Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 31 августа 2021 г. N Ф09-6191/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А07-12085/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Папа - Гриль" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2021 по делу N А07-12085/2020.
Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация Октябрьского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Папа - Гриль" (далее - ООО "Папа - Гриль", ответчик) об обязании освободить земельный участок с номером кадастрового квартала 02:55:040619, по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:189 (ул. Советская, рядом с домом N 11/3), ориентировочной площадью 25 кв.м, координаты участка:
N |
X |
Y |
1 |
646455,5159 |
1369672,0286 |
2 |
646450,0292 |
1369672,4198 |
3 |
646450,2936 |
1369677,1141 |
4 |
646455,6481 |
1369676,6577 |
1 |
646455,5159 |
1369672,0286 |
в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Администрация Октябрьского района также просила суд, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, предоставить Администрации право освободить указанный земельный участок с привлечением третьих лиц и возложением на ответчика необходимых расходов.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление земельных и имущественных отношений), индивидуальный предприниматель Бунин Андрей Михайлович (далее - ИП Бунин А.М.), Управление потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление потребительского рынка).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2021 (резолютивная часть от 22.03.2021) исковые требования Администрации Октябрьского района удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласилось ООО "Папа - Гриль" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
В апелляционной жалобе ООО "Папа - Гриль" указало, что ООО "Пит Стоп" (прежнее наименование ответчика) получило от Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация городского округа) письмо N 01-02-35067/5 от 06.03.2018 о включении его объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) (объектов по оказанию услуг) на территории г. Уфы. 18.05.2018 ответчик получил от отдела коммунального хозяйства и благоустройства Администрации Октябрьского района ордер N 15 для проведения земляных работ на установку павильона. Апеллянт также указал, что включение указанного объекта в схему размещения НТО на территории г. Уфы подтверждается постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.06.2020 N 679 "О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2015 N 4401 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан". Полагал, что наличие информации об НТО в схеме размещения НТО, утвержденной в установленном порядке, является достаточным основанием для размещения такого НТО на земельном участке, находящемся в публичной собственности.
Апеллянт полагал, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что на момент рассмотрения судом искового заявления действовала редакция постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2015 N 4401 с изменениями от 16.06.2020 года, утвержденными постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 679, согласно которой НТО ответчика был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Апеллянт не согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии договорных отношений на размещение НТО с ООО "Папа-Гриль" со ссылками на нормы статей 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указал, что действующим земельным законодательством не предусмотрено заключение договора аренды на размещение НТО, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан" размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного с органом местного самоуправления. Указал также, что ООО "Папа-Гриль" обращалось в Управление земельных и имущественных отношений за заключением договора.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от Управления потребительского рынка в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором третье лицо просило апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу ответчика в материалы дела не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От Управления потребительского рынка поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое в силу части 2 статьи 156 АПК РФ удовлетворено апелляционным судом.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращения ООО "Пит Стоп" (прежнее наименование ответчика) городской комиссией по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан было принято решение о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов площадки с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин", для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции, площадью до 30 кв.м (протокол N 33 от 09.02.2018, т. 2 л.д. 33).
Письмом от 06.03.2018 N 01-02-35067/5 (т. 1 л.д. 27) Управление потребительского рынка сообщило ООО "Пит Стоп" о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 29-107), в том числе площадки с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин" для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции до 30 кв.м.
Ссылаясь на указанное письмо, ООО "Пит Стоп" обратилось в Администрацию Октябрьского района с заявлением о выдаче ордера на производство земляных работ для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции.
Отделом коммунального хозяйства и благоустройства Администрации Октябрьского района ООО "Пит Стоп" был выдан ордер N 15 от 18.05.2018 на право производства внутриквартальных земляных работ (приложение N 2 к отзыву на исковое заявление, поступившему через систему "Мой Арбитр", т. 1 л.д. 131-133), согласно которому было разрешено проведение земляных работ по установке павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции, площадью до 30 кв.м, благоустройство прилегающей территории, по адресу: г. Уфа, с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская. Срок выполнения работ был установлен с 18.05.2018 по 01.06.2018, в дальнейшем продлен до 30.06.2018.
ООО "Папа - Гриль" письмом от 20.06.2018 (приложение N 8 к отзыву на исковое заявление, поступившему через систему "Мой Арбитр", т. 1 л.д. 131-133) обратилось в Управление земельных и имущественных отношений с просьбой заключить договор аренды земельного участка по границам установленного нестационарного торгового объекта, площадью 30 кв.м, для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции.
Письмом от 05.07.2018 N 19837 (приложение N 4 к отзыву на исковое заявление, поступившему через систему "Мой Арбитр", т. 1 л.д. 131-133) Управление земельных и имущественных отношений сообщило ООО "Папа - Гриль", что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарного торгового объекта, предоставление земельного участка и заключение договора аренды не требуется.
