г. Хабаровск |
|
17 июня 2021 г. |
А73-869/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Никитиной Ирины Романовны: Лискиной Ю.В. представителя по доверенности от 17.01.2020, на срок действия 3 года;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Черевко И.Н. представителя по доверенности от 15.09.2020 N 8/10847, а срок действия 2 года;
от Администрации города Хабаровска: Афанасьевой В.В. представителя по доверенности от 03.11.2020 N 1.1.29-209, на срок действия по 31.12.2021;
от Управления промышленности, транспорта, связи Администрации города Хабаровска: Афанасьевой В.В. представителя по доверенности от 04.06.2021 N 20-25, срок действия по 31.12.2021; Тимошенко А.П. представителя по доверенности от 25.03.2021 N 20-22, на срок действия по 31.12.2021;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Никитиной Ирины Романовны
на решение от 17.03.2021
по делу N А73-869/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Никитиной Ирины Романовны (ОГРНИП 316272400061238, ИНН 2724982079063)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142)
третьи лица: Администрация города Хабаровска, Управление промышленности, транспорта, связи Администрации города Хабаровска
о признании незаконным решения от 23.10.2020 по делу N 8-01/343 (027/01/18.1-1413/2020).
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Никитина Ирина Романовна (далее - заявитель, ИП Никитина И.Р., предприниматель, индивидуальный предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю, антимонопольный орган, антимонопольная служба, Управление) с заявлением о признании незаконным решения от 23.10.2020 по делу N 8-01/343 (027/01/18.1-1413/2020).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Хабаровска (далее - Администрация) и Управление промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска (далее - Управление транспорта).
Решением суда от 17.03.2021 в удовлетворении заявления ИП Никитиной И.Р. отказано.
Суд первой инстанции, установив, что положения Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного постановлением Администрации города Хабаровска от 16.03.2016 N 771, не содержат требований к порядку формирования лотов, и запрета на объединение в один лот двух или более маршрутов, пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает о том, что: антимонопольный орган проигнорировал письмо ФАС России от 02.10.2020 N ИА/85875/20 "По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ" (далее - письмо от 02.10.2020), между тем указанное письмо было обязательно для применения антимонопольным органом при принятии решения.
Вместе с апелляционной жалобой, в суд, представлены экземпляры дополнительных документов (поименованы в приложении к жалобе).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу, антимонопольный орган доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление транспорта, в своем отзыве на апелляционную жалобу, просит отказать в удовлетворении такой жалобы.
В судебном заседании представитель ИП Никитиной И.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, пояснила, что дополнительные документы, приложенные к апелляционной жалобе, представлены в суд на обозрение, в связи, с чем после их обозрения данные документы возвращены представителю предпринимателя в зале судебного заседания.
Представитель антимонопольного органа отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители администрации и Управление транспорта возражают против доводов апелляционной жалобы, просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов и на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 22.09.2020 на официальном сайте администрации города Хабаровска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.khabarovskadm.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства на осуществление регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по маршрутам, конкурсная документация; на конкурс выставлены автобусные маршруты N 10, 40, 73, включенные в состав лота N 1.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок организатором конкурса установлено максимальное количество транспортных средств на маршруте N 10 - 20 единиц, на маршруте N 40 - 20 единиц, на маршруте N 73 - 15 единиц; максимальное количество транспортных средств, предусмотренное для осуществления перевозок на указанных маршрутах по лоту N 1, составляет 55 единиц.
Срок подачи заявок - с 23.09.2020 по 13.10.2020; дата вскрытия конвертов- 14.10.2020; рассмотрение заявок и подведение итогов - 12.11.2020.
В соответствии с конкурсной документацией, в случае готовности победителя открытого конкурса подтвердить наличие транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, победитель не позднее 20.01.2021 направляет в Управление соответствующее заявление (пункт 1 конкурсной документации); на участие в конкурсе поступило 6 заявок, одна из которых отозвана.
ИП Никитина И.Р. при анализе образованного лота N 1 посчитала, что он был сформирован с нарушениями Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), а именно, ч. 1 ст. 17, в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В этой связи 05.10.2020 ИП Никитиной И.Р. подана жалоба в антимонопольный орган на действия организатора конкурса.
Решением комиссии антимонопольного органа от 23.10.2020 по делу N 8-01/343 (027/01/18.1-1413/2020) жалоба ИП Никитиной И.Р. на действия Управления промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (от 22.09.2020 по лоту N 1) признана необоснованной.
Полагая, что такое решение комиссии антимонопольного органа незаконно и нарушает права предпринимателя в осуществлении предпринимательской деятельности, ИП Никитина И.Р. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Федеральный закон N 223-ФЗ).
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием (пункт 1 части 4 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Предмет конкурса, порядок проведения конкурса, требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурса регламентируются статьями 21, 22, 23, 24 Федерального закона N 220-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (часть 2 статьи 21 Федерального закона N 220-ФЗ).
