г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2021 г. |
Дело N А56-129285/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: предст. Чечеткин И.А. - доверенность от 23.12.2020
от заинтересованного лица: предст. Обухович В.Э. - доверенность от 12.01.2020
от третьих лиц: 2) предст. Пономарева Н.В. - доверенность от 29.06.2020, 8) предст. Попов А.А. - доверенность от 15.05.2019; остальные лица: не явились (извещены)
рассмотрев апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-37078/2020, 13АП-1633/2021) общества с ограниченной ответственностью "Глобус" и некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2020 по делу А56-129285/2019 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к Управлению Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" 2) ООО "Глобус" 3) ООО "Научно-реставрационная фирма "Мир" 4) ООО "Талион" 5) ООО "Партнер" 6) ООО "КРЕДО-Сервис" 7) Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры 8) ООО "Мастер руф" 9) ООО "Матис"
об оспаривании предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 03.09.2019 N 72-21- 11/10701 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России", ООО "Глобус", ООО "Научно-реставрационная фирма "Мир", ООО "Талион", ООО "Партнер", ООО "КРЕДО-Сервис", Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, ООО "Мастер руф", ООО "Матис".
Решением суда от 03.12.2020 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
На решение суда первой инстанции от 03.12.2020 поданы апелляционные жалобы Фонда, ООО "Глобус" и ООО "КРЕДО-Сервис".
В апелляционной жалобе ООО "Глобус" просит решение суда первой инстанции от 03.12.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания Управления от 03.09.2019 N 72-21- 11/10701, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда представленным в материалы дела доказательствам.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда первой инстанции от 03.12.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания Управления от 03.09.2019 N 72-21-11/10701, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, материалами дела не подтверждается наличие указанных в оспариваемом предписании нарушений.
Определением суда от 19.01.2021 апелляционная жалоба ООО "Глобус" (регистрационный номер 13АП-37078/2020) принята к производству.
Апелляционная жалоба Фонда (регистрационный номер 13АП-1633/2021) принята к производству суда апелляционной инстанции определением от 16.02.2021.
Определением суда от 11.03.2021 апелляционная жалоба ООО "КРЕДО-Сервис" возвращена ее подателю на основании части 5 статьи 263, пункта 5 части 1 статьи 264 АПК РФ.
В судебном заседании 06.04.2021 представитель Фонда поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Представитель ООО "Глобус" также поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ООО "Мастер Руф" поддержал доводы подателей жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках контроля согласно статье 186 Жилищного кодекса Российской Федерации за использованием Фондом средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, в соответствии с Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), а также в соответствии с пунктом 23 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2019 год и на основании приказов от 30.04.2019 N235 "О назначении плановой выездной проверки", от 13.05.2019 N253 и от 21.05.2019 N 259 "О привлечении к проведению проверки специалистов" в период с 06.05.2019 по 03.07.2019 Управлением проведена плановая выездная проверка использования Фондом средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2018 году.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1092 в целях установления и (или) подтверждения фактов и обстоятельств, связанных с деятельностью Фонда и предметом проверки, приказом Управления от 21.05.2018 N259 "О привлечении к проведению проверки специалистов" к участию в проведении контрольного мероприятия в части фактического изучения деятельности объекта контроля (Фонд) путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, а также соответствующих контрольных замеров и осуществления других действий по контролю привлечены специалисты Отдела организации проведения экспертиз Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Санкт-Петербурге (далее - ФКУ "ЦОКР").
В ходе проверки Управлением установлено, что работы по капитальному ремонту зданий с использованием названных средств выполнялись, в том числе, организациями:
- ООО "Глобус" по договору от 24.05.2018 N 18-398/Б/ФС/2018 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (ремонт фасадов) в многоквартирных домах по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 45, ул. Кирочная, д. 7, лит.А;
- ООО "Научно-реставрационная фирма "МИР" по договору от 25.05.2018 N 18-396/Б/ФС/2018 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (ремонт фасадов) в многоквартирных домах по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 14, лит. В, ул. Кирочная, д. 24, литера А;
- ООО "Талион" по договору от 21.06.2018 N 18-697/Б/ФС/2018 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (ремонт фасадов) в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, наб.реки Мойки, д. 42;
- ООО "Партнер" по договору от 19.04.2018 N 18-439/Б/КС/2018 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (ремонт крыши) в многоквартирных домах по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 14, литера В, ул. Чайковского, д. 42, литера А;
- ООО "КРЕДО-Сервис" по договору от 28.05.2018 N 3-382/Б/ФС/2018 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (ремонт фасадов) в многоквартирных домах по адресам: г. Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 61, корп. 1, литера А, Лесной пр., д. 61, корп.2, литера В.
ФКУ "ЦОКР" составлены отчеты N N СТИ-СПб-2019/012, СТИ-СПб-2019/013 и СТИ-СПб-2019/014 о проведенных строительно-технических исследованиях по капитальному ремонту вышеуказанных многоквартирных домов:
1) отчет СТИ-СПб-2019/012 в отношении многоквартирных домов по адресам: г.Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 7, лит. А, ул. Кирочная, д.45, лит. А,
2) отчет СТИ-СПб-2019/013 в отношении многоквартирного дома по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 14, лит. В;
3) отчет СТИ-СПб-2019/014 в отношении многоквартирных домов по адресам г.Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 42, лит. А, Лесной пр., д. 61, корп. 2, лит. В
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 03.07.2019, в котором отражены выявленные нарушения, и отчет о результатах выездной проверки Фонда от 23.08.2019, на основании которых Управлением вынесено оспариваемое предписание от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации
Не согласившись с указанным предписанием Управления, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В пункте 3 статьи 265 БК РФ предусмотрено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 186 ЖК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Во исполнение статьи 269.2 БК РФ и статьи 186 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092), в соответствии с которыми Федеральное казначейство и его территориальные органы при выполнении контрольных функций в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.
Региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга, созданным в соответствии со статьями 178, 179, 180 ЖК РФ, является Фонд.
