г. Москва |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А41-74979/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.03.2021 по делу N А41-74979/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
Администрации городского округа Красногорск Московской области:
Ильин И.С. (по доверенности от 30.04.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Арттехстрой" (далее - ООО "Арттехстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным действий Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), выразившихся в намерении и требовании снести (демонтировать) специализированные нестационарные торговые объекты, принадлежащие ООО "Арттехстрой", расположенные по адресному ориентиру: Московская обл., г. Красногорск между ул. Октябрьская, д. 14 и ул. Пионерская, д. 14, и возложении на администрацию обязанности продлить срок заключенных с обществом договоров без проведения конкурентных процедур.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.03.2021 заявленные требования удовлетворены частично: уведомления администрации от 28.10.2020, вынесенные в адрес общества о демонтаже самовольно установленных нестационарных торговых объектов по адресам: Московская обл., г.Красногорск, ул. Пионерская, 14 и ул. Октябрьская, 14 признаны незаконными; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе администрация (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 26.05.2016 N 76 23.09.2016 между администрацией и обществом заключены договоры N N 341 и 342 на право размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по адресам: Московская обл., г. Красногорск, между ул. Октябрьская, д. 14 и ул. Пионерская, д. 14.
На основании решения Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка городского округа Красногорск Московской области (протокол N 10 от 01.02.2018) между администрацией и обществом были заключены новые договоры N 159 от 05.04.2018; N 169 от 05.06.2018; N 191 от 08.08.2018 на право дальнейшего размещения вышеуказанных НТО. Срок действия вышеуказанных договоров был определен до 31.12.2019.
Постановлением администрации от 07.07.2020 N 1170/7 утверждена схема мест размещения НТО, согласно которой определено место размещения НТО по адресам: Московская обл., г. Красногорск, между ул. Октябрьская, д. 14 и ул. Пионерская, д. 14.
Согласно утвержденной схеме НТО начало действия новых договоров - 01.11.2020.
Как указывает заявитель, в период с декабря 2019 года по октябрь 2020 года общество неоднократно обращалось с заявлением о продлении срока действия договоров на размещение, организации аукциона.
Указанные заявления оставлены администрацией без удовлетворения.
Уведомлением от 28.10.2020 администрация потребовала от общества демонтировать самовольно установленные нестационарные торговые объекты по адресам: Московская обл., г. Красногорск, ул. Пионерская, 14 и ул. Октябрьская, 14.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность действий заинтересованного лица и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемых действий лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителей.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 1 ст. 39.36 названного Кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 10 названного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Во исполнение указанной нормы федерального законодательства Министерством потребительского рынка и услуг Московской области приняты распоряжение от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Можайского городского округа Московской области", а также распоряжение от 02.06.2014 N 16РВ-34 "Об утверждении Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области".
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, утвержденных распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 N 16РВ-34, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, который проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Исходя из содержания пункта 3.3 названных Методических рекомендаций основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой.
Как указано выше, срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных ранее с заявителем, был продлен до 31.12.2019.
Постановлением администрации от 07.07.2020 N 1170/7 утверждена схема мест размещения НТО, согласно которой определено место размещения НТО по адресам: Московская обл., г. Красногорск, между ул. Октябрьская, д. 14 и ул. Пионерская, д. 14.
Согласно утвержденной схеме НТО начало действия новых договоров - 01.11.2020.
Вместе с тем, распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 13.10.2020 N 20РВ-306 "О разработке и утверждении органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов и Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Московской области" (вместе с "Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов") указанные ранее Методические рекомендации утратили силу.
Пунктом 3 указанного распоряжения рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Московской области (далее - органы местного самоуправления):
1) при разработке и утверждении схем:
руководствоваться требованиями, установленными Порядком, и Методическими рекомендациями;
предусматривать размещение не менее чем двадцати процентов нестационарных торговых объектов от количества нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, для реализации товаров сельскохозяйственными товаропроизводителями;
2) продлить сроки действия схем на 12 календарных месяцев с текущей даты окончания срока действия (однократно, в качестве меры поддержки, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Московской области в 2020 году, утвержденным Губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым 10.04.2020);
3) по обращению субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах в соответствии с договорами на размещение нестационарного торгового объекта или иным договорами, заключенными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которых является предоставление мест для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой:
заключать дополнительные соглашения, предусматривающие отсрочку по уплате платежей по договорам за период с 01.03.2020 и до истечения двух месяцев с последнего календарного дня месяца, в котором отменен режим повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, введенный постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (далее - постановление Губернатора Московской области);
продлевать сроки действия договоров с учетом сроков продления действия схем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящего распоряжения без проведения аукциона, изменения цены договора.
В связи с изложенным суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно пришел к выводу о том, что у администрации отсутствовали правовые основания для отклонения заявлений общества о продлении срока действия выданных разрешений, продления сроков действия договоров с учетом сроков продления действия схем.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.03.2021 по делу N А41-74979/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74979/2020
Истец: ООО "АРТТЕХСТРОЙ", ООО "Артехстрой"
Ответчик: Администрация городского округа Красногорск Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