гор. Самара |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А72-13094/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Некрасовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июня 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области и апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.03.2021, принятое по делу N А72-13094/2020 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Яфаркина Евгения Михайловича (ИНН 732711412204, ОГРНИП 312732509700022)
к 1. Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (ИНН 7325133662, ОГРН 1157325000172)
2. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (ИНН 7325051089, ОГРН 1047301035528)
третьи лица:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, гор. Москва) в лице филиала по Ульяновской области
- Областное государственное казенное учреждение "Региональный земельно-имущественный информационный центр" (ИНН 7325130661, ОГРН 1147325004859)
о признании недействительным распоряжения, действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Самошкина Н.В., представитель (доверенность от 23.01.2021);
от ответчиков:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - Логинова А.М., представитель (доверенность от 11.01.2021);
от Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Индивидуальный предприниматель Яфаркин Евгений Михайлович обратился в Арбитражный суд Ульяновской области к ответчикам - Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением:
- о признании недействительным распоряжение Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 2547-р от 23.06.2017;
- о признании незаконными действий Управления Росреестра по Ульяновской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811, площадью 2 507 кв.м, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский", и по кадастровому учету изменений в сведениях о земельном участке площадью 19 380 кв.м, с кадастровым номером 73:19:070601:43, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский";
- об обязании Управления Росреестра по Ульяновской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:811, площадью 2 507 кв.м, расположенный по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский".
Одновременно с заявлением Индивидуальным предпринимателем Яфаркиным Е.М. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, Областное государственное казенное учреждение "Региональный земельно-имущественный информационный центр".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.03.2021 ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование удовлетворено. Срок на обжалование восстановлен. Требования Индивидуального предпринимателя Яфаркина Евгения Михайловича удовлетворены. Признано недействительным распоряжение Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 2547-р от 23.06.2017. Признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811, площадью 2 507 кв.м, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский", и по кадастровому учету изменений в сведениях о земельном участке площадью 19 380 кв.м, с кадастровым номером 73:19:070601:43, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский". Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в течении 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:811. С Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в пользу Индивидуального предпринимателя Яфаркина Евгения Михайловича взысканы расходы на оплате государственной пошлины в размере 150 руб. С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в пользу Индивидуального предпринимателя Яфаркина Евгения Михайловича взысканы расходы на оплате государственной пошлины в размере 150 руб.
Заявитель - Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 07 июня 2021 года на 09 час. 40 мин.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, также не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 07 июня 2021 года на 09 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы и апелляционной жалобы Министерства, просил решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.03.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Представитель предпринимателя не согласился с жалобами по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, мотивированного отзыва, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Яфаркину Евгению Михайловичу на праве собственности принадлежат нежилое здание зерносклада на 1 000 т площадью 1 223,3 кв.м, с кадастровым номером 73:19:013501:131 и нежилое здание зерносклада на 500 т площадью 795,6 кв.м, с кадастровым номером 73:19:013501:125, расположенные по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский", что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от 09.02.2016, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2015 по делу N А72-13257/2015 (запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости за N 73-73/001-73/001/136/2015-275/1 и N 73-73/001-73/001 /012/2016-204/2 от 20.02.2016).
Объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 19 380 кв.м, с кадастровым номером 73:19:070601:43, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский".
Ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:43, расположенный по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский", с видом разрешенного использования "под размещением объектов крытого тока", был поставлен на кадастровый учет 28.02.2005 и относился к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
С целью оформления документов на земельный участок в марте и августе 2016 года, а также в апреле и сентябре 2017 года предприниматель обращался с заявлениями в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о предоставлении указанного земельного участка под объектами недвижимого имущества в собственность за плату.
Письмами от 23.05.2016 N 878, от 06.09.2016 N 73-ИОГВ-10-03/11643исх, от 06.06.2017 N 3527 Яфаркину Е.М. было отказано в предоставлении в собственность либо в аренду на 49 лет земельного участка по причине нахождения на испрашиваемом земельном участке разрушенных объектов, подлежащих восстановлению.
Согласно письмам Департамента состояние объектов было установлено по результатам визуального обследования, которое проводилось специалистами Департамента в 2016 году. В связи с чем, с целью их восстановления Департаментом было предложено оформить указанный земельный участок в аренду сроком на 10 лет в соответствии с действующим законодательством.