Фонд в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; производит финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме Фонд обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (подпункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 182 ЖК РФ Фонд несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Согласно предписанию от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 Фонду вменены следующие нарушения:
Согласно пункту 1 предписания Фондом в 2018 году в рамках исполнения договора от 24.05.2018 N 18-398-Б/ФС/2018 по объекту капитального ремонта фасадов по адресу ул. Кирочная, д. 7, лит. А в связи с ненадлежащим осуществлением контроля за выполнением работ по капитальному ремонту приняты и оплачены работы, фактически выполненные по завышенной стоимости вследствие несоответствия сметной документации требованиям технического задания на проектирование.
По мнению Управления, завышение стоимости выполненных работ за счет применения не обоснованных техническим заданием расценок на реставрационные работы для расчистки оштукатуренных поверхностей от краски составило 258740 руб. В локальных сметах применялись расценки на реставрационные работы по ТЕРрр 10-01-002-01 и ТЕРрр 10-01-002-02 на расчистку оштукатуренных поверхностей от различных покрасок гладких и профилированных, включающие в себя работы по очистке вручную скребками и царапками, зачистку щетками. Вместе с тем, как указывает Управление, данная расценка соответствует ремонтному сборнику ТЕРр 61-26-2, ТЕРр 61-26-5 "Перетирка штукатурки фасадов гладких с земли и лесов" работы по расчистке вручную скребками и царапками покрасочного слоя и зачистка поверхности щетками. При этом расчищению подлежат только слабо держащиеся слои, что соответствует пункту 2.3 проекта Ф/ОКН/11/17-ПЗ.
По мнению Управления, завышение стоимости выполненных работ за счет применения необоснованных техническим заданием расценок на реставрацию по камню известково-цементным раствором штукатурки тяг составило 1339245 руб. При этом на основании пункта 14 технического задания на проектирование от 10.05.2017 N 2-10548 территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы применяются только для работ по восстановлению уникального лепного декора, скульптурных композиций, воссоздание чугунных элементов и других работ, наличие которых в данном случае не подтверждено.
Согласно пункту 2 предписания Фондом в 2018 году в рамках исполнения договора от 24.05.2018 N 18-398-Б/ФС/2018 по объекту капитального ремонта фасадов по адресу ул. Кирочная, д. 45, лит. А приняты и оплачены работы, фактически выполненные по завышенной стоимости вследствие несоответствия сметной документации требованиям технического задания на проектирование.
Как указывает Управление, на основании пункта 14 технического задания на проектирование от 10.05.2017 N 2-10548 территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы применяются только для работ по восстановлению уникального лепного декора, скульптурных композиций, воссоздание чугунных элементов и других работ, аналогов которых нет в сборниках ГОСЭТАЛОН 2012И1/2017.
При этом в локальных сметах применены расценки на реставрационные работы по ТЕРрр 10-01-002-01 и ТЕРрр 10-01-002-02 на расчистку оштукатуренных поверхностей от различных покрасок гладких и профилированных, включающие в себя работы по очистке вручную скребками и царапками и зачистку щетками. Однако данная расценка соответствует ремонтному сборнику ТЕРр 61-26-2, ТЕРр 61-26-5 (перетирка штукатурки: фасадов гладких, фасадов с рустами, в состав которой входит соскабливание краски со смачиванием поверхности, перетирка штукатурки с расшивкой трещин).
В локальных сметах также применяются расценки на реставрационные работы по ТЕРрр08-01-032-01 на реставрацию и воссоздание штукатурки фасадов известково-цементным раствором по кирпичным стенам гладким. Однако данная расценка соответствует работе по ремонтному сборнику ТЕРр61-10-1 (на ремонт штукатурки гладких фасадов по камню и бетону цементно-известковым раствором длиной в одном месте: не более 5 кв. м).
Таким образом, по мнению Управления, завышение стоимости выполненных работ за счет применения необоснованных техническим заданием расценок на реставрационные работы для расчистки оштукатуренных поверхностей от краски составило 2 590 092,72 руб.; завышение стоимости выполненных работ за счет применения не обоснованных техническим заданием расценок на реставрацию и воссоздание штукатурки фасадов известково-цементным раствором по кирпичным стенам гладким составило 1 346 935,77 руб.
Вместе с тем, Управлением не учтено, что согласно справке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 09.08.218 N 01-25-15743/18-0-1/2 объект по адресу г.Санкт-Петербург, Кирочная д. 7 литера А, относится к числу выявленных объектов культурного наследия.
Согласно справке КГИОП от 09.08.2018 N 01-25-15744/18-0-1/2 объект по адресу г. Санкт-Петербург, Кирочная д. 45 литера А относится к числу выявленных объектов культурного наследия.
Таким образом, данные объекты подлежат государственной охране и использованию в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия памятник истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), Законом Санкт-Петербурга от 12.07.2007 N333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьей 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В материалы дела представлено разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия N 01-53-1219/18-1 от 06.07.2018 в отношении здания по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Кирочная д. 7 литера А (далее Разрешение N 1), согласно которому (стр. 2) основанием для выдачи разрешения послужили следующие документы: договор на выполнение работ от 24.05.2018 N 18-398/Б/ФС/2018 включая сметную документацию, которая является неотъемлемой частью договора и согласована с КГИОП; задание от 03.09.2015 N 2-10302 на ремонт лицевых и дворовых фасадов, брандмауэрных стен; акт определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, рабочая документация, проект капитального ремонта фасадов здания, разработанный ООО "Мастер Руф".
Согласно пункту 4 Распоряжения КГИОП от 22.06.2016 N 10-262 архитектурно-художественное решение фасадов в приемах эклектики, штукатурка гладкая, венчающие карнизы, тяги входят в утвержденный перечь предметов охраны (охранное обязательство).
Согласно стр. 3 Разрешения N 1 авторский надзор за выполнением работ по капитальному ремонту фасадов многоквартирного дома по адресу Кирочная д. 7 литера А поручен проектировщику ООО "Мастер Руф" на основании договора от 04.05.2018 N 398/Б/ФС/2018- АН-2.
Работы выполнялись на основании проекта и сметной документации, разработанной ООО "Мастер Руф" (шифр Ф/ОКН/11/17-ПОКР), получивших положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации; проектная и сметная документация была согласована в КГИОП, что следует из Разрешения N 1.
Из материалов дела также усматривается, что работы по капитальному ремонту фасадов здания по адресу: ул. Кирочная, д. 7, литера А, были выполнены при наличии авторского контроля и приняты в эксплуатацию, что подтверждается актом (форма КС-14) от 12.11.2018. В рамках государственного контроля за выполненными работами на объекте по адресу: ул.Кирочная, д. 7, литера А, научный отчет был принят и утвержден КГИОП в установленном порядке.
В материалы дела также представлено разрешение на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия N 01-53-1997/18 от 24.09.2018 в отношении здания по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Кирочная д. 45 литера А (далее Разрешение N 2), согласно которому основанием для выдачи разрешения послужили следующие документы: договор на выполнение работ от 24.05.2018 N 18-398/Б/ФС/2018 включая сметную документацию, которая является неотъемлемой частью договора и согласована с КГИОП; задание N 01-52-2832/17 на ремонт лицевых и дворовых фасадов; рабочая документация, проект капитального ремонта фасадов здания, разработанный ООО "НРФ "МИР".
Согласно пункту 4 Распоряжения КГИОП от 30.06.2011 N 10-363 архитектурно-художественное решение лицевых фасадов, материал и характер отделки фасада - штукатурка гладкая и "под шубу", материал и характер отделки цоколя - путиловская плита, штукатурка "под шубу" цокольного этажа входят в утвержденный перечь предметов охраны (охранное обязательство).
Согласно стр. 3 Разрешения N 2 авторский надзор за выполнением работ по капитальному ремонту фасадов многоквартирного дома по адресу Кирочная д. 45 литера А поручен проектировщику ООО "НРФ "Мир" на основании договора от 04.05.2018 N 398/Б/ФС/2018- АН-1.
Работы выполнялись на основании проекта и сметной документации, разработанной ООО "НРФ "Мир" (шифр 18-193/К45), получивших положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации; проектная и сметная документация была согласована в КГИОП, что следует из Разрешения N 2.
Из материалов дела также усматривается, что работы по капитальному ремонту фасадов многоквартирного дома по адресу Кирочная д. 45 литера А были выполнены при наличии авторского контроля и приняты в эксплуатацию, что подтверждается актом (форма КС-14) от 09.11.2018. В рамках государственного контроля за выполненными работами на объекте по адресу: г. Санкт-Петербург, ул.Кирочная, д. 45 литера А, научный отчет был принят и утвержден КГИОП в установленном порядке.
Таким образом, в рассматриваемом случае Фонд осуществлял контроль за выполнением работ по капитальному ремонту на основании разработанной и утвержденной в установленном порядке сметной документации, а также разработанного и утвержденного КГИОП проекта, выданных разрешений на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия N 01-53-1219/18-1 от 06.07.2018, N 01-53-1997/18 от 24.09.2018
Сметная документация (расценки ТЕРрр 10-01-002-01 и ТЕРрр 10-01-002-02), на основании которой выполнялись работы по сохранению объектов культурного наследия, составлена на основании Сборника N 10 Территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы "Реставрация и воссоздание окрасок фасадов и интерьеров", введенных в действие распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга от 25.04.2003 N 16-р "Об утверждении Территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов".
Согласно пункту 2 указанного распоряжения от 25.04.2003 N 16-р именно данные расценки предназначены для определения прямых затрат в текущем уровне цен в сметной стоимости реставрации объектов культурного наследия (памятников культуры), а также для расчетов за выполненные ремонтно-реставрационные работы.
Кроме того, применение к работам на объектах по адресам: ул. Кирочная, дом 7, лит. А и ул. Кирочная, д. 45, лит.А как объектах культурного наследия территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы, по составу работ полностью соответствует проектной документации, разработанной ООО "Мастер Руф" и ООО "НРФ "Мир" и согласованной КГИОП.
Так, ТЕРрр 10-01-002-01 "Расчистка оштукатуренных поверхностей от различных покрасок; известковых: гладких" включает в себя перечень работ: очистка вручную скребками и царапками с особой осторожностью, зачистка щетками, очистка вручную стамеской и скребками с осторожностью; многократное нанесение смывки на поверхность и т.д.
ТЕРрр10-01-002-02 "Расчистка оштукатуренных поверхностей от различных покрасок, известковых, профилированных" включает в себя очистку вручную стамеской и скребками с осторожностью (для сохранности исторического слоя известковой штукатурки), многократное нанесение смывки на поверхность и установка компрессов.
Согласно проекту ООО "Мастер Руф (шифр Ф/ОКН/11/17-ПЗ, шифр Ф/ОКН/11/17-АС; раздел 2.3. лист 43-44) удаление цементных докомпановок производится до слоя оригинальной штукатурки или кирпичного основания, удаление фрагментов штукатурных растворов производится аккуратно, при помощи скарпели, резака или молотка (весом не более 500 гр.) ручным способом; расчистка профилей, а также доочистка поверхностей от красочных слоев производится смывками.
Согласно проекту ООО "НРФ "Мир" (шифр 18-193/К45, раздел "Методические рекомендации по технологии ведения реставрационных работ", лит. 67-68) предусмотрено, что удаление деструктурированной засоленной штукатурки производится ручным механическим способом путем аккуратного скалывания; в работе используются скарпели, резаки, кордщетки ручным способом, используя метод простукивания; при производстве работ не допускается сильное ударное воздействие, способное повредить лежащие слои оригинальной штукатурки.
Ремонтная расценка: ТЕРр61-26-2 "Перетирка штукатурки фасадов гладких с земли и лесов" включает в себя состав работ: соскабливание водной краски со смачиванием поверхности; перетирка штукатурки с расшивкой трещин.
