город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2021 г. |
дело N А53-29952/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Романенко Анастасия Петровна по доверенности от 07.08.2020, удостоверение;
от ответчика - представитель Бельских Екатерина Валерьевна по доверенности от 29.03.2021, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.03.2021 по делу N А53-29952/2020 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области к ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" о взыскании задолженности, и по встречному иску об обязании,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области обратилось в суд с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" с требованием о взыскании задолженности по договору водопользования N 61-05.01.03.010-Р-ДХВХ-С-2015-01215/00 от 21.07.2015 в размере 119 777 рублей за 2 квартал 2020 года.
Ответчиком было заявлено встречное исковое заявление о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору N 61-05.01.03.010-Р-ДХВХ-С-2015-01215/00 от 21.07.2015.
Решением суда от 25.03.2021 удовлетворены первоначальные исковые требования. С государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области взыскано 119 777 рублей задолженности. Отказано в удовлетворении встречных исковых требований. С государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) в доход федерального бюджета взыскано 10 593 рубля государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что ГУП РО "УРСВ" не превышен допустимый общий объем забора (изъятия) водных ресурсов. Однако в законодательстве не указано, что с заявлением об изменении параметров водопользования, а именно изменения распределения воды по населению и прочим нуждам, необходимо предоставлять дополнительное обоснование. Предприятием по окончанию платежного периода направлены отчеты о фактических параметрах с обоснованием уменьшения общего объема и перераспределением объемов подачи на население и прочие нужды. Предприятие руководствовалось требованиями Постановления Правительства N 764 от 14.12.2006, п.7. Заявитель полагает, что применению подлежит именно Постановление Правительства N 764, а не приказ Минприроды России от 12.03.2012 N 57. Кроме того, в Приказе Минприроды не указано, что дополнительное соглашение должно быть направлено до окончания платежного периода. ГУП РО "УРСВ" превысило лимиты изъятия водных ресурсов для нужд населения, указанные в заключенных договорах, так как объемы поднятой воды для населения, рассчитанные по нормативам водопотребления, на этапе заключения договоров с учетом водопотребления не учитывают нормативов, установленных Постановлением РСТ РО от 24.08.2012 N29/54. Таким образом, общий объем изъятия воды из водных объектов в отчетном периоде (II квартал 2020) по договору от 21.07.2015 N 61-05.01.03.010-Р-ДХВХ-С-2015-01215 не превышает допустимого объема, а объем воды для прочих нужд снижен до 61,3 тыс. м3, а для населения - увеличен до 177,7 тыс. м3. Указывает, что объем воды, поданной населению, превышает установленный в договоре на 18 тыс. м3 в квартал, а поданной для прочих нужд меньше допустимого объема на 33,7 тыс. м3 в квартал. ГУП РО "УРСВ" в ответ на поступившие проекты дополнительных соглашений, 27.10.2020 (исх. N 927) в адрес Минприроды РО направило протоколы разногласий, в том числе к дополнительному соглашению к договору водопользования N61-05.01.03.010-Р-ДХВХ-С-2015-01215/00 от 21.06.2015 направило свой вариант допсоглашений и протокол разногласий. Заявитель указывает, что при умножении на ставки платы за пользование водным объектом сумма платы составила 92 378,90 руб. в том числе: 31 630,60 руб. за водопользование в целях водоснабжения населения и 60 748,30 руб. за водопользование в целях водоснабжения прочих потребителей. Само по себе то обстоятельство, что дополнительное соглашение не было заключено между сторонами, не свидетельствует о том, что расчет не должен производится исходя из фактического потребления.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв не предоставил, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 01 июня 2021 года в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 08 июня 2021 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (уполномоченный орган) и государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (водопользователь) заключен договор водопользования N 61-05.01.03.010-Р-ДХВХ-С-2015-01215/00 от 21.07.2015.
Согласно пункту 1 договора водопользования уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а водопользователь принимает в пользование р. Дон (водный объект).
Цель водопользования - забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, предприятий, организаций и собственных нужд.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 19 договора водопользования водопользователь обязан вносить плату за пользование водным объектом в размере, на условиях и в сроки, которые установлены договором водопользования.
Согласно пункту 12 договора водопользования плата за пользование водным объектом вносится Водопользователем каждый платежный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, по месту пользования водным объектом путем перечисления на реквизиты, указанные в договоре водопользования.
Подтверждением исполнения водопользователем обязательств по внесению платы за пользование водным объектом в соответствии с настоящим договором является представление им в уполномоченный орган копии платежного документа с отметкой банка (платежное поручение, квитанция), отражающего полноту и своевременность внесения платы за пользование водным объектом (пункт 13 договора).
В соответствии с приложением N 2 к дополнительному соглашению от 20.01.2020 N 61-05.01.03.010-Р-ДХВХ-С-2015-01215/03 к договору водопользования ответчик обязан внести плату за пользование водным объектом за 2-й квартал 2020 года в размере 119 777 рублей.
Однако водопользователь не произвел оплату за пользование водным объектом.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате за пользование водным объектом, послужило основанием для обращения министерства с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Согласно части 1 статьи 18 Водного кодекса Российской Федерации стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 4 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 764 размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Согласно пункту 6 Правил платежной базой является для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период.
Платежным периодом признается квартал (пункт 3 Правил расчета и взимания платы).
В соответствии со ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации и п. 9 постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 764 водопользователи, осуществляющие пользование водными объектами на основании договоров водопользования, обязаны вносить плату за пользование водными объектами не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с Правилами подготовки и заключении договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165, Приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57 (ред. от 26.02.2014) "Об государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования" установлен исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Указанными нормативными актами определено, что именно заявителем для целей заключения договора водопользования, в том числе подаются:
1) расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам.
2) расчет платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов.
Таким образом, расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, и расчет платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов являются существенными условиями договора водопользования, подлежат рассмотрению при подаче заявки на заключение соответствующего договора.
Договором водопользования (пунктом 15 раздела 2) предусмотрена возможность изменения размера платы за пользование водным объектом путем подписания сторонами дополнительного соглашения в порядке, установленном пунктом 7 договора. При уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы.
Перерасчет производится по мере необходимости по заявлению, по окончании соответствующего платежного периода.
Приложением N 2 к договору от 21.07.2015 N 61-05.01.03.010-Р-ДХВХ-С-2015-01215/00 установлен допустимый забор (изъятие) водных ресурсов за 2 квартал 2020 года в размере 239,0 тыс. м\ в том числе: для населения 144,0 тыс. м3, для прочих нужд 95,0 тыс. м3. Всего на общую сумму 119 815,30 рублей.
Согласно отчету, предоставленному ответчиком за 2 квартал 2020 года фактический объем забора изъятия водных ресурсов по договору от 21.07.2015 N 61-05.01.03.010-Р-ДХВХ-С-2015-01215/00 составил 239,0 тыс. м3, в том числе: для населения 177,7 тыс. м3, для прочих нужд 61,3 тыс. м3.
Таким образом, судом верно отмечено, что объем изъятия из водных объектов в отчетном периоде равен допустимому. Объем забора (изъятия) для прочих нужд менее допустимого на 33,70 тыс. м3. Однако по объему забора (изъятия) для населения имеется превышение на 33,70 тыс. м3.
Истцом в адрес ответчика после получения отчетности по фактическим параметрам за 1 квартал 2020 года были направлены письма о заключении дополнительных соглашений к договорам водопользования и дополнительные соглашения с перерасчетом платы за отчетный период. Так как объем забора (изъятия) для населения превышает лимит, то расчет по объему сверх лимита был произведен с применением ставки платы как для водоснабжения для прочих нужд.
Доказательства выполнения ответчиком обязанности по оплате пользования водным объектом в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 119 777 рублей правомерно удовлетворены судом.
Суд апелляционной инстанции также находит обоснованными выводы суда об отказе в удовлетворении встречного иска о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору N 61-05.01.03.010-Р-ДХВХ-С-2015-01215/00 от 21.07.2015.
В силу положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как видно из материалов дела, 05.05.2015 в министерство поступило заявление от государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" с целью предоставления в пользование р. Дон на 186 км от устья для забора (изъятия) водных ресурсов на основании договора водопользования.
В составе заявочных документов государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" представлен расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам.
Учитывая, что за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения населения действующим законодательством предусмотрена льготная ставка платы, для данной категории абонентов (постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности"), ГУП РО "УРСВ" обоснованы объемы воды, необходимые непосредственно для водоснабжения населения.
Объем воды, необходимой для водоснабжения населения ГУП РО "УРСВ" обоснован, исходя из норм водопотребления на 1 чел.
Согласно представленным государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" расчетам объемов забора воды и платы за забор (изъятие) водных ресурсов в 2 квартале 2020 года планируемый объем забора (изъятия) водных ресурсов составил 239,0 тыс.м3, в том числе для водоснабжения населения - 144,0 тыс.м3, на прочие нужды - 95,0 тыс.м3.
На основании параметров водопользования, рассчитанных и представленных государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в пакете заявочных документов для предоставления права пользования водным объектом, министерством был подготовлен договор водопользования и передан на подпись государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения".
После подписания договора водопользования государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения", договор водопользования был зарегистрирован в государственном водном реестре.
В пункте 7 заключенного договора водопользования указано, что расчеты параметров водопользования прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью. Неотъемлемой частью договора водопользования является также расчет размера платы за пользование водным объектом, что указано в пункте 9 договора водопользования.
Согласно пункту 10 договора водопользования, заключенному по форме примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, размер платы за пользование водным объектом определяется как произведение платежной базы за платежный период и соответствующей ставки платы за пользование водным объектом. Платежным периодом признается квартал. Платежной базой является объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период.
Учитывая, что для водоснабжения населения и прочих потребителей установлена разная ставка платы за пользование водным объектом, приложениями 1, 2, 3 к договору водопользования с ГУП РО "УРСВ" установлена платежная база - объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период (квартал) для населения и объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов на платежный период (квартал) для прочих потребителей.
Исходя из вышеприведенного, размер платы за 2 квартал 2020 года составил 119 777 рублей, в том числе: для водоснабжения населения 25 632 рубля (допустимый объем забора воды для населения за квартал 144,00 тыс.м3, умноженный на льготную ставку платы 162,0 руб. за 1,0 тыс.м3 с учетом повышающего коэффициента 1,1, предусмотренного законодательством к забору воды в отсутствие приборов учета; для прочих нужд за квартал 95,00 тыс.м3, умноженный на ставку платы 901,0 руб. за 1,0 тыс.м3 с учетом повышающего коэффициента 1,1, предусмотренного законодательством к забору воды в отсутствие приборов учета).
В соответствии с пунктом 7 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 764, в соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы. Перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода.
Пунктом 15 договора водопользования установлено, что изменение размера платы и перерасчет размера платы за пользование водным объектом оформляются путем подписания сторонами дополнительного соглашения. Соглашения признаются заключенными с момента их государственной регистрации в государственном водном реестре.
Подпунктом "д" пункта 8 договора водопользования установлено, что использование водного объекта (его части) осуществляется водопользователем при условии корректировки планируемого объема забора (изъятия) водных ресурсов на последующий квартал в пределах установленного договоров лимита при предоставлении отчетности, приведенной в приложении 4 к договору водопользования.
Согласно пункту 35 приказа Федерального агентства водных ресурсов от 30.09.2010 N 263 "О порядке организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" увеличение установленного объема забора (изъятия) водных ресурсов на истекшие платежные периоды путем заключения соответствующих дополнительных соглашений не допускается. Увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов на последующие платежные периоды оформляется путем заключения дополнительного соглашения.
Суд отмечает, что допускается изменение размера платы на последующие платежные периоды путем заключения дополнительного соглашения. Таким образом, в истекшем платежном периоде водопользователь имеет право обратиться в министерство для заключения дополнительного соглашения с целью перерасчета размера платы с учетом фактических параметров водопользования.
Увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период для населения и допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период для прочих потребителей на истекший платежный период не допускается.
Заключение дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении его условий осуществляется в порядке, установленном приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57 "Об утверждении Административного Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования" (далее - Регламент).
Основанием для начала административной процедуры по заключению дополнительного соглашения является поступление заявления водопользователя об изменении условий, образец которого приведен в приложении 9 к Регламенту, с обосновывающими материалами в уполномоченный орган. Решение о возможности изменения условий водопользования принимается по результатам рассмотрения представленных обосновывающих материалов.
Согласно материалам дела, по истечении 2 квартала 2020 года государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" направлено в министерство заявление об изменении условий договора водопользования.
К заявлению приложены обосновывающие материалы: отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования за 2 квартал 2020 года, пояснительная записка, заверенная копия журнала учета водопотребления.
Согласно отчету о фактических параметрах осуществляемого водопользования за 2 квартал 2020 года ГУП РО "УРСВ" в истекший платежный период (2 квартал 2020 года) водопользователем произведен забор воды в объеме 239,0 тыс.м3, что меньше установленного договором водопользования общего допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов в указанном истекшем платежном периоде, следовательно, согласно действующему законодательству и условиям договора водопользования, водопользователь имеет право на перерасчет размера платы.
При этом согласно представленному отчету о фактических параметрах водопользования за 2 квартал 2020 г. водопользователем произведен забор воды для водоснабжения населения в объеме 177,7 тыс.м3, что выше установленного договором водопользования допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов для водоснабжения населения (144,0 тыс.м3).
При этом, как верно отметил суд, сведения об увеличении забранного объема воды для водоснабжения населения не подтверждены обосновывающими документами и противоречат сведениям, указанным в заявлении о перерасчете размера платы за пользование водным объектом и пояснительной записке.
В случае необходимости корректировки установленных параметров водопользования, к которым относится допустимый объем забора (изъятия) водных ресурсов, в том числе для передачи их абонентам - населению и прочим потребителям, водопользователю необходимо до истечения платежного периода подать соответствующее заявление для заключения дополнительного соглашения с приложением обосновывающих материалов. Судом установлено, что документов, необходимых для изменения установленных договором водопользования, параметров водопользования с целью увеличения объемов забора воды для населения, государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в министерство не представлялось.
В соответствии с пунктом 9 приказа Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" измерение объемов забранной воды другими методами (не приборами учета) возможно только по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, которым в Ростовской области является Донское бассейновое водное управление.
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" не представило доказательств согласования учета объема забора другим методом, в связи с чем, не имеет права использовать другие методы учеты забора воды, кроме указанных в заявлении истца при заключении договора водопользования.
Поскольку Правительством РФ установлена пониженная ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, ГУП РО УРСВ предпринимаются действия по изменению существенных условий договора водопользования, в нарушение Правил подготовки и заключении договора водопользования утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165, Приказа Минприроды России от 12.03.2012 N 57 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования".
На основании изложенного, доводы о необходимости перерасчета платы за водопользование в связи с фактическим потреблением водных ресурсов группами абонентов, признаны судом несостоятельными, не соответствующими условиям заключенного между истцом и ответчиком договора.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 Правил расчета и взимания платы при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы. Перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода.
Согласно пункту 35 приказа Федерального агентства водных ресурсов от 30.09.2010 N 263 "О порядке организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" увеличение установленного объема забора (изъятия) водных ресурсов на истекшие платежные периоды путем заключения соответствующих дополнительных соглашений не допускается. Увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов возможно только на последующие платежные периоды и оформляется путем заключения дополнительного соглашения.
Увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период для населения и допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период для прочих потребителей на истекший платежный период не допускается.
В соответствии с пунктом 15 Формы примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, изменение размера платы и перерасчет размера платы за пользование водным объектом оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений к настоящему Договору, являющихся его неотъемлемой частью.
При этом, за истекшие платежные периоды допускается только перерасчет размера платы в случае уменьшения объемов забранной воды по сравнению с установленной договором водопользования платежной базой, то есть объемом допустимого забора воды для водоснабжения населения или объемом допустимого забора воды для прочих нужд. Перерасчет размера платы оформляется путем подписания дополнительного соглашения.
Заключение дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении его условий осуществляется в порядке, установленном приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования".
Основанием для начала административной процедуры по заключению дополнительного соглашения является поступление заявления водопользователя об изменении условий, образец которого приведен в приложении 9 к Регламенту, с обосновывающими материалами в уполномоченный орган.
В данном случае сведения об увеличении забранного объема воды для водоснабжения населения не подтверждены обосновывающими документами и противоречат сведениям, указанным в заявлении о перерасчете размера платы за пользование водным объектом и пояснительной записке.
Учитывая, что ГУП РО "УРСВ" было подано заявление на изменение условий договора водопользования с целью перерасчета размера платы за истекшие платежные периоды, Минприроды Ростовской области произведен перерасчет размера платы в рамках платежной базы, установленной для водоснабжения населения и прочих нужд.
При этом, применение льготной ставки платы, установленной для водоснабжения населения, в отношении объемов воды, превышающих установленную договором водопользования платежную базу, или увеличение платежной базы за истекший период в рамках перерасчета размера платы за пользование водным объектом, не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд также отклоняет доводы ответчика о необходимости изменения распределения воды по населению и прочим нуждам в связи с тем, что ответчиком не представлено обоснования такого перераспределения.
В случае существенного изменения объема забора воды по категориям потребителей ответчику необходимо обосновать новые объемы забора, предоставить в министерство соответствующие документы и расчеты.
Однако до настоящего времени ответчиком не представлено ни одного документа, подтверждающего увеличение объема потребления воды для нужд населения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2021 по делу N А53-29952/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29952/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ", ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"