11 июня 2021 г. |
Дело N А84-7413/2020 |
Судья Двадцать первого арбитражного апелляционного суда Рыбина С.А., рассмотрев апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 марта 2021 года по делу N А84-7413/2020 (судья Васильченко О.С.), принятое в порядке упрощенного производства, без вызова лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного заседания,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Севэнергосбыт" (299014, Севастополь, ул. Рыбаков, 7; ОГРН 1169204054139, ИНН 9201515119)
к Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Север" (299002, Севастополь, ул. Михайловская, 13А; ОГРН 1159204008083, ИНН 9203536259)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севэнергосбыт" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Север" (далее - ГУПС "УК "Север", Управляющая компания, ответчик) о взыскании 111183,84 рублей. Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате потребленной электрической энергии.
24 февраля 2021 года Арбитражным судом города Севастополя по делу N А84-7413/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, объявлена резолютивная часть решения в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования удовлетворены. 02 марта 2021 года ответчик обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения, 05 марта 2021 года судом составлен полный текст решения.
Не согласившись с решением суда, Управляющая компания обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что по многоквартирным жилым домам, находящимся в реестре лицензии предприятия, заключены договоры управления с собственниками по форме, утвержденной решениями собственников помещений и размещенной на официальном портале "Реформа ЖКХ" на официальном сайте ГУПС "УК "Север", в которой не предусмотрена оплата общедомовых нужд (далее - ОДН), следовательно, ООО "Севэнергосбыт" не вправе в одностороннем порядке изменять условия этих договоров, согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. ООО "Севэнергосбыт" необоснованно включил в расчет задолженности расходы на ОДН на все многоквартирные дома (МКД), как находящиеся в управлении ГУПС "УК "Север", так и не находящиеся. Расчет ОДН также является необоснованным и недостоверным, т.к. в него включены площади подвалов и чердаков, которые не освещаются и включение данных площадей в расчет ОДН не соответствует общему порядку расчета ОДН по формуле 15 для расчета ОДН, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). Для включения ОДН в состав платы за содержание жилья - отсутствуют соответствующие решения собственников помещений многоквартирных домов. Ответчик осуществлял закупку на электроэнергию на хозяйственные нужды и на стоимость электроэнергии лифтов согласно нормам Федерального закона N 223-ФЗ в декабре 2016 года; стоимость ОДН в состав закупки не входила. Суд не принял во внимание пункт 1 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 о том, что оплата электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), осуществляется потребителями в таком МКД в составе платы за коммунальные услуги, которую управляющая компания (ГУПС "УК "Север") не начисляет, соответственно, начисление за общедомовые нужды (ОДН) истец должен производить напрямую жильцам. Согласно пункту 3 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения в соответствии со статьями 44-48, 156 ЖК РФ. Соответствующие решения собственников МКД отсутствуют. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 апелляционная жалоба ответчика принята к производству.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства в пределах, предусмотренных статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлено следующее.
19 сентября 2017 года за исх. N 1887 ГУПС "УК "Север" обратилось в адрес ООО "Севэнергосбыт" с заявлением о заключении договора энергоснабжения многоквартирных жилых домов (общежитий) по адресам: ул. С. Перовской, 62, с. Поворотное, 32, с. Поворотное, 33, ул. Богданова, 32, ул. Богданова, 40А, ул. Ветвистая, 26, ул. Садовая, 41, в связи с их передачей в управление ГУПС "УК "Север".
04 октября 2017 года ООО "Севэнергосбыт" передало в ГУПС "УК "Север" два экземпляра договора энергоснабжения для подписания, однако подписанный ГУПС "УК "Север" договор не возвращен в адрес ООО "Севэнергосбыт".
Несмотря на то, что подписанный договор ответчик не вернул, последний в соответствии с положениями пункта 2 статьи 539, пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является заключенным, о чем свидетельствуют конклюдентные действия ответчика, а именно: получение счетов по оплате потребленной электрической энергии и отсутствие возражений по суммам и основаниям выставленных счетов; передача в установленной форме показаний приборов учета
Кроме того, факт договорных отношений между сторонами установлен судебными решениями по следующим делам: N А84-100/2018, N А84-963/2018, N А84-3178/2018, N А84-3718/2018.
Таким образом, между ООО "Севэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ГУПС "УК "Север" (исполнитель) сложились договорные отношения на основании договора энергоснабжения N 3555617 (далее - Договор), согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности, в необходимом объеме, в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение и (или) АРБП, оказывать через привлеченные Сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией, а исполнитель обязуется оплачивать приобретаемую для нужд потребителей электрическую энергию и оказанные услуги, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.
Разделом 3 Договора установлен порядок учета электроэнергии (мощности).
Согласно пункту 2.3.1 Договора исполнитель обязан соблюдать установленные настоящим Договором условия и сроки оплаты.
Расчетным периодом для осуществления расчетов принимается 1 календарный месяц (с 00:00 ч. первого числа до 24:00 ч. последнего числа календарного месяца) (пункт 4.1 Договора).
Пунктом 4.4 Договора определен порядок осуществления оплаты за потребленную электроэнергию: за расчетный период оплата производится на основании ежемесячно выставляемых гарантирующим поставщиком счетов, счетов-фактур не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным. Оплата считается произведенной только после поступления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика.
Согласно акту приема-передачи N 864887 от 30.09.2020, который имеет ссылку на договор энергоснабжения N 3555617 от 01.09.2017, и расчетной ведомости электропотребления, за период с 01.09.2020 по 30.09.2020 гарантирующий поставщик осуществил поставку электрической энергии потребителю на общую сумму 111183,84 рублей.
Истцом выставлен ответчику счет на оплату от 30.09.2020 N 986758 на общую сумму 111183,84 рублей.
Истец полагает, что взятые на себя обязательства по поставке электроэнергии потребителю согласно Договору за сентябрь 2020 года выполнены им в полном объеме, о чем свидетельствуют указанные выше документы, однако, в нарушение взятых на себя обязательств, ответчик оплату не произвел.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 21.10.2020 N 16498 с требованием об оплате задолженности за потребленную электроэнергию, которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд к Управляющей компании с настоящим иском.
О возбуждении производства по делу и рассмотрении его в порядке упрощенного производства стороны уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями (т.1, л.д.4).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 05 марта 2021 года исковые требования удовлетворены.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции признал выводы арбитражного суда первой инстанции обоснованными, учитывая следующее.
Спор между сторонами возник в результате потребления ответчиком электроэнергии и регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") и Постановлением Правительства Российской Федерации "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" от 04.05.2012 N 442 (далее - Постановление N 442).
Согласно нормам статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с абзацем седьмым пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и статьями 155 и 161 ЖК РФ Управляющая компания во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг, выполняет функции управляющей организации.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как установлено частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной пунктом 44 Правил N 354 обязанности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Содержание Договора свидетельствует не о собственном потреблении электрической энергии ответчиком, а о предоставлении коммунальной услуги жителям многоквартирных домов.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение (содержание и ремонт) и коммунальные услуги (части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ).
Пунктом 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, предусмотрено, что исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2016 N 301-ЭС16-805, обязанность управляющих компаний как исполнителей коммунальных услуг оплачивать ресурсоснабжающей организации потребленную жилым домом электрическую энергию (в том числе на общедомовые нужды), вне зависимости от наличия между ними надлежащим образом оформленного договора энергоснабжения является законодательно установленной.
Таким образом, в силу своего статуса, управляющая компания обязана приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на ОДН, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При наличии управляющей компании, оплата коммунального ресурса использованного на содержание общего имущества дома непосредственно ресурсоснабжающей организации не допустима (соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 303-ЭС17-11614 по делу N А73-7368/2016).
Порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определен пунктами 44, 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что истец поставил, а ответчик потребил в сентябре 2020 года электрическую энергию в объеме 30873 кВт/час. Задолженность по оплате потребленной электроэнергии ответчика за период с 01.09.2020 по 30.09.2020 составила 111183,84 рублей и на дату вынесения судом решения не оплачена.
Изложенное выше свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что они подлежат отклонению по следующим основаниям.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апеллянта о том, что Управляющая компания не обязана оплачивать электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) в жилых домах, не включенных в лицензию управляющей организации, поскольку перечень жилых домов в подписанной ответчиком расчетной ведомости за сентябрь 2020 года соответствует перечню точек поставки, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию согласно Договору.
Кроме того, Управляющая компания осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании лицензии, перечень жилых домов, находящихся в управлении, определен распоряжением Правительства Севастополя от 26.02.2015 N 89-РП "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя".
Таким образом, часть домов выбрала управляющую организацию самостоятельно по решению собственников, а часть домов передана Управляющей компании Распоряжением Правительства Севастополя N 89-РП. Поскольку действующее законодательство не предусматривает такой вид управления МКД как обслуживание управляющей компанией, судебная коллегия приходит к выводу, что данные дома переданы в управление ответчику до момента выбора собственниками иного способа управления.
Кроме того, уполномоченным лицом ответчика без замечаний и оговорок 30.09.2020 подписана расчетная ведомость за сентябрь 2020 года, в которой фиксируются переданные самим ответчиком (как исполнителем коммунальных услуг) показания общедомовых приборов учета; в ведомости зафиксирована сумма оплаты за отпущенную электроэнергию по всем точкам поставки в размере 111183,84 рублей.
Ответчик, ссылаясь на неправильность расчета ОДН с включением площади подвалов и чердаков, которые не освещаются, свой контррасчет в суд не представил.
Судом отклоняется довод апеллянта и о том, что в договорах управления с собственниками в многоквартирных жилых домах, заключенных по форме, утвержденной решениями собственников помещений и размещенной на официальном портале "Реформа ЖКХ" на официальном сайте ГУПС "УК "Север", не предусмотрена оплата общедомовых нужд, следовательно, ООО "Севэнергосбыт" согласно статье 310 ГК РФ не вправе в одностороннем порядке изменять условия этих договоров.
Поскольку ООО "Севэнергосбыт" не является стороной договоров, заключенных ГУПС "УК "Север" с собственниками помещений в МКД, он не изменяет в одностороннем порядке условия этих договоров.
Не основан на нормативном регулировании также довод апеллянта о необходимости при расчете стоимости потребленной электроэнергии по нормативу исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей подвалов и чердаков, как противоречащей формуле 15 Правил N 354, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Так, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Однако в соответствии с пояснениями к формуле 15 Приложения 2 Правил N 354 при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам, то есть исключая площадь чердаков и подвалов.
Указанный выше перечень помещений касается только определения объема холодной воды и не относится к случаям определения объема электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, приходящейся на жилое (нежилое) помещение.
Доводы ответчика в данной части не принимаются судом. Доказательства некорректной информации относительно площадей, входящих в состав общего имущества у ответчика отсутствуют, суду не представлены.
Довод ответчика о том, что часть домов выбыла из его обслуживания (ул. С. Перовской, 62; с. Поворотное, ул. Заря Свободы, 32 и ул. Заря Свободы, 33) не принимается судом, поскольку в ведомости отгрузки электроэнергии за спорный период данные дома отсутствуют, потребленная ими электроэнергия в расчет задолженности не включена.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Основания для безусловной отмены принятого судом первой инстанции судебного акта отсутствуют.
Согласно нормам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 марта 2021 года по делу N А84-7413/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьями 275, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7413/2020
Истец: ООО "Севэнергосбыт"
Ответчик: ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Север"