На основании обращений граждан (т. 2 л.д. 34-37) городской комиссией по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан было принято решение об отмене ранее принятого решения городской комиссии от 09.02.2018 по включению в схему размещения площадки с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин", для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции, площадью до 30 кв.м., со ссылкой на самовольное занятие земельного участка, многочисленные жалобы жильцов села Нагаево о недопущении данного НТО по причине постоянного шума и неудовлетворительного содержания прилегающей территории (протокол N 38 от 22.11.2018, т. 2 л.д. 42-44).
Доказательства того, что ООО "Пит Стоп" (ООО "Папа - Гриль") было уведомлено о принятом решении, в дело не представлены.
ООО "Папа - Гриль" обратилось в Управление земельных и имущественных отношений с письмом от 25.12.2019, в котором просило произвести расчёт и заключить договор на фактическое пользование земельным участком под нестационарным торговым объектом, расположенным по адресу: Нагаево, по ул. Рощинская, рядом с ТЦ "Жасмин", рядом с домом по ул. Советская, д. 11/2 (т. 1 л.д. 26).
Между Управлением земельных и имущественных отношений и ООО "Папа - Гриль" было подписано соглашение N 16ю-фп от 19.06.2019 о внесение денежных средств за фактическое пользование земельным участком, занятым спорным НТО (т. 1 л.д. 21).
Письмом от 03.07.2019 (т. 1 л.д. 19) ООО "Папа - Гриль" обратилось к Администрации городского округа с просьбой включить площадку под нестационарным торговым объектом, расположенную по адресу: Нагаево, по ул. Рощинская, рядом с ТЦ "Жасмин" (ул. Советская, д. 11/2) в Октябрьском районе город Уфа Республики Башкортостан, в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Управлением земельных и имущественных отношений были составлены акты осмотра и установления фактического использования земельного участка (территории) от 03.10.2019 N 3539/о (т. 1 л.д. 16), от 16.12.2019 N 4888/о (т. 1 л.д. 13), согласно которым был произведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, южнее д. 11/1 по ул. Советская, с кадастровым номером квартала 02:55:040619, ориентировочной площадью 25 кв.м, используемого ИП Буниным А.М., было установлено, что на земельном участке, на муниципальной земле, северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:189, в кадастровом квартале 02:55:040619, площадью 25 кв.м размещен нестационарный торговый объект экспресс-кафе "Папа - Гриль" (ИП Бунин А.М.).
Письмом от 20.05.2020 (т. 2 л.д. 50) ООО "Папа - Гриль" обратилось к Администрации с просьбой включить площадку под нестационарным торговым объектом в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, расположенную по адресу: Нагаево, по ул. Рощинская, рядом с ТЦ "Жасмин" (ул. Советская, д. 11/2) в Октябрьском районе город Уфа Республики Башкортостан.
Ссылаясь на то, что нестационарный торговый объект расположен по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, ул. Советская, д. 11/2 в отсутствии правовых оснований для его размещения, Администрация Октябрьского района направила ООО "Папа - Гриль" досудебную претензию N 1 от 09.01.2020 (т. 1 л.д. 108-109, 107) с просьбой в срок до 10.02.2020 освободить самовольно занятый земельный участок путем демонтажа торгового павильона.
В ответ на претензию ООО "Папа - Гриль" письмом от 29.01.2020 (т. 1 л.д. 23-24) сообщило, что павильон был включен в схему размещения нестационарного торгового объекта, с Управлением земельных и имущественных отношений заключено соглашение о внесении денежных средств N 16ю-фп от 29.04.2019, в соответствии с которым ответчиком производится оплата.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.06.2020 N 679 (приложение N 3 к отзыву на исковое заявление, поступившему через систему "Мой Арбитр", т. 1 л.д. 131-133) в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан были внесены изменения, в частности в схему включен павильон, площадью до 30 кв.м, расположенный по адресу с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин".
Письмом от 07.10.2020 N 75-04-04467 (т. 1 л.д. 153) Администрация Октябрьского района сообщила ООО "Папа - Гриль" о том, что она не возражает против предоставления ООО "Папа - Гриль" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. Советская, д. 11/2, рядом с ТЦ "Жасмин", площадью 30 кв.м, со специализацией: "Услуги общественного питания", без проведения торгов, а также сообщила о направлении письма в Управление земельных и имущественных отношений с просьбой согласовать заключения договора аренды земельного участка в особом порядке.
При этом, полагая занятие ООО "Папа - Гриль" указанного земельного участка незаконным, Администрация Октябрьского района обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции поддержал доводы искового заявления Администрации Октябрьского района, пришел к выводу о том, что ООО "Папа - Гриль" незаконно, до выхода постановления Администрации городского округа об утверждении Схемы размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и без оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта разместило на спорном земельном участке павильон по оказанию услуг общественного питания. Суд первой инстанции посчитал, что спорный земельный участок ООО "Папа-Гриль" не предоставлялся, договорные отношения на размещение нестационарного торгового объекта с ООО "Папа-Гриль" отсутствуют.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции по следующим основаниям.
