г. Воронеж |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А14-22808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж": Дугина А.Ю., представитель по доверенности N 55 от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021;
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от казенного учреждения Воронежской области "Лесная охрана": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234) к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
третье лицо: казенное учреждение Воронежской области "Лесная охрана" (ОГРН 1073667004883, ИНН 3664079370),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - заявитель, ООО "РВК-Воронеж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмените постановления N 290 по делу об административном правонарушении от 10.12.2019, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за самовольное занятие земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное учреждение Воронежской области "Лесная охрана" (далее - КУ ВО "Лесная охрана", Учреждение).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2020 по делу N А14-22808/2019 постановление N 292 по делу об административном правонарушении от 10.12.2019 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, полагая его незаконным и необоснованным, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указал, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела. В частности, представленные в материалы дела доказательства опровергают вывод о неподтвержденности факта уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения административного дела. Заявитель полагает, что использование лесных координат лесоустройства, содержащихся в материалах лесоустройства, таксационных описаниях и планшетах, которые аккумулируются в лесохозяйственных регламентах, обосновано и закономерно; порядок сбора и фиксации доказательств административным органом соответствует Порядку проведения мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением требований лесного законодательства в лесах на землях лесного фонда на территории Воронежской области.
В возражении на апелляционную жалобу ООО "РВК-Воронеж" указало на недоказанность административным органом факта размещения грунта в квартале 18 выдел 4 именно Обществом, то есть совершения последним вменяемого административного правонарушения.
Во исполнение определения суда от 21.01.2021 Управление представило дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, содержащие обоснование фиксации места совершения правонарушения и незаконного размещения грунта действиями Общества с приложением документов, в подтверждение данных доводов, а также копии материалов производства по делу об административном правонарушении, приобщенные к материалам настоящего дела протокольным определением от 02.03.2021.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу судом апелляционной инстанции было установлено, что резолютивная часть решения Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2020, на которую имеется ссылка как в протоколе судебного заседания от 10.11.2020, так и в аудиозаписи судебного заседания от 10.11.2020 в "Картотеке арбитражных дел", отсутствует в материалах дела.
Поскольку установленное нарушение в силу пункта 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в любом случае является безусловным основанием для отмены судебного акта и перехода к рассмотрению дела апелляционным судом по правилам суда первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ, определением от 30.03.2021 Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А14-22808/2019 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В материалы дела поступили письменные пояснения ООО "РВК-Воронеж", в которых последнее указывает, что материалами по делу об административном правонарушении не доказано совершение вменяемого правонарушения именно Обществом и его вина, на допущение административным органом существенных процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, а также на то обстоятельство, что Общество не может выступать субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не вправе оформлять право на земельные либо лесные участки по своей инициативе.
В ходе судебного заседания, состоявшегося 01.06.2021, представитель ООО "РВК-Воронеж" поддержал доводы заявления, полагая оспариваемое постановление административного органа незаконным, просил суд признать его незаконным и отменить.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, заявление рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав доводы заявления и представленных сторонами правовых позиций по делу, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция усматривает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.11.2019 государственным инспектором лесной охраны и помощником участкового лесничества составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) (далее - акт от 19.11.2019), в которым зафиксировано, что ФГБОУ ВО "ВГЛТУ" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен лесной участок площадью 20613135 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0000000:1022, зарегистрированный в собственности Российской Федерации.
При осмотре лесного участка было установлено, что в квартале 18 выдел 4 ООО "РВК-Воронеж" допустило самовольное занятие участка путем складирования грунта, площадь самовольно занятого участка составляет 0,06 га, что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
19.11.2019 участковым лесничим - государственным инспектором по охране леса Правобережного участкового лесничества Пригородного филиала КУ ВО "Лесная охрана" "Пригородное лесничество" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
19.11.2019 по адресу государственной регистрации ООО "РВК-Воронеж" направлено уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении, которое было получено последним 27.11.2019, что следует из сведений официального сайта АО "Почта России" об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 39401120017565.
