г. Хабаровск |
|
17 июня 2021 г. |
А73-20061/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края: Подолякина Олеся Сергеевна, по доверенности от 23.12.2020 N 05.1-8-11321
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шомко Надежды Адамовны
на решение от 20.02.2021
по делу N А73-20061/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 19)
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шомко Надежде Адамовне (ОГРНИП 317272400014138, ИНН 270800139851, адрес: 682571, Хабаровский край, Аяно-Майский район, с.Аян, ул.Новая, д.9)
о взыскании 1 103 058 руб.
третьи лица Министерство финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550, ИНН 2700000176; адрес: 680002,Хабаровский край, г. Хабаровск, ул.Фрунзе д. 72)
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (далее - Минсельхоз края, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шомко Надежде Адамовне (далее - глава КФХ Шомко Н.А., ответчик) о взыскании перечисленных средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по соглашению N 116 от 28.07.2017 в размере 1 103 058 руб.
Определением суда от 24.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края (далее - Минфин края, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном размере, а также с ответчика в доход федерального бюджета взыскана госпошлина 24 031 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Шомко Н.А. обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решения от 20.02.2021 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, поскольку исполняя соглашение, ответчик приобрел самоходную технику для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства для вспомогательных видов деятельности в виде погрузки и разгрузчик кормов и сена, их транспортировке, уборке территории фермы. Истцом не доказано не целевое использование средств гранта. Техника по соглашению предназначалась для обеспечения животноводства, а не для выращивания сельскохозяйственной продукции.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 09 часов 40 минут 17.06.2021, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Минфин края направил отзыв на жалобу, в котором возражал против ее удовлетворения, в связи с несоответствием расходов получателя гранта условиям его предоставления, в том числе приобретения трактора.
Минсельхоз края в направленном отзыве просил отказать в удовлетворении жалобы как не обоснованной.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Минсельхоза края поддержала возражения на жалобу, просила оставить решение суда без изменения.
Глава КФХ Шомко Н.А. и Минфин края, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителей в заседание суда не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствовало рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Шомко Н.А. зарегистрировано ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска 29.03.2017 за ОГРНИП 317272400014138.
Согласно Порядка и условиям предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2017 N 269-пр (далее - Порядок) начинающие фермеры имеют право на получение грантов в случае заключения с Минсельхозом края соглашения о предоставлении грантов из краевого бюджета.
В силу пункта 3.1 Порядка, начинающий фермер, получивший грант, единовременную помощь, расходует грант по плану расходов гранта, согласованному Минсельхозом края в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.8 раздела 2 настоящих Порядка и условий. Изменение плана расходов гранта, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с Минсельхозом края в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим разделом.
Расходование гранта по плану расходов гранта осуществляется по каждому наименованию (статье) расхода: не более 90 % от суммы наименования (статьи) расхода за счет гранта и не менее 10 % от суммы наименования (статьи) расхода за счет собственных средств получателя гранта (пункты 3.3, 3.4 Порядка).
В соответствии с указанным Порядком, 28.07.2017 между Минсельхозом края и крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого является Шомео Н.А. (получатель гранта) заключено соглашение о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства N 116.
При принятии решения о предоставлении гранта бизнес-плана создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, главой КФХ планировались единовременные затраты, в том числе приобретение трактора (пункт 9 Таблицы 2 раздела 3 "Финансовые результаты проекта").
Утвержденным 19.07.2017 Планом расходов гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства КФХ Шомко Н.А., установлены направления расходования средств гранта, в том числе приобретение трактора общей стоимостью 1 225 620 руб., в том числе за счет средств гранта 1 103 058 руб.
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка, грант должен быть израсходован по направлениям, предусмотренным пунктом 3.2 настоящего раздела, указанным в плане расходов гранта, в течение 18 месяцев со дня поступления на расчетный счет получателя гранта.
Средства гранта в размере 3 000 000 руб. по платежному поручению N 746135 от 31.07.2017 перечислены на расчетный счет главы КФХ Шомко Н.А. соответственно, должны быть израсходованы не позднее 31.01.2019.
Как следует из представленного в материалы дела Отчета об использовании гранта главы КФХ Шомко Н.А. от 01.01.2019 и приложенных к нему документов (договор купли-продажи от 21.02.2018, акт приема-передачи от 21.02.2018, УПД N 18 от 21.02.2018, платежное поручение N 20 от 21.02.2018; паспорт регистрации самоходных машин и других видов техники) фактически получателем гранта приобретен погрузчик фронтальный SZM SZM930 колесный, 2014 года выпуска стоимостью 1 225 620 руб.
Полагая получателя гранта нарушившим условия и цели предоставления гранта, в связи с покупкой погрузчика вместо трактора, Минсельхозом края направил в адрес КФХ Шомко Н.А. требование от 14.10.2020 N 05.1-7-9245 о возврате гранта.