В статье 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), части 1 статьи 3 и части 1 статьи 6 Закона N 381-ФЗ отношения в области торговой деятельности регулируются законодательством Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Законом N 381-ФЗ.
Таким образом, законодатель установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договора аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Башкортостан от 14.07.2010 N 296-з "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01.06.2011 N 37/23 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение N 37/23).
Во исполнение указанного решения постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.09.2011 N 5325 утверждено Положение о городской комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, основной задачей которой является разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) и внесение изменений (пункт 2 Положения).
Положением N 37/23 определены порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункт 1.2).
Размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1.4 Положения N 37/23)
Порядок размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов установлен разделом IV Положения N 37/23.
Так, в пункте 4.2 Положения N 37/23 указано, что субъекты, желающие разместить нестационарный торговый объект (объект по оказанию услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно утвержденной Схеме размещения, обращаются с соответствующим заявлением в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с требованиями Положения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98, был дополнен пунктом 17, согласно которому размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и договора на размещение нестационарных торговых объектов, заключенного с органом местного самоуправления.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.02.2017 N 8/14 из Положения N 37/23 был исключен пункт 4.4., предусматривающий, что основанием для установки субъектом нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан является договор аренды земельного участка либо договор аренды нежилого помещения.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с пунктом 3.1 которого договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по результатам торгов, за исключением случаев, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что в период с 01.03.2015 до 13.02.2019 размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Уфа осуществлялось без предоставления земельного участка в аренду на основании включения уполномоченным органом НТО в схему размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденную в установленном порядке.
Удовлетворяя требования Администрации Октябрьского района, суд первой инстанции исходил из преждевременного размещения ответчиком нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке до выхода постановления Администрации городского округа об утверждении Схемы размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и до оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Однако судом первой инстанции не были учтены вышеуказанные нормативные положения, в силу которых единственным основанием для размещения нестационарного торгового объекта являлось включение уполномоченным органом нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденную в установленном порядке. При наличии упоминания в постановлении Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 договора на размещение нестационарных торговых объектов, заключенного с органом местного самоуправления, на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 13.02.2019 не был принят порядок заключения указанных договоров.
Кроме того, как следует из материалов дела, на основании обращения ООО "Пит Стоп" (прежнее наименование ответчика) городской комиссией по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан было принято решение о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов площадки с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин", для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции, площадью до 30 кв.м (протокол N 33 от 09.02.2018, т. 2 л.д. 33).
Письмом от 06.03.2018 N 01-02-35067/5 (т. 1 л.д. 27) Управление потребительского рынка сообщило ООО "Пит Стоп" о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 29-107), в том числе площадки с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин" для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции до 30 кв.м.
На основании пункта 4 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан, утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления Республики Башкортостан, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно пункту 8 указанного Порядка в схему размещения нестационарных торговых объектов могут вноситься изменения не чаще трех раз в год.
В силу пункта 14 указанного Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
С учетом изложенных правовых норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ответчиком были совершены все зависящие от него меры для включения его НТО в схему размещения нестационарных торговых объектов, был получен ответ о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан спорного НТО, в силу чего и реализации принципов правовой определенности, а также добросовестного осуществления гражданских прав ответчик был вправе рассчитывать на размещение своего НТО в испрашиваемом месте.
То обстоятельство, что органами местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан в нарушение пункта 8 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан, утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98, не были своевременно внесены изменения в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов в части площадки по размещение НТО ответчика, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку указанные действия зависели исключительно от поведения органов местного самоуправления городского округа город Уфа, и их несовершение не могло умалить разумных ожиданий ответчика по согласованному размещению спорного НТО.
Обстоятельство включения в схему размещения нестационарных торговых объектов площадки в с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин", для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции, площадью до 30 кв.м, а не самого павильона, также значения не имеет, поскольку на момент принятия данного решения о включении в схему порядок, предусматривающий, что договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по результатам торгов, еще принят не был, в силу чего исключалась ситуация предоставления данной площадки не ответчику.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что по обращению ООО "Пит Стоп" отделом коммунального хозяйства и благоустройства Администрации Октябрьского района - территориального органа Администрации городского округа, входящего в структуру Администрации городского округа (пункты 1.1, 1.2 Положения об Администрации Октябрьского района, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 N 11/9) обществу был выдан ордер N 15 от 18.05.2018 на право производства внутриквартальных земляных работ (приложение N 2 к отзыву на исковое заявление, поступившему через систему "Мой Арбитр", т. 1 л.д. 131-133), согласно которому было разрешено проведение земляных работ по установке павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции, площадью до 30 кв.м, благоустройство прилегающей территории, по адресу: г. Уфа, с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская.
