г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А21-7441/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенкова И.В.
судей Зайцева Е.К., Семиглазов В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лиозко В.И.
при участии: согласно протоколу судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5577/2021) общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западное Направление" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2020 по делу А21- 7441/2019 (судья Пахомова Т.В.), принятое по иску Администрации МО "Славский городской округ" к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западное Направление"
3-и лица: 1) МБУ "Центр капитального строительства и ремонта"; 2) окружной совет депутатов МО "Славский городской округ" Калининградской области
об обязании, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Славский городской округ" (далее - Администрация МО "СГО") обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке 49 АПК РФ, к ООО "Северо-Западное Направление" об обязании устранить выявленные недостатки работ по контракту N 64/2018 от 24.12.2018 и взыскании 11 204,66 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены МБУ "Центр капитального строительства и ремонта", окружной совет депутатов МО "Славский городской округ" Калининградской области.
ООО "Северо-Западное Направление" в порядке ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявило истцу встречный иск о взыскании с Администрации муниципального образования "Славский городской округ" 369 353 руб. задолженности за выполненные работы, 29 031.15 руб. пени за период с 07.02.2019 по 05.03.2020.
Решением суда от 28.12.2020 первоначальные исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ООО "Северо-Западное Направление" в течение месяца с даты вступления в законную силу судебного актк устранить выявленные недостатки в выполненных по Муниципальному контракту N 64/2018 работах, а именно: заменить плитку "Крест" (серая) с перекладкой всего покрытия в объеме 252,0726 м2; заменить поврежденные плитки с шириной раскрытия трещин, превышающих 0,05 мм., в количестве 12 штук; заменить поврежденные плитки с дефектами качества поверхности и внешнего вида, превышающими по размерам и количеству нормативные требования в количестве 30 штук; заменить плитку с неровной подрезкой тротуарной плитки при примыкании к бортовым камням и отмостке здания Дома культуры, имеющих зазоры свыше 10 мм, в количестве 8 штук; переложить тротуарную плитку с устранением превышений, где при обследовании просветов между тротуарной плиткой и рейкой, вертикальные смещения в швах между плитками достигают 9 мм, в объеме 60 м2; переложить плитку с устранением неровностей, где крышка люка колодца ГТС расположена ниже обрамляющих ее тротуарных плит на 12 мм., в объеме 4 м2; переложить плитку с устранением неровностей, где примыкание тротуарной плитки к пандусу входа в Дом культуры выполнено неровно, образуя перепад по высоте, в объеме 1 м2; переложить плитку по подготовленному основанию, на поврежденном участке покрытия из тротуарных плиток, расположенный на повороте с ул. Садовой на ул. Советскую, в объеме 0,3 м2; заполнить швы песком на имеющихся отдельных участках с незаполненными швами между плитками, в объеме 5 м.пог.; переустановить бортовые камни, где в линии установки бортовых камней со стороны бокового северо-восточного фасада здания Дома культуры имеются отклонения 10 мм, в количестве 6 штук.
Кроме того, с ООО "Северо-Западное Направление" в пользу Администрации муниципального образования "Славский городской округ" взыскано 11 204,66 руб. штрафа, 96 000 руб. в возмещение расходов по судебной экспертизе.
В удовлетворении остальной части требований Администрации муниципального образования "Славский городской округ" отказано.
В удовлетворении встречных исковых требований ООО "Северо-Западное Направление" также отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Северо-Западное Направление" просит решение отменить в части обязания ответчика заменить плитку "Крест" (серая) с перекладкой всего покрытия в объеме 252, 0726 м.2, а также в части в удовлетворении встречного иска о взыскании с администрации МО "Славянский городской округ" стоимости выполненных по контракту работ в сумме 369 353 руб., пени -29 031 руб. 15 коп. за период с 07.02.2018 по 05.03.2020. В этой части принять новый судебный акт об отказе в иске и об удовлетворении встречного иска.
