Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 сентября 2021 г. N Ф03-4786/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
16 июня 2021 г. |
А37-2866/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Горно - добывающая компания "Берелех": не явились;
от администрации Особой экономической зоны Магаданской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Особой экономической зоны Магаданской области
на решение от 26.03.2021
по делу N А37-2866/2020
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению акционерного общества "Горно-добывающая компания "Берелех"
к администрации Особой экономической зоны Магаданской области
о признании незаконным и отмене решения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Горно-добывающая компания "Берелех" (далее - АО "ГДК "Берелех", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к администрации Особой экономической зоны Магаданской области (далее - Администрация ОЭЗ, Администрация) о признании незаконным и отмене решения N 800 от 17.12.2020.
В порядке устранения допущенного нарушения прав заявитель просит обязать Администрацию осуществить действия, предусмотренные законом Магаданской области N 75-ОЗ от 29.06.1999 "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" для заключения с АО "ГДК "Берелех" дополнительного соглашения о продлении срока действия соглашения N 0059 от 02.04.2012 "Об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны" на период до 31.12.2025 (включительно).
Решением от 26.03.2021 суд заявленные Обществом требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, Администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, право на продление соглашения об осуществлении деятельности в соответствии с переходными положениями статьи 6.6 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" АО "ГДК "Берелех" реализовано путем заключения дополнительного соглашения от 30.12.2014 о продлении срока действия соглашения до 31.12.2020. Продление срока действия соглашения об осуществлении деятельности на срок после 31.12.2020 нормой не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и АО "ГДК Берелех" заключено Соглашение об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны от 02.04.2012 N 0059 на срок до 31.12.2012, на основании которого внесена запись о регистрации общества в реестре участников Особой экономической зоны и выдано регистрационное свидетельство участника Особой экономической зоны в Магаданской области N 001118 от 02.04.2012.
Дополнительными соглашениями N 02/0059 от 10.12.2012, N 03/0059 от 31.12.2014 о внесении изменений в Соглашение N 0059 от 02.04.2012 срок действия Соглашения продлен соответственно до 31.12.2014 и до 31.12.2020.
Заявлением N 61/11-932/1 от 16.12.2020 общество обратилось в Администрацию ОЭЗ о продлении срока действия Соглашения N 0059 "Об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны" от 02.04.2012 путем заключения дополнительного соглашения на период по 31.12.2025.
Решением N 800 от 17.12.2020 АО "ГДК "Берелех" отказано во внесении изменений в Соглашение об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны N 0059 от 02.04.2012 о продлении срока действия Соглашения на период по 31.12.2025.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие при создании, функционировании и прекращении функционирования Особой экономической зоны в Магаданской области с учетом ее специфического географического положения и значения для геополитических интересов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон N 104-ФЗ).
Организационные, правовые и экономические основы регулирования хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области в соответствии с Законом N 104-ФЗ установлены Законом Магаданской области от 29.06.1999 N 75-ОЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон N 75-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Закона N 104-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности заключается между участником Особой экономической зоны и администрацией Особой экономической зоны.
В силу пунктов 1, 2 статьи 4.5 Закона N 104-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности заключается на срок, установленный подпунктом 2 пункта 3 статьи 4.3 настоящего Федерального закона, срок реализации бизнес-плана. Срок реализации соглашения об осуществлении деятельности не может превышать срок, оставшийся до прекращения существования Особой экономической зоны.
Согласно пунктам 1, 8 - 10 статьи 4.6 Закона N 104-ФЗ все изменения, вносимые в соглашение об осуществлении деятельности, оформляются дополнительным соглашением к соглашению об осуществлении деятельности.
Внесение в соглашение об осуществлении деятельности изменений, не связанных с изменением его существенных условий, осуществляется администрацией Особой экономической зоны на основании поданных в администрацию Особой экономической зоны заявления в письменной форме и документов, подтверждающих необходимость внесения указанных изменений.
Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются администрацией Особой экономической зоны без рассмотрения их уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в срок, не превышающий десяти рабочих дней.
В течение десяти календарных дней со дня получения документов, указанных в пункте 8 настоящей статьи, администрация Особой экономической зоны принимает одно из следующих решений: 1) о заключении дополнительного соглашения; 2) об отказе в заключении дополнительного соглашения.
Администрация Особой экономической зоны принимает решение об отказе в заключении дополнительного соглашения только в случае: 1) невыполнения требований, установленных пунктом 3 статьи 3.1 настоящего Федерального закона; 2) несоответствия целей реализации бизнес-плана целям, установленным частью первой статьи 2 настоящего Федерального закона; 3) несоответствия целей предполагаемого осуществления инвестиций, в том числе капитальных вложений, целям, установленным пунктом 1 статьи 4.2 настоящего Федерального закона.
В пункте 1 статьи 5 Закона N 75-ОЗ указано, что участники Особой экономической зоны, которые зарегистрированы в реестре до 31.12.2014 и осуществляют свою деятельность по состоянию на 31.12.2014 на основании соглашения, могут заключить дополнительное соглашение с администрацией Особой экономической зоны о продлении действия соглашения и применять особый правовой режим хозяйственной деятельности и таможенную процедуру свободной таможенной зоны в порядке, установленном Федеральным законом, с особенностями, определенными статьей 6.6 Федерального закона.
