г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2021 г. |
Дело N А56-554/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: предст. Анисимов Н.Н. - доверенность от 01.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7927/2021) Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2021 по делу N А56-554/2021 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Центр интегративной медицины - Иналмед"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Территориальный орган Росздравнадзора) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр интегративной медицины - Иналмед" (далее - Общество, ООО "ЦИМ-Иналмед") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении N 149 от 23.12.2020).
Решением суда от 09.02.2021 в удовлетворении заявления о привлечении ООО "ЦИМ-Иналмед" к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Территориальный орган Росздравнадзора направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 09.02.2021. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии события вмененного Обществу правонарушения. Податель жалобы полагает, что материалами дела подтверждается наличие грубых нарушений Обществом лицензионных требований, а именно подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (у Общества не имеется в наличии достаточного количества помещений, предназначенных для осуществления медицинской деятельности, предусмотренной в лицензии от 11.02.2013 N ЛО-78-01-003314), а также отсутствует оперативный отдел (диспетчерская), что предусмотрено Приложением N 6 к Порядку оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Территориальный орган Росздравнадзора извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЦИМ-Иналмед" осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности N ЛО-78-01-003314 по адресу: 197720, Санкт-Петербург, Зеленогорск, Приморское шоссе, д.570, лит Д, часть помещения 3-Н (N3-12, N14), часть помещения 2-Н (N3, N4), в том числе, на работы/услуги при осуществлении: доврачебной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, скорой и скорой специализированной медицинской помощи, в том числе при осуществлении скорой медицинской помощи по анастезиологии и реаниматологии, скорой медицинской помощи.
На основании решения о проведении проверки от 18.11.2020 N 116 Прокуратурой Курортного района Санкт-Петербурга совместно с Территориальным органом Росздравнадзора (приказ от 16.11.2020 N П78-1341/20) проведена проверка по месту осуществления Обществом лицензируемой деятельности, по результатам которой Прокуратурой Курортного района Санкт-Петербурга составлен акт проверки от 18.11.2020, а Территориальным органом Росздравнадзора составлена справка о выявленных нарушениях лицензионных требований.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений уполномоченным должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора составлен протокол от 23.12.2020 N 149 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, которым Обществу вменено нарушение пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здравоохранения граждан" (далее - Закон N 323-ФЗ), пункта 19, Приложений N 5 и N 6 к Порядку оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок N 388н), подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
Из протокола от 23.12.2020 N 149 об административном правонарушении усматривается, что на первом этаже в указанных в лицензии от 11.02.2013 NЛО-78-01-003314 помещениях 2-Н (N3, N4) размещается иное юридическое лицо - ЗАО "Санаторий Северная Ривьера", при осмотре первого этажа установлено отсутствие оперативного отдела (диспетчерской), что предусмотрено Приложением N 6 к Порядку N 388н, таким образом Общество не обеспечивает централизованного приема обращений (вызовов) населения за скорой медицинской помощью, незамедлительной передачи вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи, оперативного управления и контроля за работой выездных бригад скорой помощи. Кроме того согласно акту проверки от 18.11.2020 в ходе осмотра территории отсутствуют машины скорой медицинской помощи, что предусмотрено пунктом 19 Порядка N 388н, Приложения N 5 к Порядку N 388н.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Территориальный орган Росздравнадзора обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о привлечении ООО "ЦИМ-Иналмед" к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Территориального органа Росздравнадзора и отмены решения суда от 09.02.2021 в связи со следующим.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 100000 руб. до 200000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно Примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) установлено, что под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) (пункт 2); под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, ООО "ЦИМ-Иналмед" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 11.02.2013 N ЛО-78-01-003314 на осуществление медицинской деятельности по адресу: 197720, Санкт-Петербург, Зеленогорск, Приморское шоссе, д.570, Лит Д, часть помещения 3-Н (N 3-12, N 14), часть помещения 2-Н (N 3, N 4), в том числе, на работы/услуги при осуществлении: доврачебной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, скорой и скорой специализированной медицинской помощи.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании, к лицензионным требованиям относится, в том числе, соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи утвержден Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок N 388н).
В соответствии с пунктом 19 Порядка N 388н и Приложением N 5 к Порядку N388н в стандарт оснащения станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи входят, в том числе, машины скорой медицинской помощи с оснащением определенными медицинскими изделиями, в том числе, для проведения реанимационных мероприятий.
Согласно Приложению N 6 к Порядку N 388н оперативный отдел создается в целях обеспечения централизованного приема обращений (вызовов) населения за скорой медицинской помощью, незамедлительной передачи вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи, оперативного управления и контроля за работой выездных бригад скорой медицинской помощи.
Оперативный отдел является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.
Исследовав и ценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что материалами административного дела не подтверждается фактическое осуществление Обществом медицинской деятельности по оказанию скорой медицинской помощи. Из акта проверки от 18.11.2020 усматривается, что отсутствие машин скорой помощи установлено лишь на территории, непосредственно прилегающей к арендованному зданию лечебного корпуса; большая часть принадлежащих Обществу помещений не осматривалась, соответственно не подтвержден факт отсутствия диспетчерской (оперативного отдела); фактическое занятие иным лицом помещений N 3 и N 4 надлежащим доказательствами также не подтверждено.
Акт проверки от 18.11.2020 составлен в отсутствие представителей Общества; справка по итогам проверки также составлена должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора в одностороннем порядке; представленные в материалы дела фотографии не подтверждают наличие нарушений пункта 19, Приложений N 5 и N 6 к Порядку N 388н.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом не доказано наличие нарушения Обществом лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании, следовательно не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, датой выявления правонарушения является 18.11.2020 (дата составления акта проверки от 18.11.2020), таким образом на момент рассмотрения апелляционной жалобы (20.04.2021), срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек. Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 09.02.2021, которым отказано в удовлетворении заявления административного органа о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 февраля 2021 года по делу N А56-554/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-554/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЦЕНТР ИНТЕГРАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ - ИНАЛМЕД"