова,7, площадью 53,7 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 42 АГ 454427 от 03.09.2010 Архипова Т.В. является собственником нежилого помещения, расположенное по адресу: Кемеровская область г. Новокузнецк ул. Курако,24 пом. 65, площадью 247,5 кв. м.
Кроме того, между ООО "Аккорд-НК" (арендодатель) и ИП Архиповой Т.В. (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения от 02.07.2018, расположенного по адресу г. Новокузнецк, ул. Кирова, 88, пом. 129.
За заключением договора на обращение с ТКО на период с июля 2018 года по октябрь 2019 года Архипова Т.В. не обращалась, хотя услуга обращения с ТКО оказывалась в полном объеме по вышеуказанным адресам.
Истец оказывал услуги в соответствии с типовым договором.
Ответчик оплату за оказанные услуги не производил, в связи с чем, у ответчика образовалась задолженность за период с июля 2018 года по октябрь 2019 года за оказание услуг по обращению с ТКО.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 31.08.2020 с требованием погасить задолженность.
Задолженность ответчиком погашена не была, ввиду чего истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Как установлено материалами дела, ООО "ЭкоТек" в порядке открытого конкурсного отбора в октябре 2017 года наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории "Юг" Кемеровской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 с 01.07.2018.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ЭкоТек" приступило к осуществлению обязанностей Регионального оператора с 01.07.2018, коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается истцом как региональным оператором в соответствии с условиями соглашения от 27.10.2017.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 потребителем признается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил N 1156.
Кроме того, как подтверждается материалами дела, предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "ЭкоТек" (http://kuzro.ru) в разделе "Потребителям" - "Предложение о заключении договора": "Общество с ограниченной ответственностью "Экологические Технологии" (ООО "ЭкоТек"), в соответствии с Соглашением от 27.10.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области, заключенным с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области по результатам конкурсного отбора, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности - "Юг" Кемеровской области.
В соответствии с пункт 8 (17) Правил N 1156 ООО "ЭкоТек" предлагает всем потребителям, находящимся в зоне деятельности: "Юг" Кемеровской области, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на условиях прилагаемого типового договора. Далее размещен также текст Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предложение заключить договор содержится также в разделе "Потребителям организациям" - "Заключить договор".
Также предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Кемеровской области опубликовано ООО "ЭкоТек" в газете "Кузбасс" N 98 (26736) 25 декабря 2018 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что вышеназванный договор является публичным договором, в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Согласно материалам дела, в период с июля 2018 года по октябрь 2019 года между сторонами подписанный в двустороннем порядке договор на оказание услуг по вывозу ТКО по указанным адресам отсутствует. Направленный ООО "ЭкоТек" для реализации обязанности регионального оператора по обращению с ТКО в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 106824-2019/ТКО-1/1 от 27.04.2020 со стороны ответчика не подписан.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ поскольку обязанность по заключению договора с региональным оператором лежит на собственнике ТКО, то само по себе отсутствие договора как единого подписанного документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором или Соглашением (аналогичная позиция выражена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2020 N Ф04-98/2020 по делу N А75-3283/2019).
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что возникшие между сторонами с июля 2018 года правоотношения должны рассматриваться как договорные.
Кроме того, истцом в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права (т.1 л.д. 42-46), а также договор аренды нежилого помещения от 02.07.2018 (далее - Договор аренды) (т.1 л.д. 37-41).
Таким образом, представленный договор аренды подтверждает принятие ответчиком помещения, расположенного по адресу г. Новокузнецк, ул. Кирова, 88, пом. 129, для размещения предприятия розничной торговли (магазина) по продаже непродовольственных товаров (п. 1.3. Договора аренды), то есть деятельности, в ходе которой образуются ТКО, а в пункте 4.1. Договора аренды установлено условие, согласно которому арендатор самостоятельно несет следующие расходы на содержание помещения после передачи его арендатору: вывоз собственного бытового мусора из помещения.
Доказательств прекращения, расторжения данного договора аренды, заключения договоров субаренды помещения, позволяющих сделать вывод о наличии иного лица, обязанного в спорный период заключить с региональным оператором договор на вывоз ТКО из помещения по адресу г. Новокузнецк, ул. Кирова, 88, пом. 129, ответчиком в материалы дела не представлено.
Размер платы за обращение с ТКО для каждого конкретного потребителя производится согласно соглашению с ним о производстве учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
Вместе с этим, согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
Постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК КО) от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" установлены нормативы накопления ТКО для категорий потребителей: для административных зданий, офисов - 0,126-м 3 /1 общей площади в год, для предприятий торговли - 0,319 м3 /1 общей площади в год.
Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО для ООО "ЭкоТек" утвержден постановлением РЭК КО от 05.06.2018 N 100 (в редакции постановлений от 26.07.2018 N 163, от 29.03.2019 N 98, от 20.12.2018 N619): на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 491,68 руб./м3; на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 493,64 руб./м3; на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 498,44 руб./м3.
Принимая во внимание представленный истцом расчет, информацию о размещении контейнеров для складирования ТКО относительно мест нахождения помещений ответчика, и отсутствия относительных и допустимых доказательств обратного, учитывая факт отсутствия оплаты ответчиком оказанных истцом услуг в период с июля 2018 года по октябрь 2019 года, суд первой инстанции обосновано удовлетворил исковые требования.
В соответствии с пунктом 24 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Истец начислил ответчику неустойку, предусмотренную пунктом 24 типового договора, в размере 23 182, 50 руб. за период с 11.08.2018 по 05.04.2020.
Апелляционным судом расчет проверен, признан верным.
Довод заявителя о том, что истцом не доказан факт оказания услуг по обращению с ТКО, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Оказание ООО "ЭкоТек" в рассматриваемый спорный период (июль 2018 - октябрь 2019 года) услуг Регионального оператора по обращению с ТКО в отношении находящихся в собственности (пользовании) ответчика помещений подтверждено представленными в материалы дела выписками из маршрутного журнала мусоровоза.
Согласно пункту 30 Правил N 1156, в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено подтверждение факта оказания услуг определёнными средствами доказывания. В спорном случае таким средством является маршрутный журнал мусоровоза. Кроме того, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК опровергающих доказательств в материалы дела не представлены.
Ссылка апеллянта на злоупотребление истцом правом на применение мер защиты и доминирующим положением на рынке, подлежат отклонению как неподтвержденные материалами дела.
Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.03.2021 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27- 26184/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Архиповой Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26184/2020
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: Архипова Татьяна Викторовна
Третье лицо: ООО "Аккорд-НК"