Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 августа 2021 г. N Ф02-4099/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А19-20400/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок" г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2021 года по делу N А19-20400/2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Центральный рынок" г. Иркутска (ОГРН 1033801013256, ИНН 3808000222, далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, далее - антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 09.09.2020 года N 038/1251/20.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Авторитет" (ОГРН 1143850053478, ИНН 3827046832, далее - ООО "Авторитет")
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2021 года по делу N А19-20400/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобах.
Апеллянт считает, что суд первой инстанции нарушил принцип единообразия правоприменения, проигнорировав выводы Верховного Суда Российской Федерации, неверно истолковал применённые нормы права, указав, что лицензирование деятельности, связанной с проведением дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, федеральным законом не предусмотрено.
Антимонопольный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
В судебном заседании 08.06.2021 объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. 11.06.2021, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.05.2021, 09.06.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, муниципальным унитарным предприятием "Центральный рынок" г. Иркутска осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд предприятия (далее-Положение о закупке).
Заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в единой информационной системе в сфере закупок -www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 32009414803 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (дератизация, дезинсекция, дезинфекция).
Ознакомившись с указанной информацией ООО "Авторитет" подана заявка на участие и жалоба в антимонопольный орган.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Извещения о запросе котировок участник котировок участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки.
Пунктом 12 Извещения предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с требованием пункта 1 части 11 настоящего извещения о проведении запроса котировок, а именно - в составе заявки участнику необходимо представить лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в области дезинфектологии.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО "Авторитет" с жалобой на действия заказчика - МУП "Центральный рынок" г. Иркутска, в связи с допущенными, по мнению заявителя, нарушениями при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (дератизация, дезинсекция, дезинфекция) по адресу 664003, г. Иркутск, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Чехова, д. 22, извещение N 32009414803.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, организатором торгов неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности.
По результатам рассмотрения обращения, Комиссия Иркутского УФАС России приняла решение о признании организатора торгов нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Заявитель полагая, что решение антимонопольного органа от 09.09.2020 года N 038/1251/20 не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона).
Таким образом, нормы данного закона носят универсальный характер и подлежат применению в любой сфере правоотношений, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, с целью защиты конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии со статьей 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (часть 5).
Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (часть 10).
Рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования (часть 13).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
При этом согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. То есть, лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием) организатора торгов, которые воспрепятствовали им подать заявку, до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, муниципальным унитарным предприятием "Центральный рынок" г. Иркутска осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд предприятия (далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок -www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 32009414803 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (дератизация, дезинсекция, дезинфекция).
Ознакомившись с указанной информацией ООО "Авторитет" подана заявка на участие.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Извещения о запросе котировок участник котировок участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки.
Пунктом 12 Извещения предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с требованием пункта 1 части 11 настоящего извещения о проведении запроса котировок, а именно - в составе заявки участнику необходимо представить лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в области дезинфектологии.
Признавая оспариваемое решение УФАС, которым действия заявителя квалифицированы как нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, соответствующим закону, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае на участника закупки не может быть возложена обязанность по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг по дезинфекции (в том числе дератизационных и дезинсекционных работ), так как указанные в извещении услуги по дезинфекции дератизации, дезинсекции будут проводиться не в рамках оказания медицинской помощи.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Центральный рынок" г. Иркутска, установив требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности, тем самым необоснованно установило ограничение конкуренции по отношению к ее участникам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Таким образом, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, котировочная документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник запроса котировок должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Лицензирование деятельности, связанной с проведением дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, названным федеральным законом не предусмотрено.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Между тем, по мнению суда первой инстанции, требования к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в целях лицензирования по дезинфектологии, Министерством здравоохранения Российской Федерации не установлено.
К дезинфектологии неприменимы такие лицензионные требования, как соблюдение порядка оказания медицинской помощи (так как данные работы не являются медицинской помощью), соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (так как данные работы не являются медицинскими услугами,) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
Согласно приложению к Положению N 291 в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.
