г. Москва |
|
6 октября 2021 г. |
Дело N А40-159518/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 06.10.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.,
судей Ярцева Д.Г., Шишовой О.А.,
при участии в заседании: от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Макаренко И.А. по доверенности от 01.12.2020,
от общества с ограниченной ответственностью "Ямское поле": Аленина Н.А. по доверенности от 15.07.2021,
рассмотрев 29.09.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ямское поле",
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Ямское поле"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество (ОАО) "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Ямское поле" о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в размере 911 085 руб. 60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1481 руб. 14 коп. за период с 14.08.2020 по 27.08.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на задолженность в сумме 911 085 руб. 60 коп., начиная с 27.08.2020 по день фактической уплаты кредитору денежных средств - исходя из размера процентов, определяемого ключевой ставкой Центрального банка России, действующей в соответствующий период.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО ""Ямское поле"" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 04.03.2021 и постановление от 16.06.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суд первой и апелляционной инстанций неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суд установил, что между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Ямское поле" (клиентом) был заключен договор от 21.12.2018 N МОП-01/25-18 на оказание услуг при организации работ по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования.
В рамках данного договора осуществляется подача на места общего пользования, принадлежащих ОАО "Российские железные дороги" и расположенных на железнодорожных путях общего пользования N 9 станции Бронницы от стрелочного перевода N 23, локомотивом ОАО "Российские железные дороги" вагонов, независимо от их принадлежности, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с данных мест общего пользования (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 3.4. договора для осуществления погрузки в вагоны и выгрузки грузов из вагонов в соответствии с приказом Министерства путей сообщения России от 10.11.2003 N 70 устанавливается технологические нормы на осуществление грузовых операций -0,3 часа на один вагон.
В период с 30.07.2019 по 19.12.2019 нарушение грузополучателем ООО "Ямское поле" технологического срока оборота вагонов привело к несвоевременной приемке вагонов с выставочных путей станции Бронницы, и как следствие к задержке поездов с индексами 2336-798-1950, 2336-800-1950, 2336-917-1950, 2336-918-1950, 2338-023-1950, 2338-2129-1950, 2336-899-1950, 2336-893-1950, 2336-908-1950 на промежуточных станциях Воскресенск и Голутвин в ожидании освобождения мест выгрузки на ж/д пути общего пользования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: - задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования, а станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Установив факт нарушения грузополучателем ООО "Ямское поле" технологических сроков оборота вагонов на пути общего пользования, что подтверждается памятками приемосдатчика, актами общей формы, суд первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьями 8, 10, 12, 307-310, 314, 395, 401, 431, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял правильное решение об удовлетворении исковых требований.
При этом суд исходил из того, что ООО "Ямское поле" не осуществляло своевременный вывоз грузов с выгрузной площадки железнодорожной станции "Бронницы", прибывающие грузы скапливались на выгрузной площадке, что подтверждается копией журнала учета движения товаров на открытой площадке и привело к невозможности разгрузить вагоны, прибывшие в адрес ООО "Ямское поле".
По данному факту в соответствии с "Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденными Приказом Министерства путей сообщений России от 18.06.2003 N 45 были составлены акты общей формы N 2019, 2018, 1862, 1861, 1860, 1859, 1858, 1857, 1856, 1855, 1854, 1853, 3549, 2670, 3183, которые были подписанные представителями ООО "Ямское поле" без возражений.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с выводами суда относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А40-159518/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ямское поле" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Д. Ядренцева |
Судьи |
Д.Г. Ярцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: - задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
...
По данному факту в соответствии с "Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденными Приказом Министерства путей сообщений России от 18.06.2003 N 45 были составлены акты общей формы N 2019, 2018, 1862, 1861, 1860, 1859, 1858, 1857, 1856, 1855, 1854, 1853, 3549, 2670, 3183, которые были подписанные представителями ООО "Ямское поле" без возражений."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2021 г. N Ф05-24035/21 по делу N А40-159518/2020