город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2021 г. |
дело N А32-5260/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Деминой Я.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе города Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-5260/2021 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе города Краснодара к обществу с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Фаворит" о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Фаворит" убытков, возникших в связи с предоставлением недостоверных сведений по форме СЗВ-М за периоды июль и август 2018 года в размере 1 387,80 руб.
В обоснование заявления указано то, что общество не представило своевременно сведения за июль, август 2018 года на работающего пенсионера, в связи с чем, пенсионным фондом произведена индексация пенсии необоснованно за период с 01.07.2018 по 30.11.2018. Сумма необоснованной индексации пенсий работающему пенсионеру подлежит взысканию как убытки в доход пенсионного фонда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-5260/2021 взысканы с общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Фаворит" убытки в размере 822 руб. 48 коп. в доход пенсионного фонда. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Фаворит" в доход федерального бюджета сумма государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-5260/2021, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 385-ФЗ и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 5 Закона N 385-ФЗ с 01.02.2016 не производятся пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период, когда они подлежали обязательному пенсионному страхованию. Апеллянт указывает, что представленные данные ежемесячной отчетности являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых Управление ПФР ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений ч. 1-3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ. Податель жалобы указывает, что обществом сведения по форме СЗВ-М за июль и август 2018 года в отношении работающего пенсионера представлены несвоевременно - 16.10.2018 (до 15.08.2018 и до 15.09.2018 представлены не были), в связи с чем у Управления отсутствовали основания для пересмотра решений об увеличении сумм страховой пенсии, вынесенных за спорный период.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-5260/2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Фаворит" имеет статус юридического лица и состоит на учете в ПФР в качестве страхователя.
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Пенсионным фондом установлено, что страхователь не представил в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за июль и август 2018 года на работающего в обществе пенсионера - Емтыль М.К.
Общество представило сведения о работнике (отчет по форме СЗВ-М) за июль и август 2018 года в пенсионный фонд 16.10.2018, то есть позже установленного законом срока.
Непредставление работодателем указанных сведений повлекло индексацию пенсии в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) и выплату пенсии с учетом индексации и корректировок пенсионеру в размере 1 387,80 руб.
Пенсионный фонд в целях досудебного урегулирования спора письмом от 29.07.2019 N 09.1-16010 уведомил страхователя о возникших переплатах пенсии.
В связи с отсутствием добровольного возврата переплаты пенсии, ПФР обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании ущерба с общества в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ общество является страхователем.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
В силу части 6 статьи 16 Закона N 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 данного Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 данного Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, представленные данные ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых контролирующий орган ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.
Из указанных норм следует, что страхователю надлежит возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ) в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, Пенсионным фондом установлено, что страхователь - общество не представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за июль и август 2018 года на Емтыль М.К.
Указанные сведения (отчет по форме СЗВ-М) о работнике общество представило июль и август 2018 года - 16.10.2018, те есть позже установленного законом срока.
Согласно доводам Пенсионного фонда, образование указанной переплаты обусловлено непредставлением работодателем соответствующих сведений, что повлекло индексацию пенсий в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, в связи с чем ущерб в размере 1 387,80 руб. подлежит взысканию с ответчика.
Выплата пенсии Емтыль М.К. с учетом индексации по решению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, выплачивалась за период с 01.07.2018 по 30.11.2018 (согласно части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
16.10.2018 общество представило в Пенсионный фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М о Емтыль М.К. за период июль и август 2018 года, из которых следует, что Емтыль М.К. не прекращал работать в обществе.
Соответственно, Емтыль М.К. право на получение страховой пенсии за периоды с 01.07.2018 по 30.11.2018 с учетом индексации размера фиксированной выплаты к ней и корректировки размера страховой пенсии не имел.
На момент вынесения территориальным органом решения в октябре 2018 о выплате пенсии с учетом индексации Емтыль М.К. отсутствовали сведения о факте работы Емтыль М.К. в обществе. Однако обществом были сданы сведения за сентябрь и октябрь 2018 года (09.10.2018 и 05.12.2018) с указанием работающего пенсионера Емтыль М.К.
Следовательно, с 09.10.2018 Пенсионный фонд обладал информацией о том, что данный пенсионер является работником общества.
Таким образом, выплата Емтыль М.К. излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки) за указанные периоды в сумме 822,48 руб. за период 01.07.2018 по 31.09.2018 произошли вследствие несвоевременного представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль и август 2018 года.
Факт причинения вреда подтверждается представленными суду доказательствами, в частности протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии, решениями об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и других социальных выплат и иными документами.
На основании вышеизложенного, поскольку совокупность условий, являющихся основанием для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков в сумме 822,48 руб. нашла свое документальное подтверждение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в указанной части требования истца подлежат удовлетворению.
В связи с отсутствием причинно-следственной связи с наступлением убытков по выплате повышенной пенсии за период с 01.10.2018 по 31.11.2018 во взыскании с общества 565,32 руб. убытков, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-5260/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьёй 188 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5260/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края, ГУ УПФ РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара
Ответчик: ООО Частная охранная организация "Фаворит", ООО ЧОО "Фаворит"