В соответствии с общепринятой терминологией понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг) включенных в перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи третьим лицам.
С учетом понятий "медицинская помощь", "медицинское вмешательство" и "санитарно-противоэпидемическое (профилактическое) мероприятие", определенных в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также позиции Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенной в письмах от 09.06.2016 N 14-5/993, от 15.11.2018 N 27-3/10/2-7438, от 26.03.2018 N 27-3/10/2-1875, от 13.06.2018 N 27-3/3059454- 468, позиции ФАС России (письмо от 24.01.2018 N АК/4353/18), суд первой инстанции сделал вывод о том, что спорные мероприятия могут выполняться в рамках как медицинской деятельности, так и мер, не относящихся к ней, и следовательно, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
По мнению суда, из определений понятий "медицинская деятельность" и "санитарно-противоэпидемические (профилактических) мероприятия" не следует, что указанные мероприятия могут проводиться только в рамках медицинской деятельности.
В этой связи суд первой инстанции признал необоснованными доводы заявителя о том, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия являются одним из видов медицинской деятельности, вследствие чего подлежат лицензированию.
По результатам повторного рассмотрения дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приведенная позиция суда первой инстанции основана на неправильном применении норм права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта по следующим мотивам.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные, в том числе, на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Как было указано ранее, в силу пункта 3 Положения N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены, в том числе, работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03).
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
При этом дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (пункт 3.6.1 СП 3.5.1378-03); дезинсекция определена как уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей (пункт 3.8.1 СП 3.5.1378-03), а дератизация как уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды (пункт 3.9.1 СП 3.5.1378-03).
Таким образом, указанные понятия определяют способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 N 707н к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности "Дезинфектология" установлены следующие квалификационные требования: уровень профессионального образования - высшее образование по специальности "Медико-профилактическое дело", подготовка в ординатуре по специальности "Дезинфектология"; дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Дезинфектология" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Эпидемиология".
Ранее аналогичные квалификационные требования к работникам по специальности "Дезинфектология" устанавливались Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н.
Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации "Инструкторов дезинфекторов" и "Медицинских дезинфекторов".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что согласно действующему законодательству для осуществления дезинфекционной деятельности хозяйствующие лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод УФАС о том, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, который должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Таким образом, дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, поэтому они не являются медицинским вмешательством или медицинской услугой, но в то же время относятся к числу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в связи с чем включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с указанным законом должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, определенном Законом N 52-ФЗ, в связи с чем, такая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Законом N 99-ФЗ.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае объектом закупки являлось оказание услуг по дератизации и дезинсекции (отнесенных к группе дезинфектологии), соответственно, требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии включено заказчиком в документацию правомерно.
Следует также отметить, что противоположный вывод, сделанный УФАС, создает потенциальную угрозу здоровью граждан в результате отсутствия соответствующего контроля за качеством и безопасностью выполнения работ по дезинфектологии со стороны органов, наделенных полномочиями в данной сфере деятельности.
Сформулированные выше выводы согласуются с правовой позицией, отраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073 по делу N А60-27966/2016, от 06.06.2018 N 104-ПЭК18 по делу N А23-840/2016.
В силу части 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
В этой связи приведенные судом первой инстанции позиции Министерства здравоохранения Российской Федерации (письма от 09.06.2016 N 14-5/993, от 15.11.2018 N 27-3/10/2-7438, от 26.03.2018 N 27-3/10/2-1875, от 13.06.2018 N 27-3/3059454- 468) и ФАС России (письмо от 24.01.2018 N АК/4353/18) не имеют для арбитражного суда самостоятельного правового значения, поскольку не являются нормативными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, требования Муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок" г. Иркутска подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей относятся на антимонопольный орган.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2021 года по делу N А19-20400/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 18.07.2011 N 223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц", решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 09.09.2020 N 038/1251/20.
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) в пользу Муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок" г. Иркутска (ОГРН 1033801013256 ИНН 3808000222) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20400/2020
Истец: МУП "Центральный рынок" г. Иркутска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: ООО "Авторитет"