г. Москва |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А40-228477/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Компания "Акватория"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2021 г. по делу N А40-228477/20,
по заявлению ООО "Компания "Акватория"
к 1.Госинспекции по недвижимости,
2.ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости"
об оспаривании действий по сносу сезонной площадки,
при участии:
от заявителя: |
Зыков К.В. по доверенности от 20.05.2021; |
от заинтересованных лиц: |
1.Шалганов А.В. по доверенности от 04.03.2021; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Акватория" (далее - Заявитель, ООО "Компания "Акватория", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Заинтересованное лицо-1, Госинспекция по недвижимости), ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - Заинтересованное лицо-2) о признании незаконными действий по сносу сезонной площадки ресторана площадью 457,95 кв.м., расположенной на акватории реки Москва, адресный ориентир г. Москва, ул. Нижние Мневники, д. 41. корп. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 г. в удовлетворении заявления ООО "Компания "Акватория" отказано.
ООО "Компания "Акватория" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Компания "Акватория" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Госинспекции по недвижимости с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, Заявитель указал, что 23 декабря 1997 года Московским городским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода) ООО "Компания "Акватория" выдано заключение N 3-69-32-913/833 об отводе земельного участка, согласно которому согласован отвод земельного участка в краткосрочную аренду для разработки проектной документации строительства кафе "Охотник" на территории Фонда Детского парка чудес.
01.01.1998 г. Некоммерческой организацией "Фонд Детского парка чудес" с ООО "Компания "Акватория" заключен договор о сотрудничестве, согласно которого Организация получает право на возведение объекта общественного питания - детского кафе (ресторана).
Строительство объекта - детского кафе согласовано Префектурой СЗАО г. Москвы. Решением имущественно-земельной комиссии Префектуры СЗАО г. Москвы (протокол заседания N 61/1 от 29.08.1997 г.) ООО "Компания "Акватория" согласовано строительство кафе "Охотник" на территории, отведенной Фонду Детского парка чудес в Нижних Мневниках.
При подготовке исходно-разрешительной документации для строительства объекта общественного питания эскизным проектом было предусмотрено благоустройство и озеленение земельного участка.
Помимо объектов благоустройства согласно проекту благоустройства территории площадью 1,4 га предусматривалось размещение объекта - сезонной площадки ресторана на акватории реки Москва площадью 457,95 кв.м.
Указанный проект благоустройства утвержден 12.04.2001 г. главным архитектором г. Москвы Кузьминым А.В., согласован Московско-Окским бассейновым водным управлением (письмо заключение от 04.04.2001 г. N 10-148), которое является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня.
Проектная документация для строительства объекта общественного питания согласована в установленном законодательством порядке, объекты, в т.ч. стационарная площадка ресторана, расположенная на части акватории реки Москвы.
Таким образом, возведение объекта - сезонной веранды осуществлялось ООО "Компания "Акватория" в рамках сотрудничества по договорам от 01.10.1997 г., от 01.01.1998 г. с НО "Фонд детского парка чудес", являющимся вторичным землепользователем - лицом, владеющим и пользующимся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как указал Заявитель, возведение стационарной площадки выполнено в соответствии с утвержденной проектной документацией и требованиями нормативных документов. Согласование проекта благоустройства главным архитектором г. Москвы Кузьминым А.В. и Московско-Окским бассейновым водным управлением позволяет утверждать, что размещение стационарной площадки на части акватории реки Москвы было осуществлено Заявителем без нарушения норм действующего законодательства. Так как стационарная площадка ресторана расположена над водной поверхностью р. Москва, то имущественным правом пользования поверхностью является договор водопользования.
За предоставлением части акватории реки Москвы для использования акватории, в том числе для рекреационных целей, для размещения стационарной площадки Заявитель в 2012 году обратился в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Помимо прочих документов в ДЖКХиБ представлен технический отчет от 2011 года ЗАО "Национальная картографическая корпорация" (лицензия Минэкономразвития РФ, Федеральное агентство геодезии и картографии от 09.02.2009 г. N РК-10746Г) о выполненных работах по определению координат точек объекта водопользования ООО "Компания "Акватория". Согласно указанному отчету 4 точки (углы объекта) располагаются на территории водопользования.
В июле 2012 года на сайте Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы www.dgkh.ru было размещено извещение следующего содержания: "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы извещает о проведении открытого аукциона N 29 по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории реки Москвы для использования акватории, в том числе для рекреационных целей. Дата проведения аукциона 31.08.2012 года". Такое же объявление было опубликовано и на сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике www.tender.mos.ru, и в печатном издании, газете "Тверская, 13". Впоследствии Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы отказался от проведения аукциона N29.
