11 июня 2021 г. |
дело N А84-1298/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Месеняшиной Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Дениса Геннадьевича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 октября 2020 года по делу N А84-1298/2020 (судья Смоляков А.Ю.),
по иску Департамента сельского хозяйства города Севастополя к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Денису Геннадьевичу о взыскании,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Севастополя и Главного контрольного управления города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Денису Геннадьевичу (далее - глава К(Ф)Х Иванов Д.Г.) о взыскании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 1 750 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09 октября 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взысканы с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Д.Г. 1 750 000 руб. гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Не согласившись с указанным решением суда, глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Основанием для отмены указанного судебного акта, как полагает заявитель апелляционной жалобы, является нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции не обосновывает, какие именно условия, предусмотренные нормативным правовым актом, нарушены ответчиком. Апеллянт указывает, что земельный участок (91:01:034001:21) входит в состав активов крестьянского (фермерского) хозяйства, используется для выращивания сельскохозяйственных культур и является кормовой базой крестьянского хозяйства. На данном земельном участке ежегодно проводятся мероприятия, направленные на сохранение почв и их плодородия, а также проводятся обязательные мероприятия, направленные на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Кроме того, в представленном бизнес-плане нет сведений о том, что деятельность крестьянского хозяйства будет осуществляться исключительно на данном земельном участке. Административное обследование участка проводилось по указанию истца работником Департамента Новик Е.В. без взаимодействия с правообладателем, путем проведения визуального осмотра, без доступа на земельный участок.
По мнению апеллянта, действующее законодательство не содержит запрета на взаимодействие глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе на совместное использование ими земельных участков.
Условия о казначейском сопровождении и санкционировании УФК по г. Севастополю операций со средствами гранта и единовременной помощи имеются в заключенном соглашении, что исключает возможность нецелевого использования денежных средств. Поскольку Департамент в одностороннем порядке не отказался от соглашения и не направил уведомление ответчику с требованием возвратить средства гранта в срок, установленный постановлением Правительства Севастополя от 22.04.2019 N 255-ПП "Об утверждении Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство", у главы К(Ф)Х Иванова Д.Г. не было правовых оснований для возврата средств гранта.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя о процессуальном правопреемстве и произвел замену истца - Департамент сельского хозяйства города Севастополя на Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя.
От Департамента поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 09.02.2021 глава К(Ф)Х Иванов Д.Г., представитель главы К(Ф)Х Иванова Д.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 09.02.2021 представитель Департамента возражал против доводов апелляционной жалобы.
Правительство Севастополя и Главное контрольное управление города Севастополя о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
В соответствии с Порядком предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 131-ПП (в редакции, действовавшей в спорный период, далее Порядок N 131-ПП) глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. обратился в Департамент 10.10.2017 с заявкой на участие в конкурсном отборе участников подпрограммы 3 "Развитие малых форм хозяйствования" государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" на 2017 -2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП.
Согласно протоколу от 31.10.2017 N 5 заседания конкурсной комиссии города Севастополя по предоставлению грантов и единовременной помощи приказом директора Департамента от 08.11.2017 N 260 глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. признан победителем конкурсного отбора.
Между Департаментом и главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. 10.11.2017 заключено соглашение N 34 "О предоставлении и использовании гранта и (или) единовременной помощи" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения фермер включен в состав участников программы начинающий фермер и ему определен размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - 1 500 000,00 руб., единовременная помощь на бытовое устройство - 250 000,00 руб.
Пунктом 1.3 Соглашения установлено, что показателями результативности использования гранта являются создание не менее 2 постоянных рабочих мест в году получения гранта.
Права и обязательства сторон согласованы в разделе 3 Соглашения.
Начинающий фермер обязался в течение 5 лет со дня поступления гранта и единовременной помощи на лицевой и расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивать его согласно представленному на конкурсный обзор бизнес-плану (пункт 3.3.1 Соглашения).
В соответствии с подпунктом 3.3.8 пункта 3.3 Соглашения фермер обязуется использовать единовременную помощь только на цели, указанные в данном подпункте.
Подпунктом 3.3.9 пункта 3.3 Соглашения предусмотрена обязанность фермера соблюдать условия предоставления гранта и (или) единовременной помощи, предусмотренные Порядком.