Данная ремонтная расценка не соответствует согласованной методики в КГИОП, не включает полный перечень работ по ТЕРрр10-01-002-01 и ТЕРрр10-01-002-02, а также не учитывает особые требованиях к производству работ на объектах культурного наследия.
Реставрационные расценки ТЕРрр10-01-002-01 и ТЕРрр10-01-002-02 на фасадах объектов культурного наследия принимаются на основании протокола N 71/А от 22.05.2017 и разъяснения Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (письмо от 13.08.2015 N 0801-1869/15-0-2), направленных в Фонд письмом от 18.08.2015 N 02-27-570/15-0-2, согласно которому "Стоимость осуществляемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, определяется на основании: территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы ТЕРрр-2001 СПб территориальной сметно-нормативной базы "ГОСЭТАЛОН 1.1", введенной в действие письмом Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 04.09.2008 N 08/14866, для ремонтно-реставрационных работ".
Таким образом, Управлением и судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что к работам на объекте культурного наследия применимы ремонтные сборники сметных расценок.
Аналогичные выводы касаются также применения ООО "Глобус" в сметных расчетах расценки ТЕРрр 08-01-016-01 "Реставрация по камню (без разделки углов) известково-цементным раствором штукатурки тяг: горизонтальных, карнизов, падуг", которым предусмотрено: осторожное снятие старой (повреждённой) или ветхой штукатурки; очистка и смачивание поверхности; установка правил; отделка поверхностей, а также расценки 08-01-032-01 "Реставрация и воссоздание штукатурки фасадов известково-цементным (известковым) раствором по кирпичным поверхностям: гладким", который включает в себя осторожное снятие старой штукатурки с обеспечением сохранности остальной штукатурки, очистка, насечка и смачивание поверхностей. Данные виды работ в полной мере соответствуют согласованным с КГИОП проектам ООО "Мастер Руф" и ООО "НРФ "Мир" на проведение ремонтных рабат на объектах культурного наследия.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает необоснованными выводы Управления о том, что Фондом в 2018 году в рамках исполнения договора от 24.05.2018 N 18-398-Б/ФС/2018 по объекту капитального ремонта фасадов по адресам ул. Кирочная, д. 7, лит.А и ул. Кирочная, д. 45, лит. А приняты и оплачены работы, фактически выполненные по завышенной стоимости вследствие несоответствия сметной документации требованиям технического задания на проектирование. В связи с изложенным пункты 1 и 2 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежат признанию недействительными.
Согласно пункту 3 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 Фондом в 2018 году в рамках исполнения договора от 24.05.2018 N 18-398/Б/ФС/2018 по объекту капитального ремонта фасадов по адресу ул. Кирочная, д. 7, лит. А приняты к учету и оплачены первичные документы, содержащие фактически невыполненные объемы/виды работ, а именно завышена площадь установки и разборки наружных инвентарных лесов.
Как указывает Управление, согласно пункту 2.15 Общих положений к ТЕР 8 "Конструкции из кирпича и блоков" установка и разборка наружных инвентарных лесов исчисляется по площади вертикальной проекции их на фасад здания.
Общая площадь фасадов на основании задания на проектирование от 31.05.2017 N 2-10302 составляет 1913 кв.м, в том числе площадь фасада здания, относящаяся к ОКН, составляет 1200 кв.м, для части здании КГА составляет 713 кв.м.
В сметной документации площадь вертикальной поверхности лесов на фасад составляет для части здания относящаяся к ОКН - 1990,82 кв. м, для части здании КГА - 1096,46 кв. м.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о том, что площадь вертикальной поверхности лесов, принятая в сметной документации отличается от площади, предусмотренной в техническом задании, что привело к завышению стоимости работ на 208 458 руб.
Вместе с тем, Управлением не учтено, что характеристики объекта, приведенные в пункте 2 задания на проектирование от 31.05.2017 N 2-10302, указаны на основании технико-экономического паспорта, полученного на портале "Наш Санкт-Петербург", и приведенные в данном пункте характеристики подрядчику необходимо уточнить проектом по фактическим обмерам.
Согласно представленным в материалы дела обмерным чертежам, сметной документации, исполнительным схемам, акту приёмки лесов в эксплуатацию, входящих в состав исполнительной документации объекта по адресу ул. Кирочная, д. 7, лит. А, общая площадь строительных лесов составила 2745,92 кв.м, что нашло свое отражение в актах приемки выполненных работ (форма КС-2), принятых и подписанных Фондом без замечаний. Общая площадь фасадов в сметной документации на проведение капитального ремонта соответствует проекту на основании проведения обмерных работ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что Управлением не доказано завышение стоимости выполненных работ на сумму 208 458 руб., в связи с чем пункт 3 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительным.
Согласно пункту 13 предписания Фондом в 2018 году в рамках исполнения договора от 24.05.2018 N 18-398-Б/ФС/2018 приняты к учету и оплачены первичные документы, содержащие виды работ, факт выполнения которых документально не подтвержден, из них: работы по установке и разборке наружных трубчатых инвентарных лесов.
Как указывает Управление, на момент проведения проверки Фондом не предоставлен проект производства работ на установку и разборку наружных трубчатых инвентарных лесов (нарушение пункта 5.7.4 СП 48 "Организация строительства"), паспорт на строительные леса таковым не является; также не представлен акт приемки лесов комиссией (нарушение пункта 7.1 МДС 12-25.2006 "Леса строительные. Монтаж, расчет, эксплуатация"). В связи с указанными обстоятельствами, по мнению Управления, завышение стоимости принятых к учету и оплаченных работ по установке и разборке наружных трубчатых инвентарных лесов, факт выполнения которых документально не подтвержден, составило 557 585 руб.
