г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А56-111952/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Щербина М.В. по доверенности от 01.01.2021;
от Санкт-Петербургской таможни: Устимчук М.В. по доверенности от 01.01.2021;
от Северо-Западной электронной таможни: Мехтиева Н.В. по доверенности от 04.02.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13098/20211) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.03.2021 по делу N А56-111952/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лизоформ-СПб"
к Санкт-Петербургской таможне; Северо-Западной электронной таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лизоформ - СПб" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни об отказе в приеме корректировки декларации на товары N 10210200/270420/0110563, сформулированного в письме от 15.09.2020 N 54-28/02797; об обязании принять корректировку декларации на товары N10210200/270420/0110563; возвратить уплаченные платежи по декларации на товары N 10210200/270420/0110563 на средство дезинфицирующее РАПИСАЙД ОПА-28 в размере 59 139 руб. 64 коп.
Решением суда от 08.03.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Санкт-Петербургская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы материального права, решение Санкт-Петербургского таможенного поста (ЦЭД) является законным и обоснованным, поскольку в графе 36 ДТ N 10210200/270420/0110563 сведения об особенностях исчисления таможенных платежей (льготы по их уплате) в отношении спорного товара Обществом не заявлены; документы, подтверждающие освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, представлены Обществом уже после выпуска товара, следовательно, основания для возврата уплаченных таможенных платежей отсутствуют.
В судебном заседании представители Таможни жалобу поддержали; представитель Общества жалобу не признал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом на основании внешнеэкономического контракта от 29.01.2008 N 23, заключенного с компанией "LLI CleanMed Inc" (США), на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ввезен и задекларирован по ДТ N 10210200/270420/0110563 товар: "Прочие дезинфицирующие средства, РАПИСАЙД ОПА-28, представляет собой готовую к применению прозрачную бесцветную или светложелтую жидкость без запаха...", изготовитель: "Medivators Inc", товарный знак: "Medivators Inc", торговый знак, марка, модель: "Rapicide ОРА-28", артикул: ML02- 0142, кол-во: 360 штук.
Заявленный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - TH ВЭД ЕАЭС) - 3808 94 900 0 "Инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий (например, ленты, обработанные серой, фитили и свечи, и бумага липкая от мух): - прочие: - средства дезинфицирующие: - - прочие", ставка ввозной таможенной пошлины - 5 %.
27.04.2020 товар выпущен Санкт-Петербургским таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В целях применения льготы и возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 59 139 руб. 64 коп. Общество письмом исх. N 172 от 24.08.2020 обратилось в Санкт-Петербургскую таможню с просьбой принять корректировку ДТ N10210200/270420/0110563 (КДТ) в отношении товара с приложением комплекта документов, в том числе письма от Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле N01-19-5173/20-0-2 от 27.05.2020 о подтверждении целевого назначения товаров.
15.09.2020 по результатам рассмотрения обращения Общества Санкт-Петербургским таможенным постом (ЦЭД) принято решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10210200/270420/0110563, формализованное в письме от 15.09.2020 N 54-28/02797.
Основание для отказа послужили вывод таможни о том, что документ о подтверждении целевого назначения товаров и подтверждающий правомерность предоставления льготы на момент таможенного оформления ДТ N 10210200/270420/0110563 у Общества отсутствовал. По мнению Таможни, действие документа начинается с даты его получения и не распространяется на товары, ввезенные до даты выдачи документа, соответственно основания для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10210200/270420/0110563, отсутствуют.
Не согласившись с вынесенным решением, 22.09.2020 Общество обратилось с жалобой в Северо-Западное таможенное управление.
Северо-Западное таможенное управление в связи с переподчинением перенаправило жалобу Общества в Северо-Западную электронную таможню.
05.11.2020 Северо-Западная электронная таможня сообщила в письме от 05.11.2020 N 04-19/01805 о продлении срока рассмотрения указанной жалобы до 04.12.2020.
Не получив ответа от Северо-Западной электронной таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургского таможенного поста (ЦЭД), оформленного письмом от 15.09.2020 N 54-28/02797.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
Согласно статье 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения: об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся среди прочего документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.
Пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС устанавливает, что для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.
В соответствии с пунктом 5 статьи 112 ТК ЕАЭС корректировка декларации на товары является неотъемлемой частью такой декларации на товары.
Пункт 3 статьи 108 ТК ЕАЭС устанавливает, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, из чего следует, что при подаче корректировки декларации на товары должны быть представлены документы, подтверждающие сведения, заявляемые при такой корректировке.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.03.2020 N 21 "О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами - членами Евразийского экономического союза мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV" (далее - Решение Совета ЕЭК от 16.03.2020 N 21) внесены соответствующие изменения в пункт 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза", согласно которым от ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС в целях реализации государствами-членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019- nCoV, включенные в перечень, утвержденный Решением Совета ЕЭК от 16.03.2020 N21.
Указанная льгота предоставляется при условии регистрации декларации на товары для помещения их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 30 сентября 2020 г. включительно и представления в таможенные органы государств-членов ЕАЭС подтверждения целевого назначения ввозимых товаров, выданного уполномоченным в сфере здравоохранения органом исполнительной власти государства-члена ЕАЭС или иными уполномоченными органами исполнительной власти государства-члена ЕАЭС (для Республики Беларусь - Министерством здравоохранения Республики Беларусь) и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организациях, осуществляющих ввоз.
Решением Совета ЕЭК от 16.03.2020 N 21 также утвержден перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в целях реализации государствами-членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV (далее - Перечень товаров).
В целях реализации Решения Совета ЕЭК от 16.03.2020 N 21 Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.04.2020 N 419 "О реализации решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 г. N 21, внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, и об освобождении от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов" (далее - Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 419).
Положениями пункта 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 419 установлено, что документ о подтверждении целевого назначения подписывается уполномоченным должностным лицом уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также направляется в адрес заявителя и в Федеральную таможенную службу в течение одного рабочего дня после его подписания.
Во исполнение вышеуказанных положений 13.04.2020 Правительством Санкт-Петербурга принято Постановление N 203 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 419", которым Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга уполномочен на выдачу документа о подтверждении целевого назначения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в целях реализации мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, для предоставления льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, предусмотренной Решением Совета ЕЭК от 16.03.2020 N 21.
Из материалов дела следует, что Обществом на основании внешнеэкономического контракта от 29.01.2008 N 23 ввезен и задекларирован по ДТ N 10210200/270420/0110563 товар: "Прочие дезинфицирующие средства, РАПИСАЙД ОПА-28, представляет собой готовую к применению прозрачную бесцветную или светложелтую жидкость без запаха...", изготовитель: "Medivators Inc", товарный знак: "Medivators Inc", торговый знак, марка, модель: "Rapicide ОРА-28", артикул: ML02- 0142, кол-во: 360 штук.
Товар 27.04.2020 выпущен Санкт-Петербургским таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В целях применения льготы и возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 59 139 руб. 64 коп. Общество обратилось в Санкт-Петербургскую таможню с просьбой принять корректировку ДТ N 10210200/270420/0110563 (КДТ) в отношении товара с приложением комплекта документов, в том числе письма от Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле N 01-19-5173/20-0-2 от 27.05.2020 о подтверждении целевого назначения товаров с приложением документа о подтверждении назначения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.
Таможенный орган не оспаривает тот факт, что ввезенный Обществом товар включен в перечень товаров, в отношении которых Решением Совета ЕЭК от 16.03.2020 N 21 установлено освобождение от ввозной таможенной пошлины.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
Вывод таможенного органа о том, что документ о подтверждении целевого назначения товаров для подтверждения льготы должен быть предъявлен исключительно вместе с декларацией на товары, оформляемой при его ввозе, противоречит вышеприведенной норме и Решению Совета ЕЭК от 16.03.2020 N 21, устанавливающему период применения льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины с 16.03.2020 по 30.09.2020.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что документы, являющиеся основанием для предоставления рассматриваемой льготы, могут быть датированы более поздней датой, поскольку прилагаются к корректировке декларации на товары, что не противоречит пункту 3 статьи 108 ТК ЕАЭС в его взаимосвязи с пунктом 5 статьи 112 ТК ЕАЭС. Возможность заявления льготы после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы, не противоречит нормам действующего законодательства.
Общество ввезло и задекларировало спорный товар 27.04.2020, то есть в период действия предоставленный Решением N 21 льготы.
При наличии законных оснований для корректировки и представления документов, обосновывающих предоставление льготы по уплате таможенных платежей после выпуска товара, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности вынесенного Таможней решения.
В порядке восстановления нарушенного права (часть 4 статья 201 АПК РФ) суд также правомерно удовлетворил требование заявителя об обязании таможенного органа возвратить Обществу 59 139 руб. 64 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Санкт-Петербургской таможни и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 08 марта 2021 года по делу N А56-111952/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-111952/2020
Истец: ООО "ЛИЗОФОРМ - СПБ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ, СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