Продление действия соглашения осуществляется на основании заявления о продлении срока действия соглашения, поданного в администрацию Особой экономической зоны лицом, указанным в части 1 настоящего пункта, с приложением документов, указанных в подпунктах 1-6 части 2 пункта 1 статьи 5 Закона N 75-ОЗ.
Заявление о продлении действия соглашения рассматривается администрацией Особой экономической зоны в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подачи заявления, в течение которых администрация принимает одно из следующих решений: о продлении действия соглашения или об отказе в продлении действия соглашения.
Основанием для отказа в продлении действия Соглашения являются: 1) отсутствие регистрации в Реестре по состоянию на 31.12.2014; 2) неосуществление деятельности, установленной соглашением, по состоянию на 31.12.2014; 3) несоответствие требованиям, установленным пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона; 4) непредставление документов, указанных в части второй настоящего пункта, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя; 5) наличие не устраненных существенных нарушений условий соглашения, предусмотренных при его заключении.
Согласно пункту 1 статьи 6.6 Закона N 104-ФЗ участники Особой экономической зоны, которые зарегистрированы в реестре до 31.12.2014 и осуществляют свою деятельность по состоянию на 31.12.2014 на основании соглашения об осуществлении деятельности, могут заключить дополнительное соглашение с администрацией Особой экономической зоны о продлении действия соглашения об осуществлении деятельности и применять особый правовой режим хозяйственной деятельности и таможенную процедуру свободной таможенной зоны в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с особенностями, определенными настоящей статьей.
Пунктом 5 статьи 6.6 Закона N 104-ФЗ предусмотрено, что положения настоящей статьи применяются в отношении участников Особой экономической зоны, указанных в пункте 1 настоящей статьи, до 31.12.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона N 104-ФЗ Особая экономическая зона функционирует до 31.12.2025.
Согласно письму Администрации ОЭЗ N 737/22-3 от 18.12.2020, основанием для принятия оспариваемого решения N 800 от 17.12.2020 об отказе во внесении изменений в соглашение "Об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны" N 0059 от 02.04.2012 о продлении срока его действия на период до 31.12.2025 послужил вывод о том, что нормы действующего законодательства не предполагают продления срока действия соглашения об осуществлении деятельности за пределами срока, обозначенного законодателем, после 31 декабря 2020 года.
Проверив соответствие мотива отказа в продлении срока действия соглашения до 31.12.2025 положениям действующего законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, суд первой инстанции обоснованно установил, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в продлении действия соглашения определен пунктом 1 статьи 5 Закона N 75-ОЗ.
Окончание срока действия переходного положения, установленного пунктом 5 статьей 6.6 Закона N 104-ФЗ в качестве основания для отказа в продлении срока, в указанном перечне отсутствует.
При этом, суд первой инстанции, проанализировав положения Закона N 104-ФЗ, верно указал, что настоящий Федеральный закон не содержит норм, ограничивающих право участника Особой экономической зоны на неоднократное продление действия соглашения об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области и применение особого правового режима хозяйственной деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Доводы заявителя жалобы о невозможности продления срока действия соглашения N 0059 на период после 31.12.2020, обоснованные ограничением срока переходного периода пятью годами и не принятием соответствующего законопроекта о внесении изменений в пункт 5 статьи 6.6 Закона N 104-ФЗ, продлевающего период возможности применения положений указанной статьи до 31.12.2045, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанный Федеральный закон не содержит норм, запрещающих заключение дополнительных соглашений о продлении действующего соглашения об осуществлении деятельности на срок функционирования Особой экономической зоны (31.12.2025).
При этом, исходя из буквального толкования статьи 6.6 Закона N 104-ФЗ, установленный пунктом 5 срок определяет дату, до которой необходимо обратиться с предложением о заключении дополнительного соглашения о продлении действия соглашения об осуществлении деятельности, то есть до 31.12.2020, что было соблюдено обществом.
В целом доводы заявителя жалобы, в том числе об ограничении срока переходного периода пятью годами, основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению в настоящем деле, фактически сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако не опровергают их по существу.
При таких обстоятельствах коллегия апелляционной инстанции соглашается с решением суда, признавшего недействительным решение Администрации ОЭЗ от 17.12.2020 N 800 как несоответствующее Закону N 104-ФЗ, Закону Магаданской области от 29.06.1999 N 75-ФЗ и нарушающее права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав заявителя путем осуществления действий по заключению с АО "ГДК "Берелех" в установленном порядке дополнительного соглашения о продлении срока действия Соглашения об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны от 02.04.2012 N 0059 до 31.12.2025 включительно.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 26.03.2021 по делу N А37-2866/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2866/2020
Истец: АО "Горно-добывающая компания "Берелех"
Ответчик: Администрация Особой экономической зоны Магаданской области