В досудебном порядке спор не был разрешен, что послужило основанием для обращения Минсельхоза края в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя истца, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс, БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их использование на цели, не соответствующие условиям получения (статья 306.4 БК РФ).
Согласно абзацу восьмому пункта 3.2 Порядка к расходам, связанным с созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства, относится приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Из положений Порядка, следует, что грант должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов на создание и развитие КФХ.
Проанализировав план расходов, отчеты о целевом использовании средств, суд установил, что глава КФХ Шомко Н.А. в нарушение условий вместо трактора приобрело погрузчик фронтальный SZM 930.
Доводы ответчика о соблюдении условий предоставления гранта в связи с использованием погрузчика для ведения фермерской деятельности не влияют на выводы суд о нарушении условий расходования гранта.
Как установлено судом, приобретенный ответчиком погрузчик фронтальный SZM 930, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, к сельскохозяйственной технике не относится и включен в группу "Оборудование специального назначения прочее".
В соответствии с "ГОСТ 27721-88 (ИСО 7131-84). Машины землеройные. Погрузчики. Термины, определения и техническая характеристика для коммерческой документации": погрузчик - это самоходная гусеничная или колесная машина с рычажной системой и фронтально расположенным ковшом, заполняемым при поступательном движении машины, которая поднимает, транспортирует и выгружает материал, также предусматривается возможность установки на погрузчик рабочего и дополнительного оборудованием.
"Межгосударственным стандартом ГОСТ 31555-2012 Погрузчики строительные фронтальные одноковшовые. Общие технические условия" предусмотрено, что конструкция погрузчика должна обеспечивать работоспособность со сменными рабочими органами (ковш двухчелюстной, увеличенный ковш для легких материалов, уменьшенный ковш для тяжелых материалов, грузовые вилы для штучных грузов, крановая безблочная стрела, бульдозерный отвал, челюстной захват, бадья для бетона).
Указанное дополнительное оборудование не предназначено для выполнения сельскохозяйственных работ и не является сельскохозяйственным оборудованием. Возможность приспособления погрузчика для нужд фермерского хозяйства, не относит указанную самоходную машину к сельскохозяйственной технике и, в частности, к трактору.
Согласно "ГОСТ 27155-86 Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Термины и определения видов" сельскохозяйственным трактором является трактор для выполнения работ в растениеводстве и (или) животноводстве.
При этом в соответствии с "Межгосударственным стандартом ГОСТ 19677-87 Тракторы сельскохозяйственные. Общие технические условия" тракторы должны быть оснащены гидросистемой для управления навесными устройствами и для передачи мощности гидросистемам сельскохозяйственных машин. На тракторах должна быть предусмотрена возможность установки автоматической или полуавтоматической сцепки для соединения с навесными машинами и орудиями.
Сельскохозяйственные тракторы оборудованы валами отбора мощности в соответствии с требованиями ГОСТ 3480-79 "Вал отбора мощности сельскохозяйственных тракторов и вал приема мощности сельскохозяйственных машин".
Трактор, предназначенный для выполнения сельскохозяйственных работ, имеет трехточечную систему навески оборудования и вал отбора мощности. Погрузчик в отличие от сельскохозяйственного трактора не имеет трехточечной системы навески и вала отбора мощности.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте предприятия-изготовителя фронтального погрузчика SZM 930 Qingzhou Shanzhuang Machinery Co. http://ving.cszmc.com/html/PRODUCT SHOW/Off-road forklift/SZM930/ 218.Html присоединение к фронтальному погрузчику SZM 930 навесного оборудования (плугов, косилок, граблей-ворошилок, борон, культиваторов), предназначенного для использования в сельском хозяйстве, не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах, приобретение погрузчика фронтального SZM 930 произведено в нарушение утвержденного Плана расходов гранта, и не соответствует условиям и цели его предоставления.
Таким образом, План расходов не исполнен, соответственно, условие получения гранта в части требования об использовании гранта в порядке, установленном разделом 3 настоящих Порядка и условий также не выполнено.
В соответствии с пунктом 4.8. Порядка получатель гранта обязан осуществить возврат предоставленного гранта и (или) остатка гранта в краевой бюджет в течение 20 рабочих дней со дня получения требования о возврате предоставленного гранта и (или) остатка гранта в краевой бюджет.
В случае невозврата получателем гранта предоставленного гранта и (или) остатка гранта в установленный требованием о возврате предоставленного гранта и (или) остатка в краевой бюджет срок министерство в течение трех месяцев со дня его истечения обращается в суд с требованием о взыскании средств гранта и (или) остатка гранта.
На основании приведенных обстоятельств, требование истца удовлетворено правомерно.
Решение суда первой инстанции принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ госпошлина по делу взыскана с ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.02.2021 по делу N А73-20061/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20061/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шомко Надежда Адамовна
Третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края