В извещении о проведении открытого конкурса указываются, в том числе предмет открытого конкурса (пункт 2 части 2 статьи 22 Федерального закона N 220-ФЗ).
Извещение о проведении открытого конкурса может включать в себя иные предусмотренные законом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом не указанные в части 2 настоящей статьи сведения (часть 3 статьи 22 Федерального закона N 220-ФЗ).
К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям, в том числе принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (пункт 2 часть 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ).
Порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией (часть 11 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ).
Таким образом, из анализа положений Федерального законом N 220-ФЗ не усматривается запрет на объединение в один лот нескольких муниципальных маршрутов, действующих в пределах одного муниципального образования.
Постановлением администрации города Хабаровска от 16.03.2016 N 771 утвержден порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - Порядок), в силу пункта 1.3 которого предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям статьи 23 Федерального закона N 223-ФЗ (пункт 1.4 Порядка).
Извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном организатором открытого конкурса (пункт 1.5 Порядка).
Для участия в открытом конкурсе юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества представляется заявка на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 1 к данному порядку, при этом в заявке указывается информация о транспортных средствах, количество которых определяется конкурсной документацией (пункт 2.1 Порядка).
Участники открытого конкурса вправе подать не более одной заявки в отношении маршрута (-ов), включенного (-ых) в состав одного лота; каждый участник открытого конкурса может подать заявку по одному или нескольким маршрутам; при участии в открытом конкурсе по нескольким лотам заявка представляется по каждому лоту отдельно в отдельном конверте (пункт 2.6 Порядка).
По материалам дела судом установлено, что 22.09.2020 на официальном сайте администрации города Хабаровска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.khabarovskadm.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства на осуществление регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по маршрутам, конкурсная документация; на конкурс выставлены автобусные маршруты N 10, 40, 73, включенные в состав лота N 1.
В соответствии с конкурсной документацией, в случае готовности победителя открытого конкурса подтвердить наличие транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, победитель не позднее 20.01.2021 направляет в Управление соответствующее заявление (пункт 1 конкурсной документации); на участие в конкурсе поступило 6 заявок, одна из которых отозвана.
Как правильно определено судом, поскольку на дату подачи заявок подтверждать наличие транспортных средств не требуется, такое подтверждение необходимо представить в срок до 20.01.2021, то у претендента на участие в конкурсе имеется достаточное время для принятия мер по приобретению на любом праве транспортных средств.
Довод заявителя об отсутствии возможности выполнить условия конкурсной документации и приобрести необходимое количество транспортных средств, ввиду объединения нескольких маршрутов в единый лот, правомерно не принят судом, поскольку положения Федерального закона N 220-ФЗ, Порядка N 771 не содержат требований к порядку формирования лотов, а также не содержат запрета на объединение в один лот 2-х и более маршрутов.
При этом на участие в конкурсе по данному лоту подано 6 заявок, что свидетельствует также об отсутствии ограничений для участия в данном конкурсе для иных перевозчиков.
Довод заявителя об игнорировании антимонопольным органом письма ФАС России от 02.10.2020 N ИА/85875/20 "По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ", аналогичный доводу апелляционной жалобы, также обосновано, не принят судом, поскольку основан на ошибочном толковании разъяснений ФАС России.
Как верно указал суд, согласно преамбуле письма от 02.10.2020, изложенная в нем информация подготовлена с целью разъяснений вопросов, связанных с определением критериев формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ, а также в целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). При этом все дальнейшие положения указанного письма рассматривают вопросы определения максимального количества лотов и максимального размера обеспечения исполнения контрактов исключительно в рамках Федерального закона N 44-ФЗ.
В данном контексте следует учесть, что Федеральный закон N 220-ФЗ устанавливает два вида регулярных перевозок: по регулируемым тарифам, осуществление перевозок по которым обеспечивается посредством заключения контрактов в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ; по нерегулируемым тарифам, осуществление перевозок по которым обеспечивается посредством проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок.
Таким образом, указанные в письме ФАС России от 02.10.2020 разъяснения необходимо применять системно и соответственно взаимосвязи отдельных положений Федерального закона N 220-ФЗ, в части регулирования отношений по организации перевозок по регулируемым тарифам, с положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
То есть, разъяснения, указанные в письме ФАС России от 02.10.2020, применимы исключительно к правоотношениям, связанным с организацией перевозок по регулируемым тарифам, и заключением соответствующих контрактов в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и Федеральным законом N 220-ФЗ в их взаимосвязи.
Таким образом, разъяснения ФАС России, изложенные в письме от 02.10.2020, не могут применяться к конкурсным процедурам отбора перевозчиков по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы же заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная 19.04.2021 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 150 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 марта 2021 года по делу N А73-869/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Никитиной Ирине Романовне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 150 руб., как излишне уплаченную согласно чека-ордера ПАО "Сбербанк" от 19.04.2021. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-869/2021
Истец: ИП Никитина Ирина Романовна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Хабаровское УФАС России
Третье лицо: Администрация г.Хабаровска, Управление промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска, Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю