г. Вологда |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А05-1366/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 марта 2021 года по делу N А05-1366/2021,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (адрес: 160034, город Вологда, улица Возрождения, дом 31, помещение 311; ИНН 3525065660, ОГРН 1023500871712; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (адрес: 163069, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; ИНН 2901131228, ОГРН 1042900050566; далее - Управление) с требованиями: признать недействительным решения о приостановлении государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на земельный участок, кадастровым номером 29:16:200501:1155, изложенное в уведомлении Управления от 01.12.2020 N КУВД-001/2020-24971533/1; признать недействительным решение об отказе в государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на земельный участок, кадастровым номером 29:16:200501:1155, изложенное в уведомлении Управления от 02.03.2021 N КУВД-001/2020-24971533/2; возложить на Управление обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, кадастровым номером 29:16:200501:1155.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) (адрес: 129085, Москва, улица Бочкова, дом 4; ИНН 7717103267, ОГРН 1047796331494; далее - Агентство), общество с ограниченной ответственностью "КомСервис" (адрес: 163032, Архангельская область, Приморский район, поселок Луговой; ИНН 2921009040, ОГРН 1052930009692; далее - Общество).
Решением суда от 26.03.2021 заявление удовлетворено.
Управление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции неправильно применил статьи 14, 17, 21, 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Закон не предусматривает прекращение права собственности правообладателя одновременно со снятием с государственного кадастрового учета исходного земельного участка при изъятии его части для государственных нужд. Орган регистрации прав не наделен правом самостоятельно, без личного заявления собственника исходного земельного участка, прекратить его права на участок и снять его государственного кадастрового учета. Общество не оплатило государственную пошлину за государственную регистрацию права собственности за земельный участок, кадастровым номером 29:16:200501:1156. Учреждение представило не весь пакет документов для государственной регистрации прав.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Учреждение, являясь владельцем автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск, подъезд к городу Северодвинск, км 0+000 - км 35+000, осуществляет реализацию проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск, подъезд к городу Северодвинск на участке км 0+700 - км 13+000, Архангельская область".
В целях обеспечения реализации проекта Агентство на основании изданного им распоряжения от 27.03.2019 N 692-р приняло решение об изъятии для государственных нужд земельного участка, кадастровым номером 29:16:200501:1155, находящегося по адресу: Российская Федерация, Архангельская область, район Приморский, муниципальное образование "Заостровское", принадлежащего на праве собственности Обществу.
Учреждение и Общество заключили соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд в собственность Российской Федерации от 11.11.2020 N 26/20. Согласно данному соглашению изъятию подлежит земельный участок площадью 1978 кв.м, кадастровым номером 29:16:200501:1155, образуемый путем раздела земельного участка с кадастровым номером 29:16:200501:280.
Учреждение 20.11.2020 обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации прав на указанный земельный участок на основании соглашения N 26/20.
Уведомлением от 01.12.2020 N КУВД-001/2020-24971533/1 Управление приостановило до 01.03.2021 государственную регистрацию прав на земельный участок. Причиной приостановки послужило то, что в орган регистрации прав не представлено заявление собственника земельного участка с кадастровым номером 29:16:200501:280 о прекращении права собственности и снятии его с государственного кадастрового учета, а также заявление о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:200501:1156.
В связи с истечением срока приостановления и не устранением причины, препятствующей осуществлению государственной регистрации прав, Управление приняло решение об отказе в государственной регистрации прав, оформленное уведомление от 02.03.2021 N КУВД-001/2020-24971533/2. В данном решении содержалась причина отказа, что и в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав.
Не согласившись с указанными решениями, считая, что Учреждение в полном объеме выполнило требования Закона N 218-ФЗ, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке. Основанием для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (подпункт 2 части 2 статьи 14 Закона N 218).
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прав на изъятый земельный участок является либо заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Пунктом 1 статьи 60 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прав на изъятый для государственных или муниципальных нужд земельный участок является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 60 Закона N 218-ФЗ одновременно с документом, указанным в части 1 данной статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное. Частью 3 статьи 60 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела видно, что по сведениям реестра из земельного участка, кадастровым номером 29:16:200501:280, принадлежащего Обществу, образовано два земельных участка, кадастровыми номерами 29:16:200501:1155 и 29:16:200501:1156 в целях изъятия земельного участка, кадастровым номером 29:16:200501:1155 для государственных нужд.
В силу пункта 1 статьи 11.8 ЗК РФ возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 ЗК РФ. Согласно пункту 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку земельный участок, кадастровым номером 29:16:200501:280, разделен, у Общества с учетом приведенных норм права возникло право собственности и на образованный в результате раздела земельный участок, кадастровым номером 29:16:200501:1156.
Часть 10 статьи 60 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Как правомерно указал суд первой инстанции, закон не содержит правила, согласно которому лицу, обратившемуся за государственной регистрацией права собственности на земельный участок, изъятый для государственных нужд в собственность Российской Федерации, необходимо представить, помимо документов, предусмотренных частями 1-3 статьи 60 Закона N 218-ФЗ (соглашения об изъятии недвижимости, документов о подтверждении возмещения за изымаемый земельный участок и заявления о государственной регистрации), иные документы. Часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ запрещает истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ требованиям принятых в соответствии с этим законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
При этом суд первой инстанции установил, что Управление в оспариваемом уведомлении не сослалось на несоответствие представленных заявителем документов положениям статьи 21 Закона N 218-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что приостанавливая государственную регистрацию по причине непредставления на регистрацию Обществом заявления о снятии с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности в отношении исходного земельного участка, а также заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровым номером 29:16:200501:1156, Управление вынуждает заявителя осуществлять действия, которые могут быть совершены только иным лицом, а не Учреждением. Поскольку ни положениями Закона N 218-ФЗ, ни иными законодательными или нормативными правовыми актами такой порядок не предусмотрен, решение Управления о приостановлении государственной регистрации прав собственности на земельный участок не соответствует требованиям Закона N 218-ФЗ, нормам ГК РФ и ЗК РФ, нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, создает препятствия для осуществления экономической деятельности.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось. Заявление удовлетворено правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 марта 2021 года по делу N А05-1366/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1366/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: ООО "КомСервис", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО