г. Санкт-Петербург |
|
12 июня 2021 г. |
Дело N А26-6599/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Новоселевой В.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Сарычева Ю.А. - доверенность от 10.09.2020
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11763/2021) Эссойльское сельское потребительское общество на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2021 по делу N А26-6599/2020, принятое
по иску ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский"
к Эссойльское сельское потребительское общество
3-и лица: 1) МУП "Пряжинская компания по управлению муниципальным имуществом"
2) Администрация Пряжинского национального муниципального района
3) ООО "Вега-Союз"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ПАО "ТГК-1") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Эссойльскому сельскому потребительскому обществу (далее - Общество) о взыскании 277 182,72 руб. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения принадлежащие ответчику, за период с августа 2017 года по апрель 2020 года.
Определением суда от 14 января 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз".
Решением суда от 26.02.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что спорные нежилые помещения площадью 143,8 кв.м. и 178,4 кв.м, расположенные в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла, yл.Октябрьская, д.8А, являются неотапливаемыми, поскольку в них отсутствуют энергопринимающие устройства, присоединенные к внутридомовым тепловым сетям, следовательно, обязанность по оплате тепловой энергии у Общества отсутствует.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истцом было заявлено ходатайство об участии в судебном заседании посредством вэб-конференции. Вместе с тем, истцом не было произведено подключение к системе онлайн-заседаний.
Истец, третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01 февраля 2015 года ПАО "ТГК-1" эксплуатирует объекты теплоснабжения Пряжинского муниципального района Республики Карелия на основании договоров аренды объектов теплоснабжения N 1 от 30.11.2014, N 2 от 25.03.2015, N 3 от 05.06.2015 и осуществляет снабжение тепловой энергией и горячей водой потребителей вышеуказанного муниципального образования. С 2016 года указанные объекты эксплуатируются на основании концессионного соглашения, заключенного с Республикой Карелия.
Собственником нежилых помещений площадью 143,8 кв.м. и 178,4 кв.м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла, yл.Октябрьская, д. 8А (л.д.61, л.д.65 т.1), является Эссойльское сельское потребительское общество, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.11-14, т.1).
В период с августа 2017 года по апрель 2020 года истец осуществлял поставку тепловой энергии в нежилые помещения ответчика, ежемесячно выставляя на оплату счета-фактуры, общая сумма по которым в указанный период составила 277 182,72 руб. (л.д.24-25, т.1). Указанная задолженность рассчитана только за помещение N 20 площадью 178,4 кв.м. (т.1 л.д.24).
В целях обеспечения поставки тепловой энергии и горячей воды в данные нежилые помещения истцом в адрес ответчика был направлен договор на поставку тепловой энергии N 07-111 (л.д.15-17, 18-23, т.1). Однако договор теплоснабжения между сторонами в письменном виде до настоящего времени не заключен.
Поскольку оплата тепловой энергии ответчиком не произведена, истец в порядке досудебного урегулирования спора направил 26.06.2020 в его адрес претензионное письмо от 02.06.2020 с требованием оплаты задолженности (л.д.26-28, т.1).
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным этим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст "многоквартирный дом (далее МКД)" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
В силу правовой позиции, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Как разъяснено в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (раздел "Споры, возникающие из обязательственных правоотношений"), отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
С учетом вышеуказанных положений законодательства факт потребления тепловой энергии помещением, расположенным в многоквартирном доме, как и отапливаемый характер соответствующего помещения, презюмируются.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Спорные нежилые помещения, принадлежащие Ответчику на праве собственности, входят в состав многоквартирного дома по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла, ул. Октябрьская, д. 8А, который подключен к централизованной системе теплоснабжения, что подтверждается представленной в материалы дела технической документацией (выписка из технического паспорта), а также сведениями, размещенными на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлены какие - либо доказательства согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы.
Таким образом, Ответчиком не опровергнута презумпция того, что он как собственник помещения в многоквартирном доме, обеспеченном внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляет тепловую энергию на обогрев принадлежащего ему помещения через систему отопления.
Между тем, в материалах дела имеются доказательства, что в спорном помещении произведены несанкционированные работы по демонтажу системы отопления. Данный факт подтверждается совокупностью доказательств, а именно:
-акт обследования нежилых помещений от 01.02.2021 подписанный представителями Истца, Ответчика (собственник спорного помещения) и управляющей организации ООО "Вега Союз",
- акт осмотра от 17.02.2021, подписанный представителями Пряжинского национального муниципального района и Ответчика (собственник спорного помещения).
Необходимо отметить, что из отзыва Администрации Пряжинского национального муниципального района от 01.12.2020 N 9280 и уведомления о проведении аукциона на право аренды объекта недвижимости - спорного помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла, ул. Октябрьская, д. 8А, следует, что в период нахождения спорного помещения в собственности Пряжинского национального муниципального района никаких действий по переустройству не проводилось, а также не ставился под сомнение факт, что спорное помещение в период нахождения в собственности Администрации являлось отапливаемым.
Таким образом, Ответчик, не оспаривая тот факт, что технической документацией предусмотрено центральное отопление спорного нежилого помещения (отражено в акте от 01.02.2021), не представил в материалы дела разрешительные документы на демонтаж и перенос системы отопления, повлекшие соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на многоквартирный дом (приказ Минрегиона России от 28.12.2009 N 610 "Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок"), и технические документы, основанные на факте переустройства, произведенного в установленном законодательством порядке.
При этом, вопреки доводам ответчика, для разрешения спора не имеет правового значения кем и когда осуществлен демонтаж элементов отопительной системы, поскольку, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, именно текущий собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Факт осуществления демонтажа оборудования предыдущими собственниками указанное бремя не отменяет.
Факт установки в помещении электрических конвекторов или иных электрических приборов сам по себе не опровергает, что одновременно с этим происходит и потребление тепловой энергии через проходящие в помещении элементы внутридомовой системы отопления, стены и перекрытия. При этом доказательства согласования в установленном порядке демонтажа системы отопления помещений с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляции проходящих через помещения элементов внутридомовой системы отопления в материалах дела отсутствуют.
Факт поставки тепловой энергии в заявленном истцом объеме подтвержден материалами дела, в том числе, счетами-фактурами за исковой период, с расшифровками содержащихся в них данных, платежными требованиями.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2021 по делу N А26-6599/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6599/2020
Истец: ОАО "ТГК N 1" в лице филиала "Карельский", ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский"
Ответчик: ЭССОЙЛЬСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Третье лицо: Администрация Пряжинского национального муниципального района, МУП "Пряжинская компания по управлению муниципальным имуществом", ООО "Вега-Союз"