г. Москва |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А40-237904/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Е.В.Пронниковой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2021 по делу N А40-237904/20
по заявлению ООО "МС - БИЛДИНГ" (ОГРН: 1037739880310, ИНН: 7743508414)
к Управлению Росреестра по Москве
3-и лица: 1) ИП Царёва В.В., 2) ООО "МВН", 3) Государственная инспекция по контролю на использованием объектов недвижимости г. Москвы, 4) Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, 5) Префектура ЮЗАО г. Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Царева В.В. по дов. от 02.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Царева В.В. (лично, по паспорту); 2) Макаров В.Н. (согл. решению N 51 от 01.03.2016; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; 5) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МС - БИЛДИНГ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) от 30.10.2020 об отказе в государственной регистрации права собственности на доли нежилого помещения, площадью 394,2 кв.м., расположенного на 2 этаже нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Введенского, д. 13Б, кадастровый номер помещения 77:06:0008001:2764.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель и ООО "МВН" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя и ООО "МВН" возражали по доводам апелляционной жалобы.
Представители Госинспекции по недвижимости, Комитета государственного строительного надзора г. Москвы, Префектуры ЮЗАО г. Москвы в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, 21 июля 2020 года ООО МС-Билдинг и Царевой Вероникой Викторовной в Управление через МФЦ (заявление MFC- 0558/2020-82442) были поданы документы на государственную регистрацию права собственности на доли нежилого помещения, расположенного на 2 этаже нежилого здания по адресу; г. Москва, ул. Введенского, д.13Б, кадастровый номер помещения 77:06:0008001:2764.
В качестве основания для регистрации права собственности в регистрирующий орган был предоставлен договор купли-продажи доли в нежилом помещении от 20 июня 2020 года, заключенный между ООО "МС-Билдинг" и Царевой Вероникой Викторовной.
30 июля 2020 года Управлением регистрационные действия были приостановлены сроком до 30 октября 2020 года, предложено устранить замечания: предоставить договор в нотариальной форме, указать в договоре месторасположение недвижимости в составе другого имущества.
Кроме того, основанием для приостановления государственной регистрации послужила имеющаяся в распоряжении Управления информация о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:06:0008001:2764, расположенный в здании с кадастровым номером 77:06:0008005:1050, заактирован по приложению N 2 к постановлению Правительства г.Москвы от 11.12.2013 года "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
С целью выяснения указанных обстоятельств Управлением были направлены запросы в адрес: Департамента городского имущества г. Москвы, Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, Префектуру ЮЗАО г. Москвы.
03 сентября 2020 г. заявителем были представлены дополнительные документы.
10 сентября 2020 года Управлением в адрес сторон сделки было направлено уведомление о невозможности возобновления государственной регистрации в связи с непоступлением ответов на ранее направленные запросы и не устранении оснований приостановления.
30 октября 2020 года Управлением в адрес сторон сделки было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации права.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено, что 03 сентября 2020 года ООО "МС-Билдинг" и Царевой В.В. через МФЦ с целью устранения замечаний Управления были поданы дополнительные документы, а именно: нотариально оформленный договор купли-продажи доли в нежилом помещении, нотариально оформленный отказ ООО "МВН" от преимущественного права приобретения доли, заявление о составе семьи Царевой В.В.
Таким образом, заявителем были устранены основания для приостановки, предусмотренные пунктами 5, 7 и 40 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
Довод Управления о том, что нежилое помещение, площадью 394,2 кв.м., расположенное на 2 этаже нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Введенского, д. 13Б, кадастровый номер помещения 77:06:0008001:2764, заактировано по приложению N 2 к постановлению Правительства г.Москвы от 11.12.2013, в связи с чем государственная регистрация права собственности невозможна, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Согласно рапорту о результатах обследования объекта недвижимости от 20.07.2016 г. Госинспекции по недвижимости признаками самовольной постройки обладает пристройка 900 кв. м, являющаяся частью помещения площадью 2353,2 кв.м с кадастровым номером 77:06:0008005:5154, которое находится в собственности Бежевца К. В.
Следовательно, указанная одноэтажная пристройка не соотносится с нежилым помещением, площадью 394,2 кв.м., расположенным на 2 этаже нежилого здания по адресу: г.Москва, ул.Введенского, д.13Б, кадастровый номер помещения 77:06:0008001:2764, с заявлением о регистрации права собственности на которое обратился заявитель.
В соответствии с ответом Департамента городского имущества города Москвы N ДГИ-1-71555/20-1 от 08.09.2020 решением Черемушкинского районного суда города Москвы отказано в удовлетворении требований Правительства Москвы и Департамента к Бежевцеву К. В. о признании указанного объекта недвижимости самовольной постройкой.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что спорный объект недвижимости не является самовольной постройкой, в связи с чем основания для отказа в регистрации права собственности отсутствовали.
Следовательно, решение Управления от 30.10.2020 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на доли нежилого помещения, площадью 394,2 кв.м., расположенного на 2 этаже нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Введенского, д. 13Б, кадастровый номер помещения 77:06:0008001:2764, является незаконным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2021 по делу N А40-237904/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237904/2020
Истец: ООО "МС - БИЛДИНГ", ООО "МС-Билдинг"
Ответчик: Росреестр, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ Г МОСКВЫ, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, ООО МВН, ПРЕФЕКТУРА ЮЗАО Г.МОСКВЫ, Царева Вероника Викторовна