г. Москва |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А40-159518/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Д.В. Пирожкова, О.Н. Лаптевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ямское поле" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 марта 2021 года по делу N А40-159518/20, принятое судьёй Ереминой И. И., по иску ОАО "РЖД" к ООО "Ямское поле"
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Макаренко И.А. по доверенности от 01.12.2020
от ответчика: Аленина Н.А. по доверенности от 23.03.2020
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Ямское поле" о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в размере 911 085 руб. 60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1481 руб. 14 коп. за период с 14.08.2020 г. по 27.08.2020 г., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленные на задолженность в сумме 911 085 руб. 60 коп., начиная с 27.08.2020 г. по день фактической уплаты кредитору денежных средств - исходя из размера процентов, определяемого ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующий период.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04 марта 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил письменные пояснения.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
21.12.2018 года между ОАО "РЖД" (далее -Истец) и ООО "Ямское поле" (клиентом) был заключен договор N МОП-01/25-18 на оказание услуг при организации работ по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования".
Согласно п. 1.2 в рамках настоящего Договора осуществляется подача на места общего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД" и расположенные на железнодорожных путях общего пользования N 9 станции Бронницы от стрелочного перевода N 23, локомотивом ОАО "РЖД" вагонов, независимо от их принадлежности, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с данных мест общего пользования.
Согласно п.3.4. Договора для осуществления погрузки в вагоны и выгрузки грузов из вагонов в соответствии с приказом МПС России от 10.11.2003 N 70 устанавливается технологические нормы на осуществление грузовых операций -0,3 часа на один вагон.
В период с 30.07.2019 г. по 19.12.2019 г. нарушение грузополучателем ООО "Ямское поле" технологического срока оборота вагонов привело к несвоевременной приемке вагонов с выставочных путей станции Бронницы, и как следствие к задержке поездов с индексами 2336-798-1950, 2336-800-1950, 2336-917-1950, 2336-918-1950, 2338-023-1950, 2338-2129-1950, 2336-899-1950, 2336-893-1950, 2336-908-1950 на промежуточных станциях Воскресенск и Голутвин в ожидании освобождения мест выгрузки на ж/д пути общего пользования.
Нарушение грузополучателем ООО "Ямское поле", технологических сроков оборота вагонов на пути общего пользования подтверждается памятками приемосдатчика, представленными в материалы дела, являющимися приложением к данному исковому заявлению, а также актами общей формы, составленными на ранее прибывшие в адрес грузополучателя на станцию назначения поезда, ожидавшие подачи на пути общего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД".
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (в ред. От 06.04.2015 г.) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования, а станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению расчетных стоков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Так в пути следования на путях общего пользования станций Воскресенск и Голутвин Московской железной дороги в период с 30.07.2019 г. по 19.12.2019 г. находились вагоны, не принадлежащие перевозчику ОАО "РЖД", в составе поездов с индексами 2336-798-1950, 2336-800-1950, 2336-917-1950, 2336-918-1950, 2338-023-1950, 2338-2129-1950, 2336-899-1950, 2336-893-1950, 2336-908-1950.
Грузополучателем вагонов согласно железнодорожным транспортным накладным является ООО "Ямское Поле".
Материалами дела подтверждено, что истцом была исполнена обязанность по извещению грузополучателя ООО "Ямское Поле" о задержке/отправлении вагонов в составе указанных. Данные извещения были получены ответчиком, что подтверждается отметками об их получении представителями ответчика.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки загонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях, и является доказательством, подтверждающим задержку вагонов на промежуточной станции.
В актах указаны: причины задержки, количество задержанных вагонов, их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию, время начала и окончания задержки вагонов, сроки доставки по каждому вагону и т.д.)
По факту задержки вагонов в пути следования по вине грузополучателя были составлены акты общей формы, от подписи которых представитель ООО Ямское Поле" отказался, о чем были составлены соответствующие акты.
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком.
В силу п. 4.7 Правил N 26 невыполнение грузополучателями, владельцами гаи пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков, является основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам.
В материалы дела представлены памятки приемосдатчика, отражающие превышение времени нахождения вагонов под погрузкой на подъездных путях, пользователем которых является ответчик.
Факт нарушения срока доставки грузов, подтверждается копиями железнодорожных транспортных накладных и актами общей формы о начале и окончании задержки вагонов.
На основании изложенного, актами общей формы, составленными в соответствии с "Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 45, перевозчик подтверждает задержку вагонов на станции Гжель по вине грузополучателя, в связи с несвоевременным принятием им вагонов на пути необщего пользования и невыполнением технологического срока оборота загонов.
Сумма задолженности согласно расчету истца составила 911 085 руб. 60 коп.
Доводы апелляционной жалобы судом изучены и признаны несостоятельными.
Согласно п.3.3.8 Договора Заказчик обязан соблюдать правила и режимы использования объектов инфраструктуры в соответствии с законодательством РФ, нормами экологической, противопожарной безопасности, содержать объекты инфраструктуры и прилегающую к ним территорию в надлежащим санитарном состоянии, не допускать нанесения вреда объектам инфраструктуры и соблюдать условия их эксплуатации, а так ж возмещать убытки, понесенные ОАО "РЖД" в случае неисполнения указанных обязательств.