17.04.2018 между Яфаркиным Е.М. и Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, правопреемником Департамента, был заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 17.04.2018 N 24/04/А2018-204, площадью 19 380 кв.м, с кадастровым номером 73:19:070601:43, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский", для реконструкции зерносклада на 500 т площадью 795,6 кв.м, с кадастровым номером 73:19:013501:125, расположенного по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский". Срок аренды - 10 лет, по 06.02.2028.
По состоянию на сегодняшний день объекты имеют фундамент по площади застройки, фрагменты стен и другие части капитальных конструкций, неразрывно связанные между собой и земельным участком.
Для получения разрешения на строительство с целью реконструкции объектов, в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Яфаркин Е.М. обратился с заявлением в администрацию города Ульяновска о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 19 380 кв.м, с кадастровым номером 73:19:070601:43, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский".
02.07.2019 получен градостроительный план земельного участка N RU73304000- 424, в котором также подтверждается нахождение на земельном участке зерносклада на 500 т с кадастровым номером 73:19:013501:125 и зерносклада на 1 000 т с кадастровым номером 73:19:013501:131.
Пока Яфаркин Е.М. вел многолетнюю переписку с Департаментом и Агентством, согласно сведениям публичной кадастровой карты 16.08.2017 границы земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:43 были изменены, внутри него образован еще один земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:811, площадью 2 507 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:811, площадью 2 507 кв.м, с видом разрешенного использования "под размещением объектов крытого тока", поставлен на государственный кадастровый учет 16.08.2017.
Сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811 в ЕГРН отсутствуют.
Данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:43, на основании Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 23.06.2017 N 2547-р.
В связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811, здание зерносклада с кадастровым номером 73:19:013501:131 стало расположено на двух земельных участках с кадастровыми номерами 73:19:070601:43 и 73:19:070601:811.
Яфаркин Е.М. согласие на вышеуказанный раздел не давал, о разделе его не уведомляли.
Раздел земельного участка привел к невозможности эксплуатации объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в реестре.
Реестр является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218).
Частью 7 статьи 1 Закона N 218 предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу статьи 7 Закона N 218 реестр представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 218 к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
Исходя из положений Закона N 218 снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Однако, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
Таким образом, снятие с кадастрового учет объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Законом N 218, но и в случае если объект недвижимого имущества был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:811 образован и поставлен на государственный кадастровый учет на основании распоряжения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 23.06.2017 N 2547-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Земельный участок площадью 2 507 кв.м, с кадастровым номером 73:19:070601:811, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский", проходит по принадлежащим предпринимателю объектам недвижимости, что является нарушением законодательства и прав собственника.
Агентству при принятии спорного распоряжения было известно о наличии в границах земельного участка принадлежащих предпринимателю объектов недвижимости.
Согласно части 2 и 3 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого распоряжения) подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-30 "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого распоряжения) и постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 N 1/20-П, полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка государственная собственность на которые не разграничена было наделено Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
В соответствии со статьей 1 Закон Ульяновской области от 03.06.2015 N 76-ЗО "О дополнительных основаниях для принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или в предоставлении такого земельного участка без проведения торгов" (действующим на дату принятия оспариваемого распоряжения) до 1 января 2020 года исполнительный орган государственной власти Ульяновской области или орган местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории также в том числе по следующему основанию, не предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации:
- отсутствие согласия в письменной форме на образование земельного участка землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при их разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на образуемых земельных участках, за исключением случаев образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, либо образования таких земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.06.2017 распоряжением Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 2547-р утверждена схема расположения земельного участка площадью 2 507 кв.м, местоположением: Ульяновская область, Ульяновский район, ГП совхоз "Лаишевский", образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:43, государственная собственность на который не разграничена.
Однако, как установлено судом первой инстанции, Яфаркин Е.М., как собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 73:19:070601:43, согласие на образование земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811 не давал. О разделе земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:43 его не уведомляли.
Доказательств, подтверждающих обратное, ответчиками суду не представлено.
С учетом указанных норм права, с учетом отсутствия согласия Яфаркина Е.М. на образование земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что распоряжение Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 23.06.2017 N 2547-р является незаконным.