В соответствии с подпунктом 3.3.10 пункта 3.3 Соглашения в случае нарушения условий предоставления гранта и (или) установления факта предоставления ложных сведений в целях получения гранта фермер обязуется произвести возврат гранта и единовременной помощи на условиях и в порядке, установленных Порядком, а также действующим законодательством РФ.
В соответствии с подпунктом 3.3.12 пункта 3.3 Соглашения фермер обязан оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования, приобретаемого за счет средств гранта, единовременной помощи, имущества, выполненных работ, оказанных услуг.
Подпунктами 3.3.13-3.13.14 пункта 3.3 Соглашения предусмотрена обязанность фермера использовать грант и единовременную помощь на цели, указанные в плане расходов (Приложение к Соглашению); обеспечивать показания результативности использования гранта, указанных в пункте 1.3 раздела 1 Соглашения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2.1 Раздела 2 Соглашения фермер обязан соблюдать условия предоставления гранта.
Департамент согласно пункту 3.4 Соглашения вправе осуществлять самостоятельно или с органами государственного финансового контроля контроль за соблюдением фермером условий предоставления гранта; принимать меры по возврату в доход бюджета города Севастополя гранта и единовременной помощи в случае нарушения фермером условий предоставления гранта в соответствии с действующим законодательством РФ.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 4.1 Соглашения).
Изменение и расторжение Соглашения осуществляется в соответствии со статьями 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Денежные средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство перечислены на расчетный счет главы К(Ф)Х Иванова Д.Г. платежными поручениями от 06.12.2017 N 272445 на сумму 250 000,00 руб. и от 12.12.2017 N 285919 на сумму 1 500 000,00 руб.
Главным контрольным управлением города Севастополя в 2018 году в отношении Департамента проведено плановое контрольное мероприятие по вопросу законности, целевого и эффективного использования денежных средств, выделенных в рамках государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП, за период с 01.01.2017 по 30.06.2018.
В ходе контрольного мероприятия проведена встречная проверка по вопросу подтверждения целевого использования средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам с получателем средств бюджета города Севастополя - главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г.
По результатам проверки в адрес Департамента направлено представление от 24.01.2019 N 38/01-19-02-05/03/19 (далее - представление), пунктом 6 которого главе К(Ф)Х Иванову Д.Г. вменяется нарушение пункта 3.3 Порядка N 131-ПП, пункта 3.3.8 Соглашения, в части израсходования средств гранта и единовременной помощи не на цели, предусмотренные заключенным Соглашением, а также требование возвратить предоставленные меры государственной поддержки.
Во исполнение представления Департаментом было направлено главе К(Ф)Х Иванову Д.Г. уведомление (требование) о возврате средств субсидии от 15.03.2019 N 1675/7 в течение 45 рабочих дней в полном объеме, которое получено фермером 20.03.2019.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" от 14.10.2019 N 3 (далее - Комиссия по мониторингу), в том числе в результате анализа представленных документов в отчете об использовании гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство от 10.07.2019 N3227, установлены нарушения условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи.
1. Комиссией по мониторингу 19.08.2019 осуществлен выезд на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орлиновского сельского совета, N 13 в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", кадастровый номер 91:01:034001:21, на котором планировалось ведение деятельности (согласно Соглашению), а также указанному в бизнес-плане "Создание крестьянского (фермерского) хозяйства по разведению и содержанию кроликов". В ходе осмотра земельного участка признаки ведения сельскохозяйственной деятельности не обнаружены.
Старшим инспектором отдела государственного земельного надзора Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору Департамента сельского хозяйства города Севастополя Новик Е.В. 20.09.2019 осуществлено административное обследование объекта земельных отношений с кадастровым номером 91:01:034001:21, по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орлиновского сельского совета, N 13 в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", по результатам которого составлен Акт административного обследования объекта земельных отношений от 20.09.2019 N 299/2.
В результате административного обследования объекта земельных отношений установлено: на основании визуального осмотра объекта земельных отношений, проведенного без взаимодействия с правообладателем и без доступа на обследуемый земельный участок, определено, что объект земельных отношений земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером РФ: 91:01:034001:21 имеет следы зарастания сорной растительностью, неиспользования в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, не проводятся обязательные мероприятия, направленные на сохранение почв и их плодородие, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Таким образом, главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. допущено нарушение пункта 3.3.1 соглашения.