Из материалов дела следует, что 24.12.2018 между администрацией муниципального образования "Славский городской округ" (заказчик), ООО "Северо-Западное Направление" (подрядчик) и МБУ "Центр капитального строительства и ремонта (технический заказчик) заключен Муниципальный контракт N 64/2018 (далее - Контракт) на выполнение работ по объекту "Ремонт тротуара у здания Дома культуры, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Славск, ул. Советская, д. 23".
Согласно условиям Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению Работ по объекту в соответствии с проектной, сметной документацией (далее - Документация), Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) и действующими на территории РФ нормативными правовыми актами, строительными нормами и правилами.
Окончание выполнения работ не более 10 календарных дней с даты заключения контракта.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта даты указанные в пункте 2.2 настоящего Контракта, являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ.
Пунктом 4.3. контракта определено, что подрядчик выполняет Работы в строгом соответствии со сметной документацией, которой определяется объем и порядок выполнения Работ, требованиями действующих на территории РФ ГОСТов и СП, условиями настоящего Контракта.
При приемке работ, выполненных Обществом на данном объекте, выявлены недостатки и замечания к произведенным работам, а именно: основание не уплотнено, поверхность плитки имеет волнообразную форму, тротуарная плитка имеет дефекты. Кроме того, в нарушение условий контракта, подрядчиком произведена замена тротуарной плитки, без предварительного согласования с заказчиком.
В соответствии с п. 4.1. контракта работы, выполненные Подрядчиком с отклонениями от условий Контракта и приложений к нему, оформляются актом между Подрядчиком, Техническим заказчиком и Заказчиком и не подлежат оплате до устранения Подрядчиком выявленных недостатков.
Согласно п 6.4. контракта Заказчик/Технический заказчик вправе отказаться от приемки выполненных Работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают эксплуатацию результата Работ и не могут быть устранены Подрядчиком.
Кроме того, 04.04.2019 в администрацию МО "Славский городской округ" поступило уведомление МБУ "ЦКСР", осуществляющего технический контроль, о несоответствии типа уложенной тротуарной плитки указанной в смете, что влияет на расценку работ по устройству покрытия тротуарной плитки. Письмом МБУ "ЦКСР" от 11.04.2019, подрядчик повторно был информирован о выявленных недостатках и необходимости своевременного их устранения.
Действий во исполнение условий муниципального контракта от ООО "СевЗапНаправление" не последовало.
Все претензии, направленные в адрес подрядчика, оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с требованиями об устранении замечаний в выполненных работах, о взыскании 11 204,66 руб. штрафа.
Общество заявило встречный иск о взыскании стоимости выполненных работ по контракту в сумме 369 353 руб., пени в сумме 29 031,15 руб. за период с 07.02.2019 по 05.03.2020.
Решением суда от 28.12.2020 первоначальные исковые требования удовлетворены частично, суд обязал "Северо-Западное Направление" в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда устранить выявленные недостатки в выполненных по Муниципальному контракту N 64/2018 работах, а именно: заменить плитку "Крест" (серая) с перекладкой всего покрытия в объеме 252,0726 м2; заменить поврежденные плитки с шириной раскрытия трещин, превышающих 0,05 мм., в количестве 12 штук; заменить поврежденные плитки с дефектами качества поверхности и внешнего вида, превышающими по размерам и количеству нормативные требования в количестве 30 штук; заменить плитку с неровной подрезкой тротуарной плитки при примыкании к бортовым камням и отмостке здания Дома культуры, имеющих зазоры свыше 10 мм, в количестве 8 штук; переложить тротуарную плитку с устранением превышений, где при обследовании просветов между тротуарной плиткой и рейкой, вертикальные смещения в швах между плитками достигают 9 мм, в объеме 60 м2; переложить плитку с устранением неровностей, где крышка люка колодца ГТС расположена ниже обрамляющих ее тротуарных плит на 12 мм., в объеме 4 м2; переложить плитку с устранением неровностей, где примыкание тротуарной плитки к пандусу входа в Дом культуры выполнено неровно, образуя перепад по высоте, в объеме 1 м2; переложить плитку по подготовленному основанию, на поврежденном участке покрытия из тротуарных плиток, расположенный на повороте с ул. Садовой на ул. Советскую, в объеме 0,3 м2; заполнить швы песком на имеющихся отдельных участках с незаполненными швами между плитками, в объеме 5 м.пог.; переустановить бортовые камни, где в линии установки бортовых камней со стороны бокового северо-восточного фасада здания Дома культуры имеются отклонения 10 мм, в количестве 6 штук.
Кроме того, с ООО "Северо-Западное Направление" в пользу Администрации муниципального образования "Славский городской округ" взыскано 11 204,66 руб. штрафа, 96 000 руб. в возмещение расходов по судебной экспертизе.
В удовлетворении остальной части требований Администрации муниципального образования "Славский городской округ" отказано.
В удовлетворении встречных исковых требований ООО "Северо-Западное Направление" также отказано.
Оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выводы обжалуемого судебного акта, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В пункте 1 статьи 721 Гражданского кодекса РФ установлено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 723 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, заказчик вправе потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
В пункте 1 статьи 754 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства.
Подрядчик вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков. В этом случае заказчик обязан возвратить ранее переданный ему результат работы подрядчику, если по характеру работы такой возврат возможен.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, определяется арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факты заключения между сторонами контракта, выполнения ответчиком работ на спорном объекте, выявления недостатков указанных работ, подтверждаются материалами дела, в том числе проведенной по делу судебной экспертизой.
С целью проверки качества выполненных работ в период гарантийного срока по делу судом первой инстанции в порядке 82 АПК РФ назначена судебная экспертиза, согласно выводам эксперта N ЗЭ-20.131 Качество тротуарной плитки, уложенной при выполнении работ по объекту: ремонт тротуара в соответствии с требованиями, установленными к качеству тротуарной плитки строительными нормами и правилами, другими нормативно-правовыми актами, условиями Муниципального контракта N 64/2018 от 24.12.2018 характеризуются следующим: тротуарная плитка "Круг" (красная) - в целом соответствует требованиям, установленным к качеству тротуарной плитки строительными нормами и правилами, другими нормативно-правовыми актами, условиями Муниципального контракта N 64/2018 от 24.12.2018 г., за исключением 4 штук с наличием трещин шириной раскрытия более 0,05 мм и 13 штук с наличием дефектов лицевой поверхности, превышающих установленные нормативные показатели. Тротуарная плитка "Крест" (серая) - по результатам испытаний отобранных образцов, проведенных в Экспертно-строительной лабораторией ООО "Поставка+", не соответствует требованиям ГОСТ 17608-2017 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" и условиям Муниципального контракта N 64/2018 от 24.12.2018 г. по заявленной прочности бетона класса В22,5 (М300) и морозостойкости F200.
В качестве выполненных работ по ремонту тротуара имеются следующие недостатки: в линии установки бортовых камней со стороны бокового северо-восточного фасада здания Дома культуры имеются отклонения до 10 мм; замеренные при обследовании просветы между тротуарной плиткой и рейкой, вертикальные смещения в швах между плитками достигают 9 мм; имеются отдельные участки с незаполненными швами между плитками; крышка люка колодца ГТС расположена ниже обрамляющих ее тротуарных плит на 12 мм; примыкание тротуарной плитки к пандусу входа в Дом культуры выполнено неровно, образуя перепад по высоте; подрезка тротуарной плитки при примыкании к бортовым камням и отмостке здания Дома культуры выполнена не ровно, имеются зазоры свыше 10 мм.
Кроме того, для отделения тротуара от проезжей части ул. Садовой использованы бортовые камни марки БР 100.20.8, не предназначенные для этого использования. Использование бортовых камней несоответствующей марки повлекло повреждение участка покрытия из тротуарных плиток, расположенного на повороте с ул. Садовой на ул. Советскую.
