г. Саратов |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А57-1886/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А57-1886/52021
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (г. Саратов, Театральная пл., д.11)
к арбитражному управляющему Горюновой Юлии Викторовне (г. Саратов),
заинтересованное лицо: Иванов Н.В. (г. Санкт-Петербург)
о привлечении арбитражного управляющего Горюновой Юлии Викторовны к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании: от привлекаемого лица - Горюновой Ю.В., арбитражного управляющего (паспорт обозревался, личность установлена); от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области, Управление, административный орган) к арбитражному управляющему Горюновой Юлии Викторовне (далее - арбитражный управляющий Горюнова Ю.В., арбитражный управляющий, Горюнова Ю.В.) с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Горюновой Ю.В. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.03.2021 по делу N А57-1886/2021 арбитражный управляющий Горюнова Юлия Викторовна (ИНН 645390631190) привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.03.2021 по делу N А57-1886/2021 отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Управлением Росреестра по Саратовской области требований о привлечении арбитражного управляющего Горюновой Ю.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ отказать, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ. При этом арбитражный управляющий указывает, в том числе на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения. Как следует из апелляционной жалобы, до проведения судом первой инстанции предварительного судебного заседания по настоящему делу арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. через систему "Мой арбитр" направила ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в связи с невозможностью обеспечить личную явку по состоянию здоровья. Однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении данного ходатайства, рассмотрел дело без участия Горюновой Ю.В. или ее представителя, чем нарушил процессуальные права арбитражного управляющего, лишив возможности представить дополнительные доказательства и пояснения, подтверждающие наличие болезни на дату созыва собрания кредиторов ООО "Нефтемаш".
Управлением Росреестра по Саратовской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении апелляционной жалобы апелляционным судом установлено наличие оснований для безусловной отмены решения суда в соответствии со статьей 270 АПК РФ, поскольку в нарушение требований статьи 137 АПК РФ дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания арбитражного управляющего Горюновой И.В. Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению заявления Управления Росреестра по Саратовской области о привлечении арбитражного управляющего Горюновой Ю.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Информация о переходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и назначении судебного заседания размещена на сайте суда в сети Интернет.
В судебном заседании присутствовал арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. Арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. возражала против доводов, изложенных в заявлении, просила отказать в удовлетворении заявления Управления Росреестра по Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявления Управления Росреестра по Саратовской области, с учетом пояснений по делу, представленных арбитражным управляющим Горюновой Ю.В., суд апелляционной инстанции считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.09.2018 (резолютивная часть объявлена 10.09.2018) по делу N А57-3774/2017 общество с ограниченной ответственностью "Нефтемаш" (410056, г.Саратов, ул. им. Шевченко Т.Г., 5; ОГРН 1056405305659, ИНН 6453080069) (далее - ООО "Нефтемаш", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, сроком на 4 месяца - по 10.01.2019. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего ООО "Нефтемаш" возложено на арбитражного управляющего Агеева Владимира Алексеевича (ИНН 645501857608, регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих 15175; адрес для направления почтовой корреспонденции: 410028, г.Саратов, а/я 3124), члена Ассоциации саморегулируемой организации "Объединение арбитражных управляющих "Лидер" (127473, г. Москва, 1-й Волконский переулок, д. 13, стр. 2, этаж 4).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2019 (резолютивная часть объявлена 04.03.2019) по делу N А57-3774/2017 арбитражный управляющий Агеев В.А. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника с 04.03.2019. Конкурсным управляющим ООО "Нефтемаш" утверждена Горюнова Юлия Викторовна (ИНН 307645315600015, регистрационный номер: 8895; адрес для направления почтовой корреспонденции: 410029, г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, д. 54/60, офис 201), член саморегулируемой организации - Ассоциация "Первая Саморегулируемая Организация Арбитражных Управляющих").
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2020 (резолютивная часть объявлена 23.11.2020) по делу N А57-3774/2017 арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Нефтемаш" с 23.11.2020. Конкурсным управляющим ООО "Нефтемаш" утверждена Болдырева Е.В.
29.10.2020 в Управление Росреестра по Саратовской области поступила жалоба (вх. N О-1393/20) залогового кредитора Иванова Никиты Викторовича на действия (бездействие) арбитражного управляющего Горюновой Ю.В. (т.д. 1, л.д.27-32).