2. Главным контрольным управлением города Севастополя по результатам проведения контрольного мероприятия выявлено, что фермер ведет сельскохозяйственную деятельность совместно с К(Ф)Х Щербина И.А. и К(Ф)Х Арановским В.Н. на одном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24, что отражено в акте по итогам планового контрольного мероприятия Департамента сельского хозяйства города Севастополя, по вопросу законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках государственной программы "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" на 2017-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП, за период с 01.01.2017 по 30.06.2018" от 27.12.2018 N44.
По сведениям Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (выписка от 29.10.2018 N 91/001/017/2018-20288), земельный участок по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, 24, кадастровый номер 91:04:004002:282, площадью 609 кв. м, принадлежит Александрову Александру Владимировичу и относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)".
Таким образом, в нарушение ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельного участка, используют земельный участок по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, 24 не в соответствии с его целевым назначением.
Комиссией по мониторингу осуществлен выезд по адресу фактического ведения деятельности фермера: г. Севастополь, ул. Путейская, 24. Фактическая деятельность отражена в Протоколе мониторинга деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, прошедших конкурсный отбор начинающих фермеров и включенных в состав участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП, от 19.08.2019 N 14.
Таким образом, фермер ведет свою деятельность совместно с главой К(Ф)Х Арановским В.Н. и главой К(Ф)Х Щербина И.А. на одном земельном участке, принадлежащем иному лицу - Александрову А.В.
Таким образом, фермером допущено нарушение абзаца 3 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения.
3. Реализация продукции фермером в соответствии с бизнес-планом предполагалась в ООО "Изумрудный город", о чем свидетельствует соглашение о намерениях на заключение договора поставки товара от 02.08.2017.
Согласно пункту 2.1 раздела 2 Соглашения предварительная стоимость сельскохозяйственной продукции, поставляемой фермером, составляет 2 000 000 рублей в год, а также на рынки города Севастополя.
Бизнес-планом установлена предполагаемая стоимость реализации произведенной продукции в размере 250 рублей за 1 килограмм мяса кролика. В таблице N 7 "Прогноз продаж и выручки от реализации продукции" Бизнес-плана указано, что в 4 кв. 2018 года объем реализации продукции (мясо, тонн) составит 1,3 тонны на сумму 325 000 рублей.
В разделе IV Показатели деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, получившего грантовую поддержку Отчета об использовании гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство от 10.07.2019 вх. N 3227 указано, что по состоянию на 01.07.2019 крестьянским (фермерским) хозяйством с начала года произведено продукции в денежном эквиваленте на 13 000 рублей. Также в таблице отсутствуют данные о реализации произведенной продукции.
Таким образом, главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. не реализуется в полном объеме производственный план Бизнес-плана "Создание крестьянского (фермерского) хозяйства по разведению и содержанию кроликов", допущено нарушение п. 3.3.1 Соглашения.
4. Договор поставки N 00000000082179030002/6 от 08.04.2018 (далее-договор поставки N6) между индивидуальным предпринимателем Холявицким Андреем Борисовичем и главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г.
Согласно товарной накладной от 11.04.2018 N 00000000082179030002/6 ИП Холявицкий А.Б. поставляет главе К(Ф)Х Иванову Д.Г. кролика (молодняк) в количестве 50 штук на сумму 20 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 Плана расходов, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о предоставлении и использовании гранта и (или) единовременной помощи N 34 от 10.11.2017, главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. утвержден расход средств гранта по направлению "Приобретение поголовья" в количестве 75 шт. на сумму 120 000 рублей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5.4 Раздела 5 Порядка, изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией. Так, уменьшение закупки поголовья главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. не согласовано, что является нарушением требований Порядка - нарушен п. 3.3.9 Соглашения.
К договору поставки N 6 приложена квитанция к приходному кассовому ордеру от 11.04.2018 N 4 на сумму 20 000,00 рублей в подтверждение оплаты поставки товара (кролики).
Не подтверждено исполнение требования п. 8 Раздела 2 Порядка в части обязательства оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретений, указанных в плане расходов, а также нарушено требование подпункта 6.4.2 пункта 6.4 раздела 6 Порядка, финансирование за счет средств гранта и (или) единовременной помощи осуществляется на условиях софинансирования стоимости каждого вида (этапа) расходов за счет собственных (заемных) средств получателя гранта и (или) единовременной помощи в размере (пропорциях), определенном планом расходов - нарушены п. 3.3.9, п. 3.3.12 Соглашения.
5. Договор поставки от 24.11.2017 N 00000000082179030002/2 заключен между индивидуальным предпринимателем Водолазкиным Валерием Борисовичем и главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г.
Согласно пункту 1.1 договора поставщик обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять товар, согласно приложению к договору. Приложением к договору является спецификация N 1 к договору поставки, адрес поставки товара: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24. Согласно приложению глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. приобретает следующие товары: ангар металлический 8*30 в количестве 1 шт. на сумму 240 000 рублей; клетки для животных в количестве 14 шт. на сумму 210 000 рублей; печь (крематорий) в количестве 1 ед. на сумму 50 000 рублей; сетка металл 2,5*2,5 в ассортименте (комплект с крепежом) в количестве 400 м. п. на сумму 50 000 рублей; холодильник Самсунг в количестве 1 ед. на сумму 60 000 рублей; зернодробилка в количестве 1 ед. на сумму 30 000 рублей; гранулятор в количестве 1 ед. на сумму 50 000 рублей.
Данный перечень соответствует направлению расходования средств гранта, утвержденному Планом расходов.
Тем не менее, по статье "Печь (крематорий)" стоимость уменьшена на 40 000 рублей; по статье "Сетка металл 2,5*2,5" стоимость увеличена на 10 000 рублей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5.4 Раздела 5 Порядка изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией. Указанные изменения главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. не согласованы, что является нарушением требований порядка - п. 3.3.9 Соглашения.
К договору поставки приложено платежное поручение от 15.01.2018 N 2 на сумму 639 000 рублей в подтверждение оплаты поставки товаров. Согласно договору поставки его цена составила 710 000 рублей.
В документах отсутствует подтверждение исполнения требования п. 8 Раздела 2 Порядка в части обязательства оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретений, указанных в плане расходов, а также нарушено требование подпункта 6.4.2 пункта 6.4 Раздела 6 Порядка финансирование за счет средств гранта и (или) единовременной помощи осуществляется на условиях софинансирования стоимости каждого вида (этапа) расходов за счет собственных (заемных) средств получателя гранта и (или) единовременной помощи в размере (пропорциях), определенном планом расходов - нарушены п. 3.3.9 и п. 3.3.12 Соглашения.
6. Договор подряда от 26.12.2017 N 00000000082179030002/6 заключен между индивидуальным предпринимателем Водолазкиным Валерием Борисовичем и главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г.
В соответствии с пунктом 1.1 договора предметом договора является выполнение следующих работ по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24, на общую сумму 317 000 рублей:
-подключение производственных и складских помещений на сумму 90 000 рублей;
-оборудование навозосборника на сумму 100 000 рублей;
-строительные работы на сумму 127 000 рублей.
Мероприятие "Оборудование навозосборника" отсутствует в утвержденном плане расходов, что является нецелевым расходованием денежных средств гранта.
По мероприятию "Строительные работы" в плане расходов утверждена сумма 136 000 рублей, по факту сумма составляет 127 000 рублей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5.4 Раздела 5 Порядка изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Вышеуказанные изменения не согласованы, что является нарушением требований порядка - п. 3.3.9 Соглашения.
Согласно пункту 5 приложения N 3 к приказу Департамента от 18.08.2017 N 189 "Об утверждении форм отчетности для начинающих фермеров в рамках реализации соглашения о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (далее - Приказ N 189) при подключении производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям -электрическим, водо-, газо-и теплопроводным, дорожной инфраструктуре представляются следующие документы: копии договоров, копии актов приемки выполненных работ (оказанных услуг), справки о подключении производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям -электрическим, во до-, газо-и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре, выданные уполномоченными организациями.
В представленном фермером отчете отсутствуют документы о подключении производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям -электрическим, водо-, газо-и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре, выданные уполномоченными организациями.
К договору подряда N 6 приложено платежное поручение от 15.03.2018 N 4 на сумму 285 000 рублей в подтверждение оплаты произведенных работ.
Согласно договору подряда его цена составляет 317 000 рублей.
В документах отсутствует подтверждение исполнения требования п. 8 Раздела 2 Порядка в части обязательства оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретений, указанных в плане расходов, а также нарушено требование подпункта 6.4.2 пункта 6.4 Раздела 6 Порядка финансирование за счет средств гранта и (или) единовременной помощи осуществляется на условиях софинансирования стоимости каждого вида(этапа) расходов за счет собственных (заемных) средств получателя гранта и (или) единовременной помощи в размере (пропорциях), определенном планом расходов - нарушены п. 3.3.9 и п. 3.3.12 Соглашения.