Вместе с тем, устройство и демонтаж строительных лесов предусмотрен проектом ООО "НРФ "Мир" (раздел 11 части 3 "Проект организации капитального ремонта" шифр 18-903/К45-ПОКР, локальной сметой на производство работ (приложение к договору от 24.05.2018 N 18-398-Б/ФС/2018). Фактическое выполнение работ по установке и демонтажу строительных лесов подтверждается подписанными актами приемки выполненных работ (форма КС-2), а также сведениями из журнала производства работ и фотофиксацией (разделы 7-9 Отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполненной ООО "НРФ "Мир").
Таким образом, вывод Управления о том, что документально не подтвержден факт выполнения работ по установке и разборке наружных трубчатых инвентарных лесов (основанный исключительно на том, что не представлен проект производства работ на установку и разборку лесов) опровергается материалами дела. Учитывая изложенное, пункт 13 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительным.
Согласно пункту 4 предписания Фондом в 2018 году в акте выполненных работ по форме КС-2 от 19.11.2018 N 1 не применены прямые расценки, соответствующие, виду работ и проектной документации, что привело к завышению стоимости при приемке работ по договору от 25.05.2018 N 18-396-Б/ФС/2018.
Как указывает Управление, распоряжением КГИОП от 04.10.2011 N 10-621, а именно пунктом 4 приложения к нему, определено, что к предмету охраны объекта по адресу: Захарьевская ул., д. 14 в части фасадов относятся элементы фасадов не выше 1 и 2 этажей. При этом в смете стоимость работ по расчистке и ремонту штукатурки плоских фасадов 3-5 этажей к договору от 25.05.2018 N 18-396-Б/ФС/2018 определена на основании сборников ТЕРрр, предназначенных для ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия (общие указания к ТЕРрр2001 абзац 1).
Указанные выше обстоятельства некорректного применения расценок привели, по мнению Управления, к завышению стоимости принятых к оплате работ на сумму 1 930 742 руб.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что работы по капитальному ремонту фасада здания по адресу: Захарьевская ул., д. 14, литера В, выполнены ООО "НРФ "Мир" при авторском контроле ООО "Мастер Руф" и приняты в эксплуатацию, что подтверждается актом (форма КС-14) от 19.11.2018.
Применение к работам на объекте по адресу: г Захарьевская ул., д. 14, литера В, как объекте культурного наследия территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы, по составу работ полностью соответствуют проектной документации, согласованной КГиИОП (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
При этом Закон N 73-ФЗ, а также иные нормативные акты в области охраны объектов культурного наследия не ограничивают проведение работ по реставрации необходимостью сохранения только предмета охраны объекта культурного наследия, соответственно данные работы могут проводиться с целью обеспечения сохранности историко-культурной ценности памятника в целом, что свидетельствует о возможности применения реставрационных расценок не только исключительно в отношении реставрации предмета охраны объекта культурного наследия.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает некорректного применения расценок, которые привели к завышению стоимости принятых к оплате работ по договору от 25.05.2018 N 18-396-Б/ФС/2018 на сумму 1 930 742 руб., в связи с чем пункт 4 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительным.
Согласно пункту 5 предписания Фондом в 2018 году при исполнении договора от 25.05.2018 N 18-396-Б/ФС/2018 приняты к учету и оплачены первичные документы, содержащие фактически не выполненные работы, в том числе по установке строительных инвентарных лесов на сумму 16774,01 руб. и работы по окраске обделок, ограждений, отливов и дверных коробок на сумму 18047 руб.
Как указывает Управление, на момент проведения проверки Фондом не были представлены документы, подтверждающие окраску отливов, дверей, поля стены и водосточной системы по 1 этажу на сумму 18047 рублей, представлены по завершению контрольного мероприятия. В отношении работ по устройству инвентарных лесов Управление отмечает, что площадь строительных инвентарных лесов, указанная в исполнительных схемах не соответствует площади строительных лесов, принятых согласно формам КС-2 по рассматриваемому договору, вследствие чего, завышение стоимости принятых к оплате работ по устройству инвентарных лесов составило 16774,01 руб.
Согласно пункту 6 предписания Фондом в 2018 году в рамках исполнения договора от 25.05.2018 N 18-396-Б/ФС/2018 принята к оплате стоимость непредвиденных затрат в отсутствии документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих расчеты данной стоимости согласно акту на дополнительные работы от 01.11.2018, в котором указано о необходимости выполнения дополнительных работ по установке и разборке строительных лесов площадью 493 кв.м за счет непредвиденных расходов. При этом площадь строительных лесов для всех фасадов здания составляет 2697,58 кв.м. Указанный объем работ полностью принят согласно подписанным актам КС-2 по рассматриваемому договору. Проектные решения, обосновывающие необходимость проведения спорных дополнительных работ, отсутствуют. Указанные действия привели, по мнению Управления, к завышению стоимости принятых к оплате работ по устройству инвентарных лесов на 178894,90 руб.
Вместе с тем, Управление не оспаривает (в отзыве на заявление и в отзыве на апелляционную жалобу), что документы, подтверждающие окраску отливов, дверей, поля стены и водосточной системы по 1 этажу на сумму 18047 рублей, представлены по завершению контрольного мероприятия, соответственно, оснований для внесения предписание от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 требования устранить данное нарушение не имелось.
Факт установки инвентарных лесов в объеме 2769 кв.м, подтверждается подписанным КС-2. В подтверждение факта установки дополнительных инвентарных лесов площадью 493 кв.м Фондом представлен акт на дополнительные работы от 01.11.2018.
Необходимость и фактическое выполнение дополнительных работ по установке и разборке наружных инвентарных лесов на сумму 16774,01 и 178894,90 руб. Управлением документально не опровергнута.
Более того, увеличение стоимости работ по договору от 25.05.2018 N 18-396-Б/ФС/2018 не превысило 15%, что является допустимым в соответствии с пунктом 3.2 договора от 25.05.2018 N 18-396-Б/ФС/2018
При таких обстоятельствах, пункты 5 и 6 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительными.
Согласно пункту 8 предписания Фондом не применены прямые расценки, соответствующие виду работ и проектной документации, что привело к завышению стоимости при приемке в 2018 году работ по договору от 21.06.2018 N 18-697/Б/ФС/2018.