Использование бортовых камней марки БР 100.20.8 для отделения тротуара от проезжей части ул. Садовой, является недостатком локальной сметы объекта Муниципального контракта N 64/2018 от 24.12.2018. Бортовые камни этой марки не предназначены для использования в этих целях. Как следствие, произошло разрушение бортового камня марки БР 100.20.8 и примыкающего к нему участка покрытия из тротуарных плиток, расположенных на повороте с ул. Садовой на ул. Советскую.
Остальные имеющиеся недостатки в выполненных, согласно сметной документации, строительных работах по ремонту тротуара у здания Дома культуры, являются следствием нарушения подрядчиком технологии выполнения работ.
По результатам проведенного обследования покрытия тротуара у здания Дома культуры и выполненных лабораторных испытаний образцов тротуарной плитки, экспертом установлены объемы выявленных недостатков и определены способы их устранению. Ведомость объемов выявленных недостатков с определением способов их устранения представлена в таблице 3 заключения.
Стоимость работ по устранению недостатков в текущих ценах на 2-й квартал 2016 г. составляет 522 799 рублей. Локальный сметный расчет по устранению выявленных недостатков предоставлен в Приложении 3 к заключению.
Исходя из проверенных объемов выполненных работ и примененных при этом материалов, экспертом было установлено завышение объемов работ по позициям 10, 13, 18, 19 Акта. Завышение объемов работ привело к завышению стоимости работ по Акту.
В результате общее завышение стоимости фактически выполненных работ и стоимости примененных материалов по Акту составило 3 326,63 руб.
Результаты судебной экспертизы исключили в качестве причин выявленных недостатков работ нормальный износ объекта, неправильную эксплуатацию объекта; наличие механических повреждений объекта.
Ответчик доказательств устранения дефектов в материалы дела не представил, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования и обязал ответчика исполнить обязательства по контракту.
У суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска, в отсутствие доказательств исполнения ответчиком обязательств по контракту.
Истцом представлены доказательства, подтверждающие факт выявления недостатков в выполненных подрядчиком работах, доказательств, подтверждающих, ответчиком не представлено доказательств, что недостатки возникли не по вине подрядчика, не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Кроме того, в соответствии с п. 8.1 контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Пунктом 8.7. контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
В соответствии с п. 3.1. контракта цена составляет: 373 488 ( рублей, 62 копеек (НДС не предусмотрен).
Подрядчику по муниципальному контракту истцом начислен штраф за ненадлежащее выполнение работ, предусмотренных муниципальным контрактом, в размере 11 204 руб. 66 коп. Штрафные санкции обусловлены неисполнением со стороны Общества устранений выявленных замечаний, исковые требования Администрации обусловлены именно бездействием Общества по устранению замечаний на объекте.
Доводы жалобы апелляционным судом отклонены, поскольку согласно заключению эксперта тротуарная плитка "Крест" (серая) не соответствует требованиям ГОСТ 17608-2017 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" и условиям Муниципального контракта N 64/2018 от 24.12.2018 по заявленной прочности бетона класса В22,5 (М300) и морозостойкости F200, в связи с чем подлежит замене в полном объеме.
В удовлетворении встречного иска правомерно отказано.
Отказ Администрации в приемке работ является правомерным в силу ст.753 ГК РФ. Как установлено экспертным заключением, в выполненных Обществом работах выявлены существенные недостатки, которые не позволяют использовать результат по назначению.
Стоимость устранения выявленных недостатков в выполненных Обществом работах, превышает стоимость работ, заявленную к оплате по встречному иску. Оснований для удовлетворения встречного иска о взыскании 369 353 руб. задолженности, 29 031,15 руб. пени за период с 07.02.2019 по 05.03.2020 не имеется, поскольку некачественно выполненные работы не подлежат оплате.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 (ч.5), 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2020 по делу N А21-7441/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7441/2019
Истец: Администрация МО "Славский городской округ"
Ответчик: ООО "Северо-Западное Направление"
Третье лицо: МБУ "Центр капитального строительства и ремонта", Окружной совет депутатов МО "Славский городской округ" Калининградской области