7. Договор подряда от 24.11.2017 N 00000000082179030002/2 заключен между индивидуальным предпринимателем Водолазкиным Валерием Борисовичем и главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г.
В соответствии с пунктом 1.1 договора его предметом является выполнение следующих работ, по адресу г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24, на общую сумму 640 000 рублей:
-разработка проектной документации на сумму 67 500 рублей;
-строительство навозосборника на сумму 65 000 рублей;
-оборудование места забоя на сумму 40 000 рублей;
-оборудование помещения на сумму 80 000 рублей;
-оборудование помещения для хранения корма на сумму 80 000 рублей;
-оборудование территории наружным освещением на сумму 32 500 рублей;
-земельные работы на сумму 275 000 рублей.
Из вышеперечисленных работ, указанных в пункте 1.1 договора, соответствуют утвержденному плану расходов следующие работы:
-разработка проектной документации;
-оборудование территории наружным освещением;
-строительство навозосборника.
Все остальные работы, перечисленные в договоре, не включены в план расходов (приложение к Соглашению), что является нецелевым расходованием средств гранта, и нарушением пункта 3.3.13 соглашения.
8. Договор подряда от 01.03.2018 N 00000000082179030002/10 заключен между индивидуальным предпринимателем Водолазкиным Валерием Борисовичем и главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г.
В соответствии с пунктом 1.1 предметом договора является строительство подсобного помещения с хоз. бытовкой по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24, на общую сумму 250 000,00 рублей:
В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 3.3 Порядка единовременная помощь выделяется на софинансирование затрат в целях приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения.
Строительство подсобного помещения с хоз. блоком не соответствует вышеуказанному условию предоставления единовременной помощи на бытовое обустройство, так как средства единовременной помощи направлены не по целевому назначению, что является нарушением пунктов 3.3.8, 3.3.13 соглашения.
К договору приложена квитанция к приходному кассовому ордеру от 28.04.2018 N 5 на сумму 249 806 рублей в подтверждение оплаты за услуги (строительство подсобного помещения с хоз. блоком) согласно акту выполненных работ за март-апрель 2018 от 28.04.2018.
Не подтверждено исполнение требования п. 8 Раздела 2 Порядка в части обязательства оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретений, указанных в плане расходов, а также нарушено требование подпункта 6.4.2 пункта 6.4 Раздела 6 Порядка финансирование за счет средств гранта и (или) единовременной помощи осуществляется на условиях софинансирования стоимости каждого вида (этапа) расходов за счет собственных (заемных) средств получателя гранта и (или) единовременной помощи в размере (пропорциях), определенном планом расходов - допущено нарушение п. 3.3.9 и п. 3.3.12 соглашения.
В связи с чем, Комиссией по мониторингу принято решение - рекомендовать Департаменту принять меры по возврату средств государственной поддержки в полном объеме.
Департамент письмом от 20.11.2019 N 7852/7 направил в адрес главы К(Ф)Х Иванова Д.Г. акт о нарушении условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи от 20.11.2019 N 12 (далее - акт) с предложением в течение 10 рабочих дней устранить выявленные нарушения.
Акт о нарушении Соглашения от 20.11.2019 N 12 получен главой КФХ Ивановым Д.Г. нарочно, о чем свидетельствует отметка от 21.11.2019.
В адрес Департамента поступило письмо от 04.12.2019 N 5777 главы К(Ф)Х Иванова Д.Г. о рассмотрении нарушений, изложенных в акте о нарушении Соглашения от 20.11.2019 N 12.
Департаментом 13.12.2019 проведено заседание Комиссии по мониторингу, на котором было рассмотрено указанное письмо.
Согласно протоколу заседания Комиссии N 4 комиссия по мониторингу пришла к выводу о не устранении выявленных нарушений и приняла решение - рекомендовать Департаменту направить главе К(Ф)Х Иванову Д.Г. требование о возврате средств гранта и единовременной помощи в полном объеме.
10.01.2020 Департамент сельского хозяйства города Севастополя направил в адрес главы К(Ф)Х Иванова Д.Г. требование N 56/7 о возврате средств гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство в течение 45 рабочих дней в полном объеме.
Требование получено главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. нарочно, о чем свидетельствует отметка от 14.01.2020.
Поскольку средства гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство до 18.03.2020 главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. не возвращены, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно материалам дела в декабре 2017 года Департаментом была оказана главе К(Ф)Х Иванову Д.Г. государственная поддержка в виде предоставления субсидии для развития крестьянского фермерского хозяйства в размере 1 500 000 руб. и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 250 000 руб., из них: средства бюджета города Севастополя в размере 325 000 руб.; средства федерального бюджета в размере 1 425 000 руб.
Порядок предоставления спорного вида государственной поддержки регламентирован постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 131-ПП "Об утверждении Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство", действовавший на момент заключения Соглашения (далее -Порядок N 131-ПП), который издан в целях реализации мероприятий государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" на 2017 -2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП.
Главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств города Севастополя, осуществляющим предоставление грантов и (или) единовременной помощи в соответствии с Порядком, является Департамент сельского хозяйства города Севастополя.
Согласно пункту 6.3. Порядка N 131-ПП получатель должен представлять в Департамент ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом: отчеты о целевом расходовании гранта, единовременной помощи по формам, утверждаемым Департаментом; заверенные выписки из лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю, о движении по счету средств гранта и расчетного счета, открытого в российской кредитной организации, о движении единовременной помощи и собственных средств в течение срока использования гранта и (или) единовременной помощи; копии документов, подтверждающих совершение сделки (ее этапов) по созданию имущества, выполнению работ (оказанию услуг), по перечню, устанавливаемому в разделе 3 настоящего Порядка; копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на созданные объекты недвижимого имущества; копии платежных документов, подтверждающих перечисление средств гранта и (или) единовременной помощи; материалы фотофиксации приобретенного имущества, выполненных работ (оказанных услуг).
Проверку соблюдения условий, целей и порядка, соответствующих условиям Соглашения, установленным при использовании средств гранта, их получателями осуществляет Департамент посредством рассмотрения документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка.
В случае установления фактов нарушения условий Соглашения, выявленных в результате проведенных Департаментом и органами государственного финансового контроля мероприятий по контролю, Департамент в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя гранта и (или) единовременной помощи об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта и (или) единовременной помощи в бюджет города Севастополя в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в 2018 году в ходе контрольного мероприятия главным контрольным управлением города Севастополя проведена проверка по вопросу подтверждения целевого использования средств гранта главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
В адрес Департамента направлено представление, пунктом 6 которого главе К(Ф)Х Иванову Д.Г. вменяется нарушение пункта 3.3 Порядка N 131-ПП, пункта 3.3.8 Соглашения, в части израсходования средств гранта и единовременной помощи не на цели, предусмотренные заключенным соглашением, а также требование возвратить предоставленные меры государственной поддержки.
Во исполнение представления Департаментом направлено главе К(Ф)Х Иванову Д.Г. уведомление (требование) от 15.03.2019 N 1675/7 о возврате средств субсидии в течение 45 рабочих дней в полном объеме.
Комиссией по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" изучены непосредственно Соглашение, бизнес-план, рассмотрен отчет главы К(Ф)Х Иванова Д.Г. об использовании гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство, в результате чего сделан вывод о том, что глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. допустил нарушение Соглашения, а именно:
1) подпункта 3.3.1 пункта 3.3 Соглашения - в течение 5 лет со дня поступления гранта и единовременной помощи на лицевой и расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивать его согласно представленному на конкурсный обзор бизнес-плану;
2) подпункта 3.3.8 пункта 3.3 Соглашения - использовать единовременную помощь только на цели, указанные в данном пункте;
3) подпункта 3.3.9 пункта 3.3 Соглашения - соблюдать условия предоставления гранта и (или) единовременной помощи, предусмотренные Порядком;
4) подпункта 3.3.12 пункта 3.3 Соглашения - оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования, приобретаемого за счет средств гранта, единовременной помощи, имущества, выполненных работ, оказанных услуг;
5) подпункта 3.3.13 пункта 3.3 Соглашения - использовать грант и единовременную помощь на цели, указанные в плане расходов (приложение к Соглашению).
6) абзаца 3 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения - все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории города федерального значения Севастополя и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. осуществлял деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивал его в соответствии с условиями бизнес-плана, представленного на конкурсный обзор, в котором нет сведений о том, что деятельность крестьянского хозяйства будет осуществляться исключительно на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская. 24 (кадастровый номер 91:04:004002:282), отклоняется судом апелляционной инстанции, учитывая следующее.
Глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. в рамках заключенного Соглашения принял на себя обязательство развивать крестьянское (фермерское) хозяйство на земельном участке, указанном в бизнес-плане, представленном в Департамент на конкурсный отбор, расположенном по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орлиновского сельского совета, под N 13 в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", кадастровый номер 91:01:034001:21, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства, площадью 1,2485 Га.
Однако, указанное обязательство главой К(Ф)Х Ивановым Д.Г. не исполнено.
Как следует из материалов дела, в акте административного обследования объекта земельных отношений с кадастровым номером 91:01:034001:21 установлено, что объект земельных отношений имеет следы зарастания сорной растительностью, неиспользования в сельскохозяйственном производстве; не проводятся обязательные мероприятия, направленные на сохранение почв и их плодородие, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Довод апеллянта о необъективности выводов, изложенных в акте административного обследования объекта земельных отношений от 20.09.2019 N 299/2, поскольку обследование объекта земельного участка осуществлено без взаимодействия с правообладателями объектов, является несостоятельным, учитывая следующее.
Порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 (далее - Правила N 251).
В соответствии с пунктом 2 ПравилN 251 при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Таким образом, доводы апеллянта о необъективности выводов, изложенных в акте административного обследования объекта земельных отношений от 20.09.2019 N 299/2, являются несостоятельными.
Как указано в бизнес-плане (Раздел 4 Резюме) глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. подготовил проект создания и развития фермерского хозяйства, специализирующегося на разведении кроликов на мясо. Площадь земельного участка, планируемого к использованию под проект составляет 1,2485 га, находящегося у главы К(Ф)Х Иванова Д.Г. в аренде, а также в заявке на участие в конкурсном отборе (пункт 19) "На момент подачи заявки в аренде заявителя находится земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обшей площадью 1,2485 га.
Ответчик был признан победителем конкурсного отбора, в том числе, на том основании, что представленный на конкурсный отбор бизнес-план соответствовал критериям раздела 2 Порядка N 131, то есть с учетом того факта, что развитие крестьянского (фермерского) хозяйства будет осуществляться именно на указанном в бизнес-плане земельном участке.
Судом установлено, что бизнес-план не содержит в себе сведений о том, что отдельные его этапы будут реализовываться на каких-либо иных земельных участках. Сведений о том, что реализация бизнес-плана будет осуществляться на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская. 24 (кадастровый номер 91:04:004002:282), не имеется.
Следует отметить, что согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, на земельном участке с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки" (код 2.1) допускается: "Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек".
Из указанного следует недопустимость разведения кроликов на землях с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки" (код 2.1), в отличие от земель с видом разрешенного использования "Для ведения личного крестьянского хозяйства" - "животноводство" (код 1.7).
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что в нарушение подпункта 3.3.1 пункта 3.3 Соглашения ответчик не выполнял работы в соответствии с условиями бизнес-плана. Надлежащие доказательства, свидетельствующие о правомерности реализации ответчиком бизнес-плана на земельном участке, расположенном на ином объекте, расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Путейская, д. 24 (кадастровый номер: 91:04:004002:282) в материалы дела не представлены.
В силу статьи 282 БК РФ изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
По смыслу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (Определение ВС РФ от 27.11.2018 N 306- КГ18-19529).
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Подписав Соглашение о предоставлении субсидии, глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями.
Таким образом, апеллянт взял на себя обязанность, в том числе по исполнению Соглашения в строгом соответствии с бизнес-планом, который был рассчитан для ведения сельскохозяйственной деятельности и предоставлен на конкурс в Департамент.
Из положений абзаца 3 части 1 статьи 2 ГК РФ следует, что лицо, являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой им на свой риск, должно проявлять достаточную осмотрительность в делах и разумность при заключении сделок.
Поскольку порядок предоставления и возврата субсидий нормативно определен, получатель субсидии, действующий разумно и добросовестно, с обычной осмотрительностью, имеет возможность проверить и оценить условия возврата субсидии.
Учитывая, что глава К(Ф)Х Иванов Д.Г. в порядке статьи 65 АПК РФ не представил надлежащие доказательства исполнения условий Соглашения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковое требование Департамента о возвращении средств субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 750 000,00 руб.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 октября 2020 года по делу N А84-1298/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Дениса Геннадьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1298/2020
Истец: Департамент сельского хозяйства г. Севастополя, ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов Денис Геннадьевич
Третье лицо: ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