При принятии оспариваемого решения судом первой инстанции учтено, что земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:43 был сформирован ГП совхоз "Лаишевский" под объектами недвижимости, а именно:
- зерноскладом на 1 000 т с кадастровым номером 73:79:070607:43:73:252:002:001716380:0100 (в настоящее время кадастровый номер объекта недвижимого имущества 73:19:013501:131);
- зерноскладом на 500 т с кадастровым номером 73:79:070607:43:73:252:002:001716380:0200 (в настоящее время кадастровый номер объекта недвижимого имущества 73:19:013501:125).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на момент присвоения кадастровых номеров зерноскладам) кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения.
Таким образом, определение местоположения или привязка вышеуказанных зерноскладов к земельному участку с кадастровым номером 73:19:070601:43 была осуществлена в 2005 году.
В связи с изменением законодательства зданиям зерносклада на 1 000 т и зерносклада на 500 т были присвоены кадастровые номера 73:19:013501:131 и 73:19:013501:125, соответственно.
Указанный факт был установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2015 по делу N А72-13257/2015 (в указанном деле Управление Росреестра по Ульяновской области было привлечено к участию в деле в качестве ответчика).
Также расположение на земельном участке с кадастровым номером 73:19:070601:43 объекта недвижимости с кадастровым номером 73:19:013501:125 отражено в межевом плане от 08.08.2017, подготовленного кадастровым инженером Мурлатовой Н.А. и представленного для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811.
Кроме того, данные о расположении зданий с кадастровыми номерами 73:19:013501:131 и 73:19:013501:125 на земельном участке площадью 19 380 кв.м с кадастровым номером 73:19:070601:43 содержатся в договорах купли-продажи недвижимого имущества от 09.02.2016, на основании которых Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области зарегистрировало право Яфаркина Е.М. на указанные объекты. Препятствий для государственной регистрации перехода права собственности на объекты, включая выявление недостоверных сведений в представленных документах, государственным регистратором установлено не было.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что на дату постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области располагало сведениями о расположении зданий с кадастровыми номерами 73:19:013501:131 и 73:19:013501:125 на исходном земельном участке с кадастровым номером 73:19:070601:43.
В данном случае государственный кадастровый учет проведен на основании распоряжения, который был принят с нарушением требований Закона Ульяновской области от 03.06.2015 N 76-ЗО "О дополнительных основаниях для принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или в предоставлении такого земельного участка без проведения торгов".
Действия по государственному кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811 не соответствуют п. 2 статьи 14 Закона N 218.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, при разделе земельного участка площадь исходного земельного участка не может остаться неизменной.
В данном случае из земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:43 площадью 19 380 кв.м выделили земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:811 площадью 2 507 кв.м.
При этом размер площади исходного земельного участка остался неизменным.
Из вышеизложенного следует, что земельный участок площадью 2 507 кв.м учтен в двух земельных участках, что не соответствует статье 8 Закона N 218.
На основании пункта 6 части 1 статьи 26 Закона N 218 регистратор должен был приостановить осуществление государственного кадастрового учета, чего сделано не было.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:43 здание с кадастровым номером 73:19:013501:131 оказалось на двух земельных участках.
Нахождение одного неделимого объекта недвижимости одновременно на двух земельных участках, образованных путем разделения одного земельного участка, противоречит смыслу действующего земельного законодательства.
Данное обстоятельство не только противоречит нормам законодательства, но и создает препятствия в эксплуатации и обслуживании объекта недвижимости в соответствии с его назначением.
В частности, заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство с целью реконструкции зерносклада на 1 000 т с кадастровым номером 73:19:013501:131, в том числе по причине нахождения объекта недвижимости на двух земельных участках (отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 29.10.2020 N 01-13/10127).
Таким образом, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811 не соответствует части 4 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:811, площадью 2 507 кв.м, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский", и по кадастровому учету изменений в сведениях о земельном участке площадью 19 380 кв.м, с кадастровым номером 73:19:070601:43, по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский" являются незаконными.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к законному выводу, что действия ответчиков не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Иное толкование подателями жалоб норм действующего законодательства, а также иная оценка ими обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и незаконности обжалуемого решения суда.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционным жалобам не рассматривался, поскольку ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.03.2021, принятое по делу N А72-13094/2020, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области и апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13094/2020
Истец: Яфаркин Евгений Михайлович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по Ульяновской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР", ОГКУ "Региональный земельно-имущественный информационный центр", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области