В случае осуществления грузовых операций на местах общего пользования силами и средствами перевозчика в лице структурных подразделений Центральной дирекции по управлению терминально - складским комплексом ОАО "РЖД", свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения данных операций, плата за нахождение на железнодорожных путях подвижного состава под грузовыми операциями взыскивается с грузоотправителя/ грузополучателя - при невыполнении ими условия договора с перевозчиком, повлекшим задержку нахождения на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава под грузовыми операциями. Факт и время такой задержки удостоверяется актами общей формы, составленными приемосдатчиками груза и багажа структурных подразделений Центральной дирекции по управлению терминально - складским комплексом ОАО "РЖД".
Так в период времени с 30.07.2019 г. по 19.12.2019 г. на железнодорожной станции "Броницы" Московской железной дороги хранились грузы, прибывшие в адрес ООО "Ямское поле".
Согласно п. 3.3.13 Договора Исполнитель обеспечивает равномерность отгрузки грузов, прибывающих для выгрузки и хранения - на территории Исполнителя в соответствии с технологическими нормами обработки грузов, действующими на станции назначения.
При этом, согласно п. 3.3.13 Договора в случае прибытия на станцию количества вагонов свыше технологических норм, ответственность за нахождение вагонов на путях станции и в пути следования возлагается на Заказчика. Плата за временное размещение на путях общего пользования вагонов (плата за пользование инфраструктуры) в ожидании выгрузки обеспечивается Заказчиком.
Вывоз грузов с территории инфраструктуры структурных подразделений Центральной дирекции по управлению терминально -складским комплексом ОАО "РЖД" осуществляется силами ООО "Ямское поле", следовательно довод ответчика о том, что выгрузку вагонов, их подачу и уборку осуществляет только ОАО "РЖД" не состоятелен, так как ответственность за своевременный вывоз грузов на выгрузной площадке осуществляется непосредственно ответчиком в силу договора N Д-529ДМ.
В связи с тем, что ООО "Ямское поле" не осуществляло своевременный вывоз, грузов с выгрузной площадки железнодорожной станции "Бронницы" прибывающие грузы скапливались на выгрузной площадке (подтверждается копией журнала учета движения товаров на открытой площадке), что привело к невозможности разгрузить вагоны, прибывшие в адрес ООО "Ямское поле". По данному факту в соответствии с "Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 45 были составлены акты общей формы N N 2019, 2018, 1862, 1861, 1860, 1859, 1858, 1857, 1856, 1855, 1854, 1853, 3549, 2670, 3183, которые были подписанные представителями ООО "Ямское поле" без возражений.
Так же по факту оказания услуг по хранению грузов были составлены накопительные ведомости N N 180608, 070801, 080902, 040701,040702, 040703, 050602, 070801, 080902, 080902, 080903, 080904, 12001, 121003, 140103, 140103, 180606, 180607, 201203, 240702, 240703, 240704, 240705, 240706, 201203, 140103, 181001, которые так же были подписаны представителем ООО "Ямское поле без возражений.
Подписанные со стороны ООО "Ямское поле" актов общей формы и накопительных ведомостей подтверждает согласие контрагента с оказанными услугами.
Согласно п.3.4. Договора N МОП-01/25- 18г. на оказание услуг при организации работ по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования", для осуществления погрузки в вагоны и выгрузки грузов из вагонов в соответствии с приказом МПС России от 10.11.2003 N 70 устанавливается технологические нормы на осуществление грузовых операций - 0,3 часа на один вагон.
В связи с тем, что на выгрузной площадке станции "Бронницы" скапливались грузы, прибывшие в адрес ООО "Ямское поле", по причине не своевременного осуществления вывоза грузов со стороны ООО "Ямское поле" был нарушен технологический срок оборота вагонов с период с 30.07.2019 г. по 19.12.2019 г.
Нарушение грузополучателем ООО "Ямское поле" технологического срока оборота вагонов привело к несвоевременной приемке вагонов с выставочных путей станции Бронницы, и как следствие к задержке поездов с индексами 2336-798-1950, 2336-917-1950, 2336-918-1950, 2338-023-1950, 2338-2129-1950, 2336-899-1950, 2336-893-1950, 2336-908-1950, 2336-800-1950 на промежуточных станциях Воскресенск и Голутвин в ожидании освобождения мест выгрузки на ж/д пути общего пользования.
Нарушение грузополучателем ООО "Ямское поле", технологических сроков оборота вагонов на пути общего пользования подтверждается памятками приемосдатчика, представленными в материалы дела, являющимися приложением к данному исковому заявлению, а также актами общей формы, составленными на ранее прибывшие в адрес грузополучателя на станцию назначения поезда, ожидавшие подачи на пути общего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД".
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2021 года по делу N А40-159518/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159518/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ЯМСКОЕ ПОЛЕ"