Управлением Росреестра по Саратовской области по результатам административного расследования, а также по результатам мониторинга сайта http://bankrot.fedresurs.ru, были выявлены нарушения законодательства о банкротстве, допущенные арбитражным управляющим Горюновой Ю.В., подпадающие под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, а именно:
- Горюнова Ю.В. не провела собрание кредиторов должника, назначенное на 30.09.2020;
- в период времени с 23.09.2020 по 29.09.2020 Горюнова Ю.В. не исполнила обязанность по обеспечению возможности ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов должника для ознакомления и (или) утверждения, назначенного на 30.09.2020, то есть не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов;
- в период времени с 05.03.2019 по 07.03.2019 сообщение об утверждении Горюновой Ю.В. в качестве конкурсного управляющего должника, включила в ЕФРСБ с нарушением установленного Законом срока.
15.01.2021 по результатам выявленных нарушений главным специалистом-экспертом отдела по контролю в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Саратовской области Королевым С.Ю. в отношении арбитражного управляющего Горюновой Ю.В. был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ (т.д. 1, л.д.17-26).
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов.
В связи с чем, Управление Росреестра по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Горюновой Ю.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъектами данного правонарушения могут выступать юридические и должностные лица.
В статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) определено, что арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих; конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.
Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные Законом о банкротстве функции (пункт 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу абзаца 5 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 15.01.2021 арбитражный управляющий Горюнова Ю. при исполнении ею обязанностей конкурсного управляющего ООО "Нефтемаш" в г. Саратове в период времени с 05.03.2019 по 07.03.2019 опубликовала в ЕФРСБ сообщение об утверждении Горюновой Ю.В. в качестве конкурсного управляющего должника с нарушением установленного Законом срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части.
В абзаце 3 названного пункта указано, что в остальных случаях применяются общие правила АПК РФ о дате принятия судебного акта (абзац 2 части 2 статьи 176).
Как указывалось ранее, определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2019 (резолютивная часть объявлена 04.03.2019) по делу N А57-3774/2017 арбитражный управляющий Агеев В.А. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника с 04.03.2019. Конкурсным управляющим ООО "Нефтемаш" утверждена Горюнова Ю.В.
В рассматриваемом случае наступление обязанности арбитражного управляющего по включению сведений в ЕФРСБ об утверждении ее конкурсным управляющим ООО "Нефтемаш" связано с датой объявления резолютивной части вышеуказанного определения - 04.03.2019.
Таким образом, срок размещения соответствующих сообщений подлежит исчислению с даты объявления резолютивной части соответствующего определения суда, т.е. с 04.03.2019.
Согласно сведениям, включенным в ЕФРСБ, сообщение N 3567951 от 14.03.2019, арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. сообщает об утверждении ее конкурсным управляющим ООО "Нефтемаш".
Следовательно, изъявив согласие на утверждение арбитражным управляющим в деле о банкротстве ООО "Нефтемаш", действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, Гусев С.Н. обязан был самостоятельно отследить результаты по делу Горюнова Ю.В., с учетом того, что управляющий был ознакомлен с датой судебного заседания по делу, в связи с чем, имел возможность ознакомиться с результатами, принятыми по делу и своевременно опубликовать сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения и утверждении временного управляющего.
Административный орган и суд первой инстанции исходили из того, что указанная обязанность подлежит исполнению временным управляющим в течение трех календарных дней с даты объявления резолютивной части судебного акта об утверждении конкурсного управляющего.
Апелляционная коллегия не может согласиться с указанной позицией, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Сведения об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего подлежат обязательному опубликованию при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве (абзац 4 пункта 6 указанной статьи).
В абзаце третьем пункта 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178, указано, что сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В тоже время в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что сведения об утверждении конкурсного управляющего подлежат направлению арбитражным управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты вынесения судом определения (абзац 4 пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 12130/09 указано, что для решения вопросов, связанных с применением установленных Законом о банкротстве сроков, при отсутствии специальных правил их исчисления необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Если его окончание приходится на нерабочий день, применяются правила статьи 193 Кодекса.
Следовательно, сроки, определяемые Законом о банкротстве днями, в отсутствие иных указаний исчисляются в календарных днях.
Определение об утверждении ответчика конкурсным управляющим вынесено 04.03.2019, соответственно сведения об этом должны быть опубликованы в ЕФРСБ не позднее 14.03.2019.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждено материалами дела, фактически указанные сведения опубликованы арбитражным управляющим в ЕФРСБ - 14.03.2019, т.е. в пределах установленного законом 10-дневного срока.
Таким образом, неправильное исчисление административным органом и судом первой инстанции срока публикации сведений о введении процедуры наблюдения в отношении должника привело к неверному выводу о нарушении арбитражным управляющим Горюновой Ю.В. законодательства о несостоятельности (банкротстве).