Как указывает Управление, в соответствии с разъяснениями Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (письмо от 13.08.2015 N 0801-1869/15-0-2), а также пунктом 14.3 Задания на проектирование N 2-11620-1 для ремонта конструктивных элементов, не требующих реставрации, стоимость осуществляемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, определяется на основании территориальной сметно-нормативной базы "ГОСЭТАЛОН 2012".
Однако брандмауэрные (торцевые) стены в осях 1-12 и 12-1 не входят в перечень предметов охраны выявленного объекта культурного наследия, утвержденный распоряжением КГИОП от 17.08.2011 N 10-497.
Таким образом, по мнению Управления, применение расценок из сборника ТЕРрр, (предусматривающих специфические условия труда при проведении реставрационных работ), при проведении ремонтных работ конструктивных элементов объектов, не являющимися предметами охраны КГИОП, в данном случае не обосновано и принятие Фондом к оплате работ, стоимость которых определена некорректно, привело к завышению стоимости на сумму 1 979 131,63 руб.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что работы по капитальному фасада здания по адресу: наб. реки Мойки, д. 42, литера А выполнены ООО "Талион" при авторском контроле ООО "Матис" и приняты в эксплуатацию, что подтверждается актом (форма КС-14) от 21.12.2018.
Применение к работам на объекте по данному адресу как объектах культурного наследия территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы, по составу работ полностью соответствует проектной документации, согласованной КГИОП (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
При этом Закон N 73-ФЗ, а также иные нормативные акты в области охраны объектов культурного наследия не ограничивают проведение работ по реставрации необходимостью сохранения только предмета охраны объекта культурного наследия, соответственно данные работы могут проводиться с целью обеспечения сохранности историко-культурной ценности памятника в целом, что свидетельствует о возможности применения реставрационных расценок не только исключительно в отношении реставрации предмета охраны объекта культурного наследия.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает некорректного применения расценок, которые привели к завышению стоимости принятых к оплате работ по договору от 21.06.2018 N 18-697/Б/ФС/2018 на сумму 1 979 131, 63 руб., в связи с чем пункт 8 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительным.
Согласно пункту 9 предписания Фондом в 2018 году в рамках исполнения договора от 21.06.2018 N 18-697/Б/ФС/2018 приняты к учету и оплачены первичные документы, содержащие фактически не выполненные объемы работ по установке инвентарных лесов (работы, не подтвержденные исполнительной и проектной документацией). Проектом организации капитального ремонта объекта по данному договору предусмотрена установка строительных лесов площадью 5654,5 кв. м. Однако в акте выполненных работ по форме КС-2 N1 от 21.12.2018 на сумму 28 882 518,96 рублей Фондом приняты к оплате работы по установке и разборке инвентарных лесов в объеме 6582 кв.м, следовательно, превышение суммарной площадь вертикальной проекции на все фасады здания составляет 1534 кв. м. Проектные решения, обосновывающие необходимость проведения спорных дополнительных работ, отсутствуют.
По мнению Управления, указанные действия привели к завышению стоимости принятых к оплате работ при капитальном ремонте фасада на сумму 483 701,50 руб.
Вместе с тем, факт установки и разборки инвентарных лесов в объеме 6582 кв.м, подтверждается подписанным КС-2. В подтверждение факта установки указанного объема инвентарных лесов площадью подрядчиком представлены исполнительные схемы.
Необходимость и фактическое выполнение работ по установке и разборке наружных инвентарных лесов объемом 6582 кв.м Управлением документально не опровергнута.
При таких обстоятельствах, пункт 9 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительными.
Согласно пункту 10 предписания Фондом не применены прямые расценки, соответствующие виду работ и проектной документации, а для оценки стоимости работ по расчистке поверхности фасадов от старой краски применена расценка сборника ТЕРрр-2001 СПб из базы "ГОСЭТАЛОН 1:1" на реставрационные работы, что привело к завышению стоимости при приемке в 2018 году работ по договору от 28.05.2018 N 13-382/Б/ФС/2018.
Как указывает Управление, пунктом 14.3 задания на проектирование N 2-8732 предусмотрены следующее требования к разработке сметной документации: территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы ТЕРрр2001 базы "ГОСЭТАЛОН 1.1.", введенной в действие 04.09.2008 письмом N 08/14866 для ремонтно-реставрационных работ, применять только для работ по восстановлению уникального лепного декора, скульптурных композиций, воссозданию чугунных элементов и др. работ, аналогов которых нет в сборниках ГОСЭТАЛОН 2012И1/2017. В локальной смете применяются расценки на реставрационные работы по ТЕРрр 10-01-002-01 и ТЕРрр 10-01-002-02 на расчистку оштукатуренных поверхностей от различных покрасок гладких и профилированных, включающих в себя работы по очистке вручную скребками и царапками и зачистку щетками. Однако данная расценка соответствует ремонтному сборнику ТЕРр 61-26-2, ТЕРр 61-26-5 перетирка штукатурки фасадов гладких, фасадов с рустами, в состав которой входит соскабливание краски со смачиванием поверхности, перетирка штукатурки с расшивкой трещин.
В результате, по мнению Управления, завышение стоимости выполненных работ за счет применения не обоснованных техническим заданием расценок на реставрационные работы для расчистки оштукатуренных поверхностей от краски составило 3 091 677,06 руб.
Вместе с тем, Управлением не учтено, что объект по адресу г.Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 61, корп. 2 литера В, относится к числу объектов культурного наследия регионального значения
Таким образом, данный объект подлежит государственной охране и использованию в соответствии с Законом N 73-ФЗ, Законом Санкт-Петербурга от 12.07.2007 N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьей 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В материалы дела представлено разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 01-53-2330/18-0-0 от 05.12.2018 в отношении здания по адресу: г.Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 61, корп. 2 согласно которому (стр. 2) основанием для выдачи разрешения послужили следующие документы: договор на выполнение работ от 28.05.2018 N 3-382/Б/ФС/2018, включая сметную документацию, которая является неотъемлемой частью договора и согласована с КГИОП; задание КГиОП от 31.07.2015 N 2-8732-1 на проведение работ по сохранению культурного наследия, проект капитального ремонта фасадов здания Ф/ОКН/12/17, разработанный ООО "ПЛК-Стройпроект".
