г. Москва |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А41-72591/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Юдкин Д.М., по доверенности от 08.07.2019;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2021 по делу N А41-72591/20, по исковому заявлению ИП Батова Ю. А. к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Батов Ю.А. (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Комитету по управление имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (далее - ответчик, Комитет) с требованиями:
- Обязать Комитет по управление имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области принять спорные пункты, возникшие при заключении договора купли-продажи N 71 земельного участка от 13.07.2020 между продавцом - Комитетом по управление имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области и Покупателем - Батовым Юрием Александровичем в редакции Индивидуального предпринимателя Батова Ю.А. согласно протоколу разногласий от 12.08.2020, а именно изложить пункт 2.1 данного договора в следующей редакции:
"Цена Участка установлена в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках" в размере, равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка и составляет 399784,50 руб.
- Понудить Комитет по управление имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области в течение 10 (десяти) календарных дней со дня вступления решения Арбитражного суда Московской области в законную силу заключить договор N 71 от 13.07.2020 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050802:127, площадью 3000 кв. м, с разрешенным использованием - под размещение склада и магазина строительных материалов, категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, поселок Снопок Старый (Верейское сельское поселение), изложив п. 2.1 договора в редакции Индивидуального предпринимателя Батова Ю.А. согласно протоколу разногласий от 12.08.2020, с учетом указания в нем сведений о цене продажи земельного участка равной 399784,50 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.03.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Комитета и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 14.10.2019 суд признал незаконным отказ Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области в предоставлении в собственность земельного участка, площадью 3000 кв. м с кадастровым номером 50:24:0050802:127, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, поселок Снопок Старый (Верейское сельское поселение), с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - под размещение склада и магазина строительных материалов, оформленный уведомлением об отказе в предоставлении государственной услуги от 22 января 2019 года.
Обязал Администрацию городского округа Орехово-Зуево Московской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Батову Юрию Александровичу в собственность за плату без проведения торгов земельный участок, площадью 3000 кв. м с кадастровым номером 50:24:0050802:127, расположенный по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, поселок Снопок Старый (Верейское сельское поселение), с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - под размещение склада и магазина строительных материалов.
Обязал Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 3000 кв. м с кадастровым номером 50:24:0050802:127, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, поселок Снопок Старый (Верейское сельское поселение), с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - под размещение склада и магазина строительных материалов и направить проект договора купли-продажи в адрес Батова Юрия Александровича с предложением о его заключении.
В целях исполнения указанного решения ИП Батов Ю.А. подал заявление о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов" N Р001-6862993189-36117138, результатом которого явился договор купли-продажи земельного участка от 13.07.2020 N 71.
Как указывает истец, в разделе 2 указанного договора цена земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 равна 100% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 2665230 руб.
Не согласившись с указанной ценой, истец направил в адрес ответчика протокол разногласий.
Поскольку в досудебном порядке Комитет по управление имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области уклонился от подписания протокола разногласий, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Частью 1 статьи 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По смыслу приведенных выше норм права, разрешение судом спора о наличии разногласий по конкретным условиям подлежащего заключению договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Как следует из материалов дела, предмет исковых требований ИП Батова Ю.А. составляет согласование условий договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050802:127, государственная собственность на который не разграничена, в части определения выкупной стоимости земельного участка.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков в собственность без проведения торгов определен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществить подготовку проекта соответствующего договора в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания заявителю.
Порядок определения выкупной стоимости земельного участка, расположенного на территории Московской области регулируется Законом Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 12 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" с 1 июля 2012 года: - цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается Правительством Московской области; - цена продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно пункту 3.2 статьи 12 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" цена продажи земельного участка, рассчитываемая от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости по запросу исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, направленному после даты поступления обращения гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка в собственность.
На основании указанных положений, Правительством Московской области, было принято постановление от 02 мая 2012 года N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках".
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что с 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:
1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);
2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
3) ста процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, предоставленных в аренду в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, при отсутствии положительного заключения центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного на осуществление контроля за исполнением соглашения об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта или строительства объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения на земельном участке, предоставленном в аренду юридическому лицу без проведения торгов (далее - соглашение, уполномоченный орган), об исполнении в полном объеме следующих условий:
все объекты капитального строительства, создание которых предусмотрено соглашением, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости на праве собственности и отражены в бухгалтерской отчетности юридического лица за год, в котором юридическим лицом исполнены в полном объеме условия, указанные в настоящем подпункте;
юридическое лицо осуществило финансирование реализации масштабного инвестиционного проекта (строительства объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения) в объеме большем или равном объему, предусмотренному в соглашении;
юридическое лицо увеличило количество рабочих мест на величину, большую или равную величине, предусмотренной соглашением.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
Исходя из ст. 9 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
В силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Судом первой инстанции установленно, что к условиям договора купли-продажи земельного участка от 13.07.2020 N 71 должен применяться подпункт 2 пункта 1 постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках".
Таким образом, учитывая, что Комитетом в материалы дела не представлены доказательства в обоснование установления цены выкупа земельного участка в размере кадастровой стоимости земельного участка, суд первой инстанции пришёл к обоснованному вывод у о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что проект договора купли-продажи земельного участка с указанием выкупной стоимости в размере равном его кадастровой стоимости был рассмотрен и согласован на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области не принимается апелляционным судом, поскольку выкупная цена спорного земельного участка законодательно установлена в размере равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2021 по делу N А41-72591/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72591/2020
Истец: ИП Батов Юрий Александрович
Ответчик: Комитет по управление имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московская область
Третье лицо: Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области