город Москва |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А40-246635/2020 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.Н. Лаптевой (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "Терминал Пяжиева-Сельга"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2021 года
по делу N А40-246635/2020, принятое судьей Ю.В. Жбанковой,
в порядке упрощенного производства
по иску ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" (ОГРН 1161001065037)
к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании неустойки,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 781.562 руб. пени за просрочку доставки груза (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения иска).
Настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд исходил из необоснованности исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что расчет сроков доставки грузов произведен ответчиком неверно. Кроме того, ответчик необоснованно увеличивал сроки доставки грузов на основании договора с истцом N 85-СД/АФТО(д)-4 от 20.06.2017 г., поскольку ни грузоотправитель (истец), ни перевозчик (ответчик) не имели права распоряжаться вагонами в виду отсутствия прав на них.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как видно из материалов дела, предметом иска является требование о взыскании с ответчика пени за нарушение нормативно установленных сроков доставки грузов в ноябре - декабре 2019 года, сентябре - октябре 2020 года.
Общая сумма пени, согласно расчета истца, составила 781.562 руб.
Отношения сторон по перевозке груза железнодорожным транспортом регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта.
Согласно части 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" установлено, что перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный правилами перевозки грузов.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлен Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 г. N 245 (далее - Правила N 245).
Статьями 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров предусмотрена ответственность перевозчика (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчика соответствующего вида транспорта, выдавшего груз) в виде уплаты пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Руководствуясь положениями статей 330, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 г.
N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 г. N 245, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом нарушения сроков доставки грузов перевозчиком и отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о неверном порядке определения ответчиком сроков доставки груза отклоняются апелляционным судом.
Расчет срока доставки грузов производится ответчиком в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта и Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта, Правил N 245, Приказа Минтранса России от 19.06.2019 г. N 191 "Об утверждении Единых форм перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" расчетную дату исчисления срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Все вагоны по спорным накладным прибыли на станцию назначение раньше, чем указан нормативный срок доставки в накладной, что подтверждается календарными штемпелями и ведомостями подачи и уборки.
В материалы дела также представлены ведомости подачи и уборки, в которых указана дата прибытии на станцию назначения.
Доказательств обратного истцом не представлено, а ссылки в этой части на ведомости подачи и уборки признаются апелляционным судом необоснованными.
Представленный в апелляционной жалобе расчет не учитывает увеличение срока доставки груза на основании договора N 85-СД/АФТО(д)-4 от 20.06.2017 г., заключенного между истцом и ответчиком.
Истец настаивает, что ответчик необоснованно увеличивал сроки доставки грузов на основании договора с истцом N 85-СД/АФТО(д)-4 от 20.06.2017 г., поскольку ни грузоотправитель (истец), ни перевозчик (ответчик) не имели права распоряжаться вагонами в виду отсутствия прав на них.
Суд апелляционной жалобы в данном конкретном случае не может принять указанный довод во внимание по следующим основаниям.
Железнодорожная накладная является перевозочным документом.
Накладная является доказательством факта заключения договора перевозки.
Накладная составляется грузоотправителем - истцом, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.
На оборотном стороне накладных "особые заявления и отметки отправителя" указан договор N 85-СД/АФТО(д)-4 от 20.06.2017 г.
Данный договор в накладной указал сам отправитель (истец).
Срок доставки был рассчитан с учетом данного договора.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора заказчик (истец) при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" проставляет (указывает) номер настоящего договора и количество суток увеличения срока доставки.
Пунктом 2.3 договора заказчик (истец) подтверждает наличие у него полномочий на распоряжение вагонами и несет всю ответственность за свои действия по распоряжению данными вагонами.
Таким образом, истец до перевозки вагонов подтвердил наличие у него полномочий распоряжаться вагонами, внес сведения в железнодорожную накладную, выдал груз перевозчику, тем самым заключил договор перевозки.
На основании пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Такие действия истца свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны истца (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, некоторые вагоны прибыли по доссылочным ведомостям раньше основной накладной.
Что касается довода апелляционной жалобы о том, что по железнодорожной накладной ЭТ872406 пропущен срок доставки груза даже с учетом увеличения срока доставки груза на основании договора, то нормативный срок доставки груза определен 14.11.2019 г., груз прибыл на станцию назначения 10.11.2019 г., грузополучатель уведомлен о прибытии груза 10.11.2019 г., оригинал накладной выдан 11.11.2019 г., нарушений сроков доставки суд не усматривает (л.д. 54). Ведомость подачи уборки вагонов в материалы дела истцом не представлена, ссылки на нее не обоснованны.
В связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2021 года по делу N А40-246635/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246635/2020
Истец: ООО "ТЕРМИНАЛ ПЯЖИЕВА-СЕЛЬГА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"