г. Санкт-Петербург |
|
12 июня 2021 г. |
Дело N А56-92581/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: предст. Степанова М.В. - доверенность от 11.06.2020
от заинтересованного лица: предст. Шевченко Н.В. - доверенность от 02.10.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5401/2021) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2020 по делу N А56-92581/2020 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению Центральной акцизной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "МОПМОП"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - истец, Таможня) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МОПМОП" (далее - Общество, Ответчик) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 21 840 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2020 в удовлетворении заявленных Таможней требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 22.12.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Таможней требований в полном объеме. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, поскольку суд оценил правомерность принятого таможенным органом решения о классификации товаров, которое не являлось предметом настоящего спора. По мнению подателя жалобы, поскольку возимый Обществом по спорным ДТ товар используется в общественных местах, то его классификация должна осуществляться по коду 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Податель жалобы также ссылается на то, что при расчете размера суммы утилизационного сбора надлежит руководствоваться Примечанием 4 Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Перечень), согласно которому основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС, а не наименование разделов Перечня. Таким образом, поскольку классификационный код, принятый таможенным органом 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС указан в разделе Х Перечня, ввезенные Обществом самоходные машины включены в Перечень, соответственно, данные самоходные машины подлежат обложению утилизационным сбором в порядке, определенном в разделе Х Перечня.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Таможни, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество подало в Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни СЗАТП (с) декларации на товары (далее - ДТ) N 10099193/060218/0000752, N 10009193/080218/0000809.
По указанным декларациям Обществом предъявлены к декларированию следующие товары:
- по ДТ N 10099193/060218/0000752 (товар 1) подметальная машина IPC 1050 DP, год выпуска 2018, предназначена для уборки складских помещений, производственных помещений, работающая от бензинового двигателя, в силу своих конструктивных особенностей поломоечная машина не может использоваться для передвижения по дорогам общего пользования, производитель IP CLEANING S.P.A, модель 1050 DP артикул MSUB00404
- по ДТ N 10009193/080218/0000809 (товары 7-17):
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT110 BT70, артикул LPTB01311;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT110 BT85, артикул LPTB01313;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT15 BT35, артикул LPTB01229;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT15 С35, артикул LPTЕ00517;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT40 B50, артикул LPTB01406;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT40 С50, артикул LPTЕ00546;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT46 B50, артикул LPTB01802;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT80 BT55, артикул LPTB02679;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT80 BT70, артикул LPTB02681;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT90 BT70, артикул LPTB01422;
- поломоечные машины новые (2018 г) предназначены для уборки помещений общественного назначения, работающие от электричества, производитель IP CLEANING S.P.A, модель CT30 С45, артикул LPTЕ00531.
В графе 33 ДТ указанные товары, исходя из их конструкции и предназначения, отнесены Обществом к товарной субпозиции 8479 89 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; - машины и механические приспособления прочие; -- прочие; ---прочие; ----прочие).
Вышеуказанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В ходе таможенного контроля Таможней вынесено решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 21.01.2020 N РКТ-10009000-20/000006Д, согласно которому ввезенные Обществом товары по ДТ N10099193/060218/0000752 (товар 1) и по ДТ N 10009193/080218/0000809 (товары 7-17) отнесены таможенным органом к товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы, не поименованные или не включенные; - оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ).
Отнесение ввезенных Обществом самоходных машин к товарной субпозиции 8479 10 000 00 ТН ВЭД ЕАЭС явилось основанием для начисления таможенным органом утилизационного сбора. Расчет подлежащего уплате Обществом утилизационного сбора произведен таможенным органом в соответствии с разделом X Перечня и составил 21 840 000 руб.
Согласно положениям пункта 17 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила), в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Во исполнение пункта 17 Правил таможенный орган письмом от 08.07.2020 N 45-09-10/1970 уведомил Общество о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных самоходных машин.
Поскольку утилизационный сбор за ввезенную в Российскую Федерацию самоходную технику Обществом не уплачен, Таможня обратилась в суд с настоящим иском, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 22.12.2020 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данный сбор.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены:
- Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В Перечень согласно разделу X включены "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0)".