В ходе проведенного административного расследования Управление Росреестра по Саратовской области пришло к выводу о том, что арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. не провела собрание кредиторов должника, назначенное на 30.09.2020, а также в период времени с 23.09.2020 по 29.09.2020 не исполнила обязанность по обеспечению возможности ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов должника для ознакомления и (или) утверждения, назначенного на 30.09.2020, то есть не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается по инициативе, в том числе арбитражного управляющего.
Порядок проведения собраний кредиторов арбитражными управляющими установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 "Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов" (далее - Общие правила).
Согласно пункту 3 Общих правил при подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) готовит материалы для представления на рассмотрение собрания кредиторов;
б) составляет список участников собрания кредиторов;
в) предоставляет лицам, требующим проведения собрания кредиторов, реестр требований кредиторов в случае и сроки, установленные законом;
г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;
д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.
В силу пункта 4 Общих правил при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании;
б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;
в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.
Пунктом 5 Общих правил установлено, что регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;
б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса;
в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования;
г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.
В соответствии с пунктом 6 Общих правил по окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов.
Согласно пункту 7 Общих правил при проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) открывает собрание кредиторов и объявляет:
- об основаниях созыва собрания кредиторов;
- о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;
- о правомочности собрания кредиторов;
- о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;
- о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;
б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;
в) проводит в установленном порядке голосование;
г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.
В силу пункта 8 Общих правил перед проведением голосования по каждому вопросу повестки дня арбитражный управляющий разъясняет порядок голосования и заполнения бюллетеня.
По окончании голосования арбитражный управляющий:
а) осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 9 Общих правил после рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.
Пунктом 10 Общих правил предусмотрено, что арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:
а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;
б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;
в) основания проведения собрания кредиторов;
г) дата и место проведения собрания кредиторов;
д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;
е) общее количество голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по данным реестра требований кредиторов и по результатам регистрации;
ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;
з) повестка дня собрания;
и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;
к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;
л) результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о банкротстве для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
В силу пункта 3 статьи 13 Закона о банкротстве в сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения, в том числе, о порядке ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов.
Лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве установлено, что сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно сведениям, включенным в ЕРФСБ, сообщение N 5477453 от 18.09.2020, арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. сообщает следующее: "Конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью "Нефтемаш" (410056, г. Саратов, ул. им. Шевченко Т.Г., 5, ОГРН 1056405305659, ИНН 6453080069) Горюнова Юлия Викторовна (ИНН 645390631190, СНИЛС 07855634208), член Саморегулируемой межрегиональной общественной организации "Ассоциация антикризисных управляющих" (САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих"), ОГРН 1026300003751, ИНН 6315944042, КПП 631201001, 443072, г. Самара, Московское шоссе, 18 км, адрес направления почтовой корреспонденции: 410029, г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти 54/60, тел. моб.: 89085530238, действующая на основании определения Арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2019 года по делу N А57-3774/2017, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", сообщает, что собрание кредиторов ООО "Нефтемаш" (410056, г. Саратов, ул. им. Шевченко Т.Г., 5, ОГРН 1056405305659, ИНН 6453080069) состоится "30" сентября 2020 года по адресу: г.Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1, 1 этаж, в 14:30 ч. по местному времени. Контактный телефон +79085530328.
Повестка дня собрания:
1) Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения процедуры банкротства должника, и о движении денежных средств.
2) Согласование расходов должника.
С материалами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов можно ознакомиться по вышеуказанному адресу с 14:00 ч. до 14:30 ч. "30" сентября 2020 года.
Для участия в собрании кредиторов должны прибыть кредиторы либо их представители, с надлежаще оформленными документами.
Регистрация участников собрания начнется с 14:00 ч. до 14:30 ч. "30" сентября 2020 года по адресу: г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз д. 1.
В собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания собрания кредиторов недействительным".
Как следует из жалобы Иванова Н.В., а также установлено Управлением Росреестра по Саратовской области в ходе проведенного административного расследования, арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. на собрание кредиторов должника назначенное на 30.09.2020 не явилась, собрание кредиторов не провела.
Таким образом, по мнению административного органа, с которым согласился суд первой инстанции, в нарушение вышеуказанного положения Закона арбитражный управляющий Горюнова Ю.В., при исполнении обязанностей конкурсного управляющего ООО "Нефтемаш" в г. Саратове, совершила следующие действия (бездействие):
- собрание кредиторов должника, назначенное на 30.09.2020, не провела;
- в период времени с 23.09.2020 по 29.09.2020 не исполнила обязанность по обеспечению возможности ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов должника для ознакомления и (или) утверждения, назначенного на 30.09.2020, то есть не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
Судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
В порядке части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.2 КоАП РФ вина арбитражного управляющего как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом.
Согласно сведениям, включенным в ЕРФСБ, сообщение N 5559039 от 07.10.2020, арбитражный управляющий Горюнова Ю.В. сообщила о том, что собрание кредиторов должника, назначенное на 30.09.2020, не состоялось по причине болезни арбитражного управляющего, а также о том, что проведение собрания кредиторов отложено на 02.11.2020.
Арбитражный управляющий в судебном заседании подтвердила, что собрание 30.09.2020 года не состоялось, и пояснила, что причиной этому явилось заболевание арбитражного управляющего новой коронавирусной инфекцией SARS CoV 2 (COVID-19).
Данное обстоятельство подтверждается справкой из клиники ООО "Медгард-Саратов" от 24.03.2021 (т.д. 3, л.д. 19, 26), а также листами осмотра Горюновой Ю.В. терапевта ООО "Медгард-Саратов" от 23.09.2020, от 08.10.2020 (т.д. 3, л.д. 24-25), справками о результатах наличие антител к короновирусу SARS CoV 2 (COVID-19), IgM, от 07.10.2020 (т.2 л.д.91, 92).
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) судебная коллегия пришла к выводу, что проведение собрания кредиторов, назначенного на 30.09.2020, по объективным причинам было невозможно. Собрание кредиторов было отложено по уважительной причине - по причине заболевания арбитражного управляющего новой коронавирусной инфекцией SARS CoV 2 (COVID-19), о чем были уведомлены конкурсные кредиторы посредством почтовых отправлений, телефонной связи, а также путем опубликования соответствующей информации на сайте ЕФРСБ.
В рассматриваемом случае решение об отложении данного собрания было принято Горюновой Ю.В. в интересах конкурсных кредиторов и иных лиц, имеющих право участвовать в собрании с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации и обеспечения их безопасности.
По вменяемому событию в действиях арбитражного управляющего отсутствует такой квалифицирующий признак состава административного правонарушения как субъективная сторона, поскольку в действиях арбитражного управляющего отсутствует вина, а, следовательно, и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с административным органом о том, что в период времени с 23.09.2020 по 29.09.2020 Горюнова Ю.В. не исполнила обязанность по обеспечению возможности ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов должника для ознакомления и (или) утверждения, назначенного на 30.09.2020, то есть не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого арбитражному управляющему правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ (по одному эпизоду).
В данном конкретном случае суд апелляционной инстанции считает возможными применении положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В статье 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Из пункта 18.1 вышеназванного Постановления следует, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным настоящим Кодексом. Формальный состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в данном случае не имеет правового значения, так как возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не поставлена законодателем в зависимость от вида состава допущенного административного правонарушения.
В каждом конкретном случае вопрос о возможности освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности может рассматриваться в зависимости от характера допущенного правонарушения.
В данном случае судебной коллегией установлено отсутствие направленности действий арбитражного управляющего на нарушение закона, допущенные арбитражным управляющим нарушения существенным образом не нарушают права кредиторов и уполномоченного органа.
Доказательств нарушения интересов кредиторов и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также несения такими лицами убытков вследствие действий арбитражного управляющего, заявителем в материалы дела не представлено.
При формальном наличии всех признаков состава вмененного административного правонарушения, допущенное арбитражным управляющим Горюновой Ю.В. нарушение само по себе не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям; не причинило вреда интересам граждан, общества и государства; не содержит угрозы причинения вреда в будущем; не повлекло неблагоприятных последствий, интересы конкурсных кредиторов, учредителя не нарушены.
Предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, признать правонарушение не представляющим существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям в качестве малозначительного, направлен на то, чтобы установленное санкцией статьи административное наказание не перестало быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратилось в средство подавления деятельности субъекта.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, апелляционная коллегия приходит выводу, что в данном случае превентивная цель административного наказания, установленная частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, может быть достигнута без применения в отношении арбитражного управляющего административного наказания.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения заявления Управления Росреестра по Саратовской области о привлечении арбитражного управляющего Горюновой Ю.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, не имеется.
В связи с изложенным, а также поскольку суд апелляционной инстанции установил наличие оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ и перешел к рассмотрению заявления по правилам суда первой инстанций, решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.03.2021 по делу N А57-1886/2021 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 марта 2021 года по делу N А57-1886/2021 отменить.
По результатам рассмотрения дела N А57-1886/2021 по правилам, установленным для суда первой инстанции, принять судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о привлечении арбитражного управляющего Горюнову Юлию Викторовну (ИНН 645390631190) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1886/2021
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сарстовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СО
Ответчик: Арбитражный управляющий Горюнова Юлия Викторовна, АУ Горюнова Юлия Викторовна
Третье лицо: Горюнова Ю., Иванов Н.В.