Срок выполнения работ был установлен с 18.05.2018 по 01.06.2018, в дальнейшем продлен до 30.06.2018.
В указанный срок и в рамках данного ордера ООО "Пит Стоп" осуществило размещение спорного НТО.
Таким образом, органами местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан было подтверждено принятое ими решение о включении спорного НТО в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и дано разрешение на его установку.
Более того, после размещения спорного НТО ООО "Папа - Гриль" письмом от 20.06.2018 обратилось в Управление земельных и имущественных отношений с просьбой заключить договор аренды земельного участка по границам установленного нестационарного торгового объекта, площадью 30 кв.м, для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции.
Письмом от 05.07.2018 N 19837 Управление земельных и имущественных отношений сообщило ООО "Папа - Гриль", что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарного торгового объекта, предоставление земельного участка и заключение договора аренды не требуется.
При этом Управлением земельных и имущественных отношений не было предложено заключить с ООО "Папа - Гриль" договора на размещение нестационарных торговых объектов, как того требовали положения постановления Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ООО "Папа - Гриль" о том, что им были предприняты все возможные меры для легального размещения спорного НТО, в силу чего вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для размещения спорного НТО следует признать несоответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
При формулировании данного вывода суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что на момент рассмотрения спора на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.06.2020 N 679 в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан был включен павильон, площадью до 30 кв.м, расположенный по адресу с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин", что в силу статьи 10 Закона N 381-ФЗ и статьи 5 Закона Республики Башкортостан от 14.07.2010 N 296-з "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан" является достаточным основанием для размещения спорного НТО.
С учетом даты принятия первого решения о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов площадки в с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин", для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции, площадью до 30 кв.м (09.02.2018), положения решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22 о заключении договора на размещение нестационарных торговых объектов заключается по результатам торгов к спорным правоотношениям не применимы.
Управлением потребительского рынка в ходе рассмотрения дела представлялись обращения граждан (т. 2 л.д. 34-37), протокол N 38 от 22.11.2018 заседания городской комиссией по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно которому было принято решение об отмене ранее принятого решения городской комиссии от 09.02.2018 по включению в схему размещения площадки с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин", для установки павильона по реализации продовольственных товаров и кулинарной продукции, площадью до 30 кв.м., со ссылкой на самовольное занятие земельного участка, многочисленные жалобы жильцов села Нагаево о недопущении данного НТО по причине постоянного шума и неудовлетворительного содержания прилегающей территории (т. 2 л.д. 42-44).
С учетом вышеизложенных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает самовольного занятия земельного участка.
Истцом и Управлением потребительского рынка документально не было подтверждено, что указанные в обращениях граждан замечания к размещению ответчиком НТО действительно имели место быть, замечания имели реальный характер, были допущены по вине ответчика, не могли быть устранены ответчиком, и что единственной мерой реагирования в данном случае на обращения граждан могла быть отмена ранее принятого решения по включению в схему размещения площадки с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин", для установки павильона.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
С учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая недоказанность реальности оснований (по вине ответчика) для отмены ранее принятого решения по включению в схему размещения площадки с. Нагаево, ул. Рощинская, рядом с д. N 11/2 по ул. Советская, рядом с ТЦ "Жасмин", для установки павильона, отмену данного решения без разрешения вопроса о предоставлении ответчику компенсационного места размещения НТО, апелляционный суд находит незаконной, а ООО "Папа - Гриль" - не утратившим право пользования местом размещения НТО.
Таким образом, с учетом обстоятельств настоящего дела, действий как ООО "Папа - Гриль", так и органов местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан по реализации ответчиком гарантированного статьей 10 Закона N 381-ФЗ права на размещение нестационарного торгового объекта при соблюдении необходимых условий, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности размещения ООО "Папа - Гриль" спорного НТО, площадка под которым постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.06.2020 N 679 включена в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Обратные выводы суда первой инстанции не верны, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права (пункты 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), в силу чего подлежит отмене.
Оснований для удовлетворения заявленного Администрацией Октябрьского района иска не имеется, в удовлетворении иска апелляционный суд отказывает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ. Поскольку Администрация Октябрьского района освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО "Папа - Гриль" при подаче апелляционной жалобы была оплачена государственная пошлина, с Администрации Октябрьского района в пользу ООО "Папа - Гриль" подлежат взысканию 3 000 руб. в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2021 по делу N А07-12085/2020 отменить.
В удовлетворении исковых требований Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказать.
Взыскать с Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Папа - Гриль" судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12085/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО ПАПА-ГРИЛЬ
Третье лицо: ИП Бунин А.М., УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей