Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 августа 2021 г. N Ф01-4467/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
7 июня 2021 г. |
Дело N А43-10454/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Министерства финансов Российской Федерации - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ответчиков:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.04.2021 по делу N А43-10454/2021, о возвращении искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области (далее - УФССП по Нижегородской области) о солидарном взыскании 80 000 руб. убытков.
Определением от 08.04.2021, Арбитражный суд Нижегородской области возвратил исковое заявление.
Минфин России, не согласившись с принятым определением, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель не согласен с применением судом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства". Указывает, что исковое заявление Минфина России не направлено на рассмотрение действий (бездействий) должностных лиц службы судебных приставов и придание им определенной правовой оценки. А поскольку истец и ответчик являются юридическими лицами, заявитель считает, что в силу статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий спор подведомственен арбитражному суду.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В отзыве от 17.05.2021 ФГБУ "ФКП Росреестра" указало с жалобой не согласно, считает определение законным и обоснованным. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.
При этом подведомственность рассмотрения споров арбитражными судами определяется статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных процессуальным Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Согласно позиции, содержащейся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (вопрос N 3 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), общие правила разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам о возмещении убытков, причиненных актами государственных и иных органов, а также действиями должностных лиц, не соответствующими законодательству, приведены в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 N12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам": если такие требования предъявлены гражданином, то они разрешаются в суде, а если требования предъявлены организацией или гражданином- предпринимателем - в арбитражном суде.
В то же время при рассмотрении иска о взыскании с Российской Федерации в лице ФССП вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, возбужденного, в частности, на основании выданного судом общей юрисдикции или арбитражным судом исполнительного документа, необходимо учитывать следующее. В пункте 3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление N50) разъяснено, что требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам, - в соответствии со статьями 27, 28, 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
По делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и причинением вреда.
Основными критериями разграничения предметной компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно оспорить несудебный исполнительный документ - части 2 и 3 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - закон N 229-ФЗ).
Поэтому, если с иском о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу, по которому стороной выступает физическое лицо, обратился взыскатель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то при рассмотрении данного имущественного спора оценку законности указанных действий должен дать суд общей юрисдикции.
Изложенный вывод основан на том, что к предметной компетенции арбитражных судов не отнесена проверка действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу (статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 и 3 статьи 128 закона N 229-ФЗ).
Из документов, представленных в материалы дела следует, что решением
Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 19.03.2013 по делу N 2-1/2013 частично удовлетворены требования административных истцов, Бельчикова Ю.И., Бельчиковой Л.В., Власовой С.Ю.. Власова А.В., ФГБУ "ФКП Росреестра" обязано внести соответствующие изменения в сведения Единого государственного кадастра недвижимости участков 52:18:0020049:16 и 52:18:0020049:27.
Решением Нижегородского областного суда от 09.09.2019 по делу N 3а-649/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 03.03.2020 и кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2020, удовлетворены требования вышеназванных административных истцов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в связи с исполнением должником решения Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 19.03.2013 по делу N 2-1/2013 после устранения всех препятствий только спустя 4 месяца после вступления в силу решения суда от 28.08.2018 и вынесением судебным приставом-исполнителем Советского районного отдела УФССП по Нижегородской области постановления об окончании исполнительного производства только через 5 месяцев после уведомления должником об исполнении решения суда.
Поскольку требования административных истцов, связанные с действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, рассмотрены судом общей юрисдикции, арбитражный суд обоснованно счел, что настоящее дело не относится к его компетенции, а подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Ссылка заявителя на то, что истец и ответчик являются юридическими лицами, отклоняется. Статус ответчиков как юридических лиц, не изменяет компетенцию суда общей юрисдикции.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам процессуального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов в любом случае, апелляционной инстанцией не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.04.2021 по делу N А43-10454/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.
Судья |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10454/2021
Истец: Министерство финансов РФ, УФК по Нижегородской обл.
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала "ФКП Росреестра" по Нижегородской области