29.11.2019 участковым лесничим - государственным инспектором по охране леса Правобережного участкового лесничества Пригородного филиала КУ ВО "Лесная охрана" "Пригородное лесничество" в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности N 228 от 27.11.2019 Еремеевой Н.В., в отношении ООО "РВК-Воронеж" составлен протокол N 29/16 об административном правонарушении, которым выявлено нарушение статей 8, 24, 71, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, за что статьей 7.9 КоАП РФ установлена административная ответственность. Протокол содержит объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, а также подпись последнего о разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении также содержит уведомление о явке для рассмотрения дела об административном правонарушении, подписанное представителем ООО "РВК-Воронеж" Еремеевой Н.В., и отметку с подписью данного представителя о получении последним копии протокола об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении начальником отдела федерального государственного пожарного и лесного надзора, государственной экспертизы Управления лесного хозяйства Воронежской области 10.12.2019 принято постановление N 292 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Копия данного постановления была получена ООО "РВК-Воронеж" 17.12.2019, о чем свидетельствует оттиск штемпеля организации на приложенной к заявлению копии постановления.
Не согласившись с постановлением N 290 по делу об административном правонарушении от 10.12.2019, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия не усматривает нарушений в процедуре привлечения к административной ответственности.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) урегулированы Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 96 ЛК РФ).
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться и государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса (часть 2.1 ЛК РФ).
Пунктами 2, 4, 13 части 3 статьи 96 ЛК РФ закреплены следующие права должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющихся государственными лесными инспекторами или лесничими:
- осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;
- осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения об управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 N 379, Управление осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
КУ ВО "Лесная охрана" находится в ведомственном подчинении Управления лесного хозяйства Воронежской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя, что следует из содержания пунктов 1.4-1.5 Устава Учреждения, размещенного в открытом доступе на официальном сайте государственных и муниципальных учреждений (https://bus.gov.ru).
Из изложенных нормативных положений лесного законодательства и правового статуса Управления лесного хозяйства Воронежской области и КУ ВО "Лесная охрана" следует, что должностные лица Управления в лице Учреждения уполномочены осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении выступает непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента, в частности, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса (пункт 4 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
О совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1 статьи 28.2).
В соответствии с пунктом 8 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных предусмотренных статьей 7.9 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Частью 1 статьи 23.24 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 7.9.
Руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи (пункт 4 части 2 статьи 23.24 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.9 КоАП РФ, составляет 2 месяца.
Вышеприведенные нормы применительно к установленным по делу обстоятельствам свидетельствуют о правомерности возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении должностным лицом КУ ВО "Лесная охрана" и принятия постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом Управления лесного хозяйства Воронежской области, а также соблюдения срока давности привлечения к административной отвественности.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "РВК-Воронеж" было извещено надлежащим образом, о чем свидетельствуют представленные административным органом уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении, полученное Обществом, и подпись уполномоченного представителя Общества, принимавшего участие при составлении протокола об административном правонарушении, в уведомлении о явке для рассмотрения дела об административном правонарушении, являющегося составной частью протокола об административном правонарушении.
Копии протокола N 29/16 об административном правонарушении от 29.11.2019 и постановления N 290 по делу об административном правонарушении от 10.12.2019 были получены лицом, привлеченным к административной ответственностью, что так же подтверждается материалами настоящего дела.
В связи с изложенным судебная коллегия не усматривает нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области охраны права собственности на лесные участки и установленный порядок пользования ими.
Предметом правонарушения выступают лесные участки.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.9 КоАП РФ, выражается в пользовании чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, при отсутствии на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или аренды на данный участок.
Использованием лесных участков без специальных разрешений могут быть признаны активные действия, нарушающие установленные правила использования лесных участков, к которым, в частности, можно отнести:
- неразрешенное проведение работ по корчеванию: удаление пней, кустарника, деревьев с корнями ручным (вручную, с помощью лаг, лебедок после подколки и подрубки корней), огневым (выжиганием), взрывным, механическим (с помощью тракторных корчевателей) способами;
- строительство: возведение, сооружение (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и проч., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.;
- устройство открытых и закрытых складов: размещение на поверхности земли лесоматериалов, техники, оборудования, горюче-смазочных материалов, тары или оборудование стоянок для транспорта.
Субъектами данного правонарушения выступают как лесопользователи, то есть граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка управления лесным фондом, так и иные лица, которые ведут хозяйственные работы в лесах.
Субъективная сторона характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.9 КоАП РФ, является длящимся. Рассматриваемый состав является формальным, в связи с чем считается оконченным с момента совершения противоправных действий, описанных в диспозиции нормы.
Статья 7 ЛК РФ определяет лесной участок как земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 2 статьи 8 ЛК РФ).
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом (часть 1 статьи 9 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (часть 2 статьи 71 ЛК РФ).
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Наличие события административного правонарушения и лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении (пункты 1, 2 статьи 26.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения и(или) отсутствие состава административного правонарушения выступают обстоятельствами, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.
Исходя из диспозиции вменяемого ООО "РВК-Воронеж" административного правонарушения, событие такового должно было найти выражение в нарушении ранее приведенных нормативных положений лесного законодательства, запрещающих самовольное занятие лесных участков.
Из представленного в материалы дела акта от 19.11.2019 и приложений к нему, на основании которых и был составлен протокол N 29/16 об административном правонарушении от 29.11.2019 и, впоследствии, постановление N 290 по делу об административном правонарушении от 10.12.2019, судебная коллегия усматривает, что при плановом (рейдовом) осмотре, обследовании лесного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1022, который относится к категории земель лесного фонда и находится в государственной федеральной собственности, на его территории в квартале 18 выдел 4 выявлено складирование грунта.
К таковому приложен исключительно один фотоматериал, подтверждающий действительное складирование грунта на территории лесных насаждений, однако, привязки к местности, какому-либо координирующему объекту, позволяющему установить, что фиксация происходила именно в квартале 18 выделе 4, из фотоматериала не усматривается.
Представленные в материалы дела плановое (рейдовое) задание N 50/16 от 18.10.2019, приложенная к акту от 19.11.2019 схема расположения места нарушения данное обстоятельство не нивелируют, поскольку лишь косвенно подтверждают факт обнаружения незаконного складирования грунта по результатам осмотра квартала 18 выдела 4.
Тогда как совокупность косвенных доказательств может свидетельствовать о доказанности факта, административный орган, в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ в целях предупреждения сомнений не представил иных надлежащих доказательств, свидетельствующих о складировании грунта на территории лесного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1022 в квартале 18 выдел 4, в частности, показаний свидетелей, осмотра места правонарушения в присутствии представителя ООО "РВК-Воронеж"
Кроме того, административных орган, настаивая на факте размещения грунта именно ООО "РВК-Воронеж", не представляет доказательств, уличающих Общество в совершении данного активного действия и без законных на то оснований (самовольно).
В ходе производства по делу в суде апелляционной инстанции Управление представляло пояснения по данному обстоятельству, указывая, что на территории, непосредственно граничащей с лесным фондом выдела 4 квартала 18, располагается территория ВПС-11 ООО "РВК-Воронеж", выезд на место совершения правонарушения возможен только с территории ВПС-11 либо по квартальной просеке, въезд на которую закрыт шлагбаумом, ключи от которого находятся сотрудников ВПС-11.
ООО "РВК-Воронеж", в свою очередь, пояснило, что данные обстоятельства с достоверностью не свидетельствует о складировании грунта именно Обществом, при этом данные обстоятельства надлежащими доказательствами не подтверждены.
Кроме того, последнее сослалось на то обстоятельство, что в рассматриваемом случае Общество не может выступать субъектом вменяемого правонарушения, так как, хотя и обслуживает водопроводные сети и сооружения, канализационные сети и сооружения на территории города Воронежа на основании концессионного соглашения от 23.03.2012, заключенного с муниципальным образованием - городской округ город Воронеж, МУП "Водоканал Воронежа" и МУП "ПУ Воронежводоканал", не вправе оформлять правоустанавливающие документы на земные или лесные участки, которые им используются для обслуживания объектов концессионных соглашений, поскольку именно на концедента возложена обязанность по заключению с ним договора аренды участка (пункт 5.1 соглашения от 23.03.2012).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Частью 1 статьи 11 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что лесной участок необходимый для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с лесным законодательством на срок, который устанавливается концессионным соглашением в соответствии с лесным законодательством, и не может превышать срок действия концессионного соглашения.
Договор аренды (субаренды) земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если иные сроки не установлены конкурсной документацией или в предусмотренном статьей 38 настоящего Федерального закона случае концессионным соглашением.
Использование концессионером предоставленных ему земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах.
Указанный довод ООО "РВК-Воронеж", не согласуется с положениями законодательства, при этом, Общество выступает концессионером по заключенному концессионному соглашению, то есть субъектом хозяйственной деятельности, используя участки для обслуживания объектов концессионного соглашения. В этой связи, суд апелляционной инстанции полагает, что гражданско-правовые взаимоотношения сторон соглашения не создают в данном случае правовых последствий в рамках административного спора по настоящему делу.
Однако, суд апелляционной инстанции, учитывая имеющиеся материалы производства по делу об административном правонарушении, а также пояснения сторон, приходит к выводу о недоказанности административным органом факта размещения грунта именно Обществом, поскольку достаточной совокупности доказательств в обоснование данного обстоятельства не представлено.
Доводы Управления о доступе с месту совершения правонарушения только сотрудников ООО "РВК-Воронеж" не может бесспорно свидетельствовать о том, что именно последние совершили вменяемое правонарушение, поскольку доказательств расположения именно на спорной территории (выдел 4 квартал 18) объектов концессионных соглашений, как и обслуживания Обществом спорной территории в рамках исполнения концессионного соглашения, не имеется.
Более того, концессионер не может ограничить доступ концедентов на участки, занимаемые объектами концессионных соглашений, что расширяет круг потенциальных субъектов вменяемого административного правонарушения, но данное обстоятельство административным органом учтено не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом не установлено лицо, совершившее противоправное действие, и, таким образом, наличие субъекта административного правонарушения и его вины, а также факт противоправности выявленных действий, исключающий наличие события административного правонарушения, а также достаточных признаков объективной стороны административного правонарушения.
Более того, совокупность собранных в рамках производства по делу об административном правонарушении доказательств судебная коллегия признает недостаточной для установления факта складирования грунта на месте совершения административного правонарушения, указанного в акте от 19.11.2019, протоколе N 29/16 об административном правонарушении от 29.11.2019 и постановлении N 290 по делу об административном правонарушении от 10.12.2019, и осуществления данного действия именно ООО "РВК-Воронеж".
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом, частью 4 статьи 210 АПК РФ установлена специфика распределении бремени доказывания по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, по которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и приведенные нормативные положения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.9 КоАП РФ, что обуславливает незаконность оспариваемого постановления N 290 по делу об административном правонарушении от 10.12.2019 и влечет его отмену.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не взыскивается.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, частью 4 статьи 270, статьями 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2020 по делу N А14-22808/2019 отменить.
Признать постановление N 292 по делу об административном правонарушении от 10.12.2019 незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-22808/2019
Истец: ООО "РВК-Воронеж"
Ответчик: Управление лесного хозяйства Воронежской области
Третье лицо: КУВО "Лесная охрана" Пригородное лесничество