ООО "Компания "Акватория" повторно направлен в ДЖКХиБ комплект документов для заключения договора водопользования для размещения стационарной площадки Организации, расположенной на акватории реки Москва. Данный комплект находится в ДЖКХиБ на рассмотрении.
В августе 2020 года проверкой, проведенной Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы установлено, что в непосредственной близости от объекта недвижимости, здания ресторана "Ермак" размещены конструкции сезонного кафе - крытый деревянный настил на сваях на части акватории реки Москвы, при предприятии общественного питания ресторан "Ермак".
21.08.2020 г. на территорию ресторана "Ермак", расположенную по адресу г. Москва, ул. Нижние Мневники, д. 41. корп. 1 прибыли представители Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", а также организации-подрядчика, заключившей договор с ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" на демонтаж конструкции сезонного кафе.
Без согласия уполномоченного представителя ООО "Компания "Акватория" организация-подрядчик приступила к демонтажу и разборке конструкций сезонного кафе.
Основанием для указанных действий являлся довод Госинспекции по недвижимостьи, ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" о том, что стационарная площадка, размещенная на части акватории реки Москва является летним кафе, не включено в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, и поэтому подлежит демонтажу.
Отказывая в признании действий Заинтересованных лиц незаконными, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 г. N 184-ПП, является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Положение N 819-ПП) Госинспекция по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности проводит мероприятия (обследования), направленные на выявление и пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничены, и по результат проведенных мероприятий составляет соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 3.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" Госинспекцией по недвижимости 14.08.2020 г. было проведено обследование вышеуказанного земельного участка.
В соответствии с проведенным обследованием установлено, что земельный участок общей площадью 330849 кв.м, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Нижние Мневники (кадастровый N 77:08:0014001:2) ранее был предоставлен Некоммерческой организации "Фонд Детского Парка Чудес" на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН от 14.02.2001 г. N 77-01/00-11/2001-7518). В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования не действует, земельно-правовые отношения не оформлены.
На земельном участке расположено нежилое двухэтажное здание с подвалом 1999 года постройки, общей площадью 867,1 кв.м, имеющее адресные ориентиры: г. Москва, ул. Нижние Мневники, д. 41, корп. 1. Здание оформлено в собственность ООО "Компания "Акватория" (запись в ЕГРН от 28.09.2000 г. N 77-01/00-011/2000-70510) и используется ООО "Компания "Акватория" под эксплуатацию предприятия общественного питания "Ермак".
В ходе планового (рейдового) обследования (рапорт от 14.08.2020 г. N 9008599) Госинспекцией по недвижимости установлено, что в непосредственной близости от данного здания, на площади 548 кв.м, размещены конструкции сезонного (летнего) кафе (крытый деревянный настил на сваях с открытыми и закрытыми помещениями для посетителей, столы, стулья) при предприятии общественного питания "Ермак", производится обслуживание посетителей.
Информация в отношении сезонного (летнего) кафе размещена в открытых источниках - сеть "Интернет".
Вышеуказанные объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий".
В соответствии с пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы от 06.03.2015 г. N 102-ПП размещение сезонных кафе, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке, установленном Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Сезонное (летнее) кафе не включено в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания на территории Северо-Западного административного округа города Москвы, утвержденную распоряжением префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы от 02.04.2015 г. N 124-рп (в редакции распоряжения префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы от 21.08.2019 г. N 224-рп), а также в схему сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий", утвержденную приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14.08.2020 г. N05-09-147/20.
Таким образом, нарушены установленные Правительством Москвы требования к размещению сезонных (летних) кафе, а именно пункты 1.4, 2.1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 06.03.2015 г. N 102-ПП "О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания", о чем, по результатам обследования был составлен соответствующий акт.
Кроме того, каких-либо документов по оформлению (регистрации в установленном порядке) спорного объекта, земельных отношений под спорным объектом у Общества не имеется.
Учитывая изложенное, как правильно указал суд первой инстанции, действия органов исполнительной власти города Москвы по проведению мероприятий по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществлены в соответствии предоставленными полномочиями, при отсутствии нарушений действующего законодательства.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ООО "Компания "Акватория".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-228477/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228477/2020
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "АКВАТОРИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЬЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"