В рассматриваемом случае, основанием для установления утилизационного сбора явилось отнесение таможенным органом ввезенных Обществом по ДТ N 10099193/060218/0000752 (товар 1) и по ДТ N 10009193/080218/0000809 (товары 7-17) подметальных и поломоечных самоходных машин к коду 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы, не поименованные или не включенные; - оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ".
В соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Исходя из пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе, в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, в том числе Основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утвержденной (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, с учетом положений Правил 2 - 6 ОПИ ТН ВЭД.
В силу Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также в соответствии с положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей настоящих Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД применяются "Пояснения к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС", рекомендованные Коллегией Евразийской экономической комиссии от 17.11.2017 N 21.
Пояснения содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, а так же при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения, содержащие толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и иную информацию необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Исходя из Пояснений к ТН ВЭД, в товарной позиции 8479 ТН ВЭД рассматриваются "Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные".
В пояснениях к товарной позиции 8479 перечислено оборудование, которое относится к товарной подсубпозиции 8479100000.
(А) Оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, например:
(1) Машины для распределения строительного раствора или бетона (исключая бетономешалки или растворосмесители, товарная позиция 8474 или 8705).
(2) Дорожно-строительные машины, которые оказывают вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения, а также придают нужный боковой наклон поверхности, а иногда производят также и укладку бетона. Однако в данную товарную позицию не включаются планировщики товарной позиции 8429.
(3) Машины, как самоходные, так и несамоходные, для разбрасывания гравия на дорогу или аналогичные поверхности, а также самоходные машины для распределения и уплотнения битумосодержащих материалов дорожных покрытий. Не включаются в данную товарную позицию разбрасыватели гравия, смонтированные на шасси моторного транспортного средства (товарная позиция 8705).
(4) Машины и механические устройства для разглаживания свежих бетонных, битумных или других аналогичных мягких поверхностей, для нанесения на них бороздок или клеток и т.д. Нагревательные приборы для битума и т.д. в данную товарную позицию не включаются (товарная позиция 8419).
(5) Небольшие механические аппараты, управляемые рядом идущим оператором, для обслуживания дорог (например, подметальные машины или аппараты для нанесения линий белой краской). Механические вращающиеся щетки, которые могут быть смонтированы вместе с бункером для приема мусора и системой смачивания на колесном шасси, приводимом в движение трактором товарной позиции 8701, также относятся к данной товарной позиции как взаимозаменяемое оборудование даже в том случае, если они представлены вместе с трактором.
(6) Разбрасыватели соли и песка для очистки от снега, предназначенные для установки на грузовом автомобиле, состоящие из резервуара для хранения песка и соли, оборудованного дробильно-перемешивающим органом, системы для дробления/размалывания кусков соли и гидравлической системы рассеивания с разбрасывающим диском. Управление различными функциями машины осуществляется из кабины автомобиля с помощью дистанционного управления.
Из приведенных Пояснений к ТН ВЭД усматривается, что под оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ понимается дорожная, строительная и аналогичная техника.
В рамках дела N А40-195644/2020 Обществом оспаривалось, в том числе решение Таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 21.01.2020 N РКТ-10009000-20/000006Д, согласно которому ввезенные Обществом товары по ДТ N10099193/060218/0000752 (товар 1) и по ДТ N10009193/080218/0000809 (товары 7-17) отнесены таможенным органом к товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2021 по делу N А40-195644/2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 (резолютивная часть вынесена 06.04.2021), решение Таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 21.01.2020 N РКТ-10009000-20/000006Д признано недействительным.
В рамках дела N А40-195644/2020 суды двух инстанций, исследовав и оценив, в том числе техническую документацию на спорные товары, заключение АНО "Московский областной центр судебных экспертиз" от 12.10.2020 N438/2020, письмо ФГБОУВО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" от 05.10.2020, пришли к выводу о том, что ввезенные Обществом самоходные подметальные и поломоечные машины не поименованы в перечне оборудования для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, содержащихся в Пояснениях к ТН ВЭД; не используются в общественных работах и строительных работах, не используются для обслуживания дорог; не соответствуют ни одному национальному стандарту ГОСТ, имеющему отношение к промышленным, строительным и общественным дорожным работам и оборудованию для них. В связи с чем, спорные товары не подлежат классификации в товарной субпозиции 8479 10 000 ТН ВЭД ЕАЭС.