Согласно пункту 4 Распоряжения КГИОП от 29.11.2011 N 10-844 архитектурно-художественное решение фасадов: материал и характер отделки цоколя - облицовка известняковыми плитами с гладкой поверхностью, материал и характер отделки фасадов - терразитовая штукатурка на уровне 1-го этажа, оформленная неглубоким квадровым рустом, гладкая штукатурка на уровне остальных этажей входят в утвержденный перечь предметов охраны объекта по адресу: Лесной пр., д. 61, корп. 2, лит. В (охранное обязательство).
Согласно стр. 3 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 01-53-2330/18-0-0 от 05.12.2018 авторский надзор за выполнением работ по капитальному ремонту фасадов многоквартирного дома по адресу Лесной пр., д. 61, корп. 2, литера В поручен ООО "Мастер Руф" на основании договора от 25.05.2018 N 382/Б/ФС/2018- АН-2.
Работы выполнялись на основании проекта и сметной документации, разработанной ООО "ПЛК-Стройпроект"; проектная и сметная документация была согласована в КГИОП.
Из материалов дела также усматривается, что работы по капитальному ремонту фасадов здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 61, корп. 2, литера В были выполнены при государственном и авторском контроле и приняты в эксплуатацию, что подтверждается актом (форма КС-14) от 10.01.2019.
Таким образом, в рассматриваемом случае Фонд осуществлял контроль за выполнением работ по капитальному ремонту на основании разработанной и утвержденной в установленном порядке сметной документации, а также разработанного и утвержденного КГИОП проекта, выданного разрешения на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия N 01-53-2330/18-0-0 от 05.12.2018
Сметная документация (расценки ТЕРрр 10-01-002-01 и ТЕРрр 10-01-002-02), на основании которой выполнялись работы по сохранению объектов культурного наследия, составлена на основании Сборника N 10 Территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы "Реставрация и воссоздание окрасок фасадов и интерьеров", введенных в действие распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга от 25.04.2003 N 16-р "Об утверждении Территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов".
Согласно пункту 2 указанного распоряжения от 25.04.2003 N 16-р именно данные расценки предназначены для определения прямых затрат в текущем уровне цен в сметной стоимости реставрации объектов культурного наследия (памятников культуры), а также для расчетов за выполненные ремонтно-реставрационные работы.
ТЕРрр 10-01-002-01 "Расчистка оштукатуренных поверхностей от различных покрасок; известковых: гладких" включает в себя перечень работ: очистка вручную скребками и царапками с особой осторожностью, зачистка щетками, очистка вручную стамеской и скребками с осторожностью; многократное нанесение смывки на поверхность и т.д.
ТЕРрр10-01-002-02 "Расчистка оштукатуренных поверхностей от различных покрасок, известковых, профилированных" включает в себя очистку вручную стамеской и скребками с осторожностью (для сохранности исторического слоя известковой штукатурки), многократное нанесение смывки на поверхность и установка компрессов.
Ремонтная расценка: ТЕРр61-26-2 "Перетирка штукатурки фасадов гладких с земли и лесов" включает в себя состав работ: соскабливание водной краски со смачиванием поверхности; перетирка штукатурки с расшивкой трещин.
Данная ремонтная расценка не соответствует согласованной методики в КГИОП, не включает полный перечень работ по ТЕРрр10-01-002-01 и ТЕРрр10-01-002-02, а также не учитывает особые требованиях к их производству.
Реставрационные расценки ТЕРрр10-01-002-01 и ТЕРрр10-01-002-02 на фасадах объектов культурного наследия принимаются на основании протокола N 71/А от 22.05.2017 и разъяснения Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (письмо от 13.08.2015 N 0801-1869/15-0-2), согласно которому стоимость осуществляемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, определяется на основании: территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы ТЕРрр-2001 СПб территориальной сметно-нормативной базы "ГОСЭТАЛОН 1.1", введенной в действие письмом Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 04.09.2008 N08/14866, для ремонтно-реставрационных работ.
Таким образом, Управлением и судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что к работам на объекте культурного наследия применимы ремонтные сборники сметных расценок.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает необоснованным вывод Управления о завышении стоимости выполненных работ за счет применения не обоснованных техническим заданием расценок на реставрационные работы для расчистки оштукатуренных поверхностей от краски составило 3 091 677,06 руб. Учитывая изложенное, пункт 10 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительным.
Согласно пункту 11 предписания Фондом в 2018 году в рамках исполнения договора от 28.05.2018 N 13-382/Б/ФС/2018 приняты к учету и оплачены первичные документы, содержащие фактически не выполненные объемы работ (фактически не использованный объем материала - использована плотность краски 1,4 г/смЗ вместо плотности 1,56 г/смЗ).
Как указывает Управление, согласно предоставленному на исследование паспорту качества на фасадную краску Caparol AcrylFassadenFarbe её плотность составляет не менее 1,56 г/смЗ, однако при расчёте расхода в локальных сметах была использована иная плотность, а именно 1,4 г/см3 (эквивалентно 1,4 кг/м3), что привело к завышению объема краски и стоимости выполненных работ на сумму 46804,13 руб.
Согласно акту от 03.12.2018 к договору от 28.05.2018 N 13-382/Б/ФС/2018 подрядчик безвозмездно произвел работы по окраске фасада третьим слоем в районе 2-4 этажей, в связи с неоднородностью окраски и появлением пятен, и следовательно, данный акт не является доказательством отсутствия вменяемого завышения стоимости работ.
Вместе с тем, в локальных сметах к договору от 28.05.2018 N 13-382/Б/ФС/2018 указана краска фасадная на силикатной основе Silitol-FassadenFabra, которая также была указана и в актах приемки выполненных работ КС-2, которые были оплачены Фондом. При этом как указывало ООО "Кредо-Сервис" в локальных сметах и актах КС-2 принят расход краски 0,2 л на 1 м2 поверхности в два слоя, при том, что согласно техническим характеристикам данной краски ее расход составляет 0,2л на 1 м2 в один слой. Управлением также не учтено, что стоимость краски, имеющей большее значение плотности, выше нежели стоимость краски с меньшим значением плотности, а также не установлено и не доказано, что фактически плотность краски на фасаде здания меньше нежели указанная в паспорте качества на фасадную краску Caparol AcrylFassadenFarbe (менее 1,56 г/смз).
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что Управлением не установлено и не доказано, что Фондом приняты к учету и оплачены первичные документы, содержащие фактически не выполненные объемы работ (фактически не использованный объем материала) на сумму 46804,13 руб., в связи с чем пункт 11 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительным.
Согласно пункту 7 предписания Фондом в 2018 году в акте выполненных работ по форме КС-2 от 12.12.2018 N 1 по договору от 19.04.2018 N 18-493/Б/КР/2018 не применены прямые расценки, соответствующие виду работ и проектной документации, что привело к завышению стоимости при приемке работ
Как указывает Управление, рабочей документацией шифр 17КР-821-1-314 РПД, лист 4, представлен план демонтируемых конструкций кровли. Согласно плану демонтаж конструкций - стропильных ног, мауэрлата, конькового бруса производится по всей площади кровли.
Согласно пункту 1.58.1 Общих положений Сборника ТЕРр 58 "Крыши, кровли" весь комплекс операций по разборке, ремонту, смене и устройству основных конструкций крыш и кровель, учтен в Сборнике ТЕРр 58; а не в одной расценке, предусматривающей весь комплекс выполняемых работ по демонтажу кровли, примененной Фондом.
С учетом пункта 1.13 Общих указаний к ТЕРр при определении стоимости ремонтных работ можно применять соответствующие расценки из сборников ТЕР на строительные работы только при отсутствии соответствующих расценок в ТЕРр. Такие расценки в ТЕРр 58-1-3 "Разборка деревянных элементов конструкций крыш, стропил со стойками и подкосами из брусьев и бревен"; ТЕРр 58-1-4 "Разборка деревянных элементов конструкций крыш, мауэрлатов", которые подлежат по мнению Управления применению взамен использованной Фондом расценки ТЕР10-01-002-01.
Таким образом, по мнению Управления, принятие к оплате работ по стоимости, определенной в результате некорректного применения расценок, привело к завышению на 385958,66 руб.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Фондом применялись сметные нормы, по составу работ полностью соответствующие предусмотренным проектной документацией решениям, объемам и видам работ. Выбор той или иной расценки из действующих сметных нормативов при разработке сметной документации осуществляется в соответствии с применяемой технологией производства работ и относится к компетенции организации, осуществляющей разработку сметной документации, и заказчика.
Расценки, соответствующие технологии и видам работ, применены. Завышение стоимости в акте выполненных работ по форме КС-2 от 12.12.2018 N 1 при приемке работ по договору от 19.04.2018 N 18-493/Б/КР/2018 на сумму 385 958,66 рублей отсутствует, связи с чем пункт 7 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительным.
Согласно пункту 12 предписания Фондом в 2018 году в рамках исполнения договора от 19.04.2018 N 18-493/Б/КР/2018 приняты к учету и оплачены первичные документы, содержащие виды работ по разборке конструкций и установке стропильной системы кровли, факт выполнения которых документально не подтвержден.
Как указывает Управление, в отчете ФКУ "ЦОКР" N СТИ-СПб-2019/013 в подразделе 2.7.3.2 перечислены недостатки, разночтения, неточности и иные виды, и характер нарушений по ведению документации при организации, выполнении и приемки работ, на основании которых Управление пришло к выводу о том, что представленная Фондом документация вызывает сомнения в содержащихся в ней сведений и не может подтверждать выполнение работ по разборке конструкций и установке стропильной системы.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о том, что Фондом приняты к учету первичные документы, содержащие виды работ по разборке конструкций и установке стропильной системы кровли, факт выполнения которых документально не подтвержден, на сумму 982 028,08 руб.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что работы по капитальному крыши здания по адресу: Захарьевская ул., д. 14, литера В, выполнены ООО "Партнер" при авторском контроле и приняты в эксплуатацию, что подтверждается актом (форма КС-14) от 12.12.2018.
Разборка конструкций кровли и установка стропильной системы кровли была предусмотрена локальной сметой к договору от 19.04.2018 N 18-493/Б/КР/2018. При этом Фондом были представлены акты освидетельствования скрытых работ, общий журнал работ, исполнительные схемы; наличие отдельных недостатков в оформлении данных документов, равно как и наличие "сомнений" у Управления относительно достоверности данных документов не может однозначно свидетельствовать невыполнении подрядчиком работ по разборке конструкций и установке стропильной системы кровли. Факт фальсификации представленных Фондом документов Управлением не установлен, доказательства фактического невыполнения работ по разборке конструкций и установке стропильной системы кровли в материалы дела Управлением не представлены.
При таких обстоятельствах, пункт 12 предписания от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 подлежит признанию недействительным.
Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что предписание Управления от 03.09.2019 N 72-21-11/10701 является необоснованным и подлежит признанию недействительным в полном объеме.
При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы Фонда и ООО "Глобус" подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции от 03.12.2020 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Управления в пользу ООО "Глобус" подлежат взысканию 1500 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе, также с Управления в пользу Фонда подлежит взысканию 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Излишне уплаченная Фондом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату Фонду из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 декабря 2020 года по делу N А56-129285/2019 отменить.
Признать недействительным предписание Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу от 03.09.2019 N 72-21-11/10701.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Глобус" 1500 руб. расходов по государственной пошлине.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу в пользу некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" 4500 руб. расходов по государственной пошлине.
Возвратить некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-129285/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14645/2021
14.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37078/20
03.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-129285/19
10.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2401/20