В силу статьи 69 АПК РФ выводы судов по делу N А40-195644/2020 носят преюдициальный характер для настоящего спора, установленные в рамках дела NА40-195644/2020 обстоятельства относительно характеристик и классификации спорного товара по ТН ВЭД ЕАЭС не подлежат доказыванию вновь в рамках настоящего дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в раздел Х Переченя включены только "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479100000)".
При решении вопроса об отнесении товара к Перечню необходимо учитывать помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС также реальные физические характеристики товара, в том числе вид и категорию транспортного средства, самоходной машины или прицепа.
Таким образом, код ТН ВЭД ЕАЭС в Перечне является критерием для расчета суммы утилизационного сбора только в отношении тех видов и категорий самоходных машин, которые в Перечень (раздел Х) включены и имеют одновременно следующие характеристики:
(1) Машины предназначены для содержания дорог;
(2) Машины не созданы на базе шасси колесных транспортных средств;
(3) Машины классифицированы по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8705, 8479 10 000 0.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Изложенное означает, что товар является объектом обложения утилизационным сбором в том случае, если в отношении ввозимого товара выполняется совокупность условий, предусмотренных как пунктом 1, так и пунктом 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Принимая во внимание приведенные нормативные положения, при определении того, подлежит ли в отношении ввезенного товара уплате утилизационный сбор, не имеется оснований не учитывать установленные в Перечне физические характеристики товара, в том числе вид и категорию самоходной машины, а также ее назначение.
В свою очередь товар, ввезенный Обществом, под названную категорию не подпадает, поскольку код ТН ВЭД ЕАЭС не является единственным критерием, который определяет отнесение товара к Перечню.
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Закона N 89-ФЗ вытекает, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Расширительное истолкование понятий "общественные работы, строительные работы и иные аналогичные работы", "машины для содержания дорог" в отношении поломоечных, самоходных машин в контексте исчисления утилизационного сбора ни законом, ни подзаконными актами не установлены.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N8-П, от 28.02.2006 N 2-П, от 19.07.2019 N 30-П и др.), обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, 6 в пункте 3 статьи 17 НК РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер.
Следовательно, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 НК РФ, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком, не зависела от усмотрения контролирующих органов, а правовое регулирование - носило предсказуемый характер.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов не может быть признано правомерным (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2017 N 305-КГ17-12383).
Приведенная выше правовая позиция закреплена в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, а также определении Верховного суда Российской Федерации от 24.11.2020 по делу NА41-95371/2018.
Таким образом, если оборудование классифицировано по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0, указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к машинам для содержания дорог и не относится к иным видам самоходных машин, прямо поименованным в Перечне, то есть не соответствует иным, помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС, характеристикам, установленным в названном Перечне, то такую машину нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором.
Как усматривается из материалов дела, по своим характеристикам и назначению ввезенные Обществом по спорным ДТ подметальные и поломоечные самоходные машины предназначены для уборки складских, торговых, производственных помещений, помещений розничной торговли, бассейнов, ресторанов быстрого обслуживания, подсобных помещений работающие от аккумуляторных батарей с системой удаления воды с пола; их функциональным назначением является уборка полов, т.е ровных поверхностей в помещении; в силу своих конструктивных особенностей поломоечная машина не может использоваться для передвижения по дорогам общего пользования.
Следовательно, исходя из своего целевого назначения и использования, ввезенные Обществом подметальные и поломоечные самоходные машины не относятся к машинам для содержания дорог, следовательно, указанные самоходные машины не относятся к машинам, поименованным в разделе Х Перечня.
Таможенный орган в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не обосновал и не представил доказательства того, что ввезенные Обществом самоходные машины могут быть отнесены к машинам для содержания дорог, включенным в раздел X Перечня "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Таможней требований о взыскании с Общества утилизационного сбора в размере 21 840 000 руб.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 22.12.2020 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 декабря 2020 года по делу N А56-92581/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92581/2020
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "МОПМОП"