г. Москва |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А40-188049/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2021 г. по делу N А40-188049/20,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Владимирова Е.А. по доверенности от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель, ДГИ, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, Управление) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 10.08.2020 г. N 77-0-1-88/3007/2020-1912/1 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности объекта недвижимости с кадастровым номером 77:00:0000000:69406, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 31-ый км, д.вл.8, стр.1., решения, изложенного в уведомлении от 10.08.2020 г. N 77/017/255/2020-7997/1 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0009005:1043, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 31-й км, вл. 8., решения, изложенного в уведомлении от 10.08.2020 г. N 77/017/255/2020-8002/1 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0009005:1044, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД 31-й км, вл. 8, стр. 2, решения, изложенного в уведомлении от 10.08.2020 г. N 77/017/255/2020-7931/1 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0010009:1102, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД 26-й км, вл. 6., обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности города Москвы на объект недвижимости с кадастровым номером 77:00:0000000:69406, расположенный по адресу: г. Москва, МКАД, 31-ый км, вл.8, стр.1., обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности города Москвы на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0009005:1043, расположенный по адресу: г. Москва, МКАД, 31-й км, вл. 8, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности города Москвы на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0009005:1044, расположенный по адресу: г. Москва, МКАД 31-й км, вл. 8, стр. 2., обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности города Москвы на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0010009:1102, расположенный по адресу: г.Москва,МКАД 26-й км, вл. 6.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2021 г. заявление ДГИ удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Департамент, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и прекращении прав собственности города Москвы в отношении объектов недвижимости:
1.г. Москва, МКАД, 31-ый км, д.вл.8, стр.1 с кадастровым номером 77:00:0000000:69406;
2. г. Москва, МКАД, 31-й км, вл. 8 с кадастровым номером 77:05:0009005:1043;
3. г. Москва. МКАД 31-й км, вл. 8, стр. 2 с кадастровым номером 77:05:0009005:1044;
4. г. Москва, МКАД 26-й км, вл. 6 с кадастровым номером 77:05:0010009:1102.
Управление Росреестра по Москве уведомлениями от 10.08.2020N N 77-0-1-88/3007/2020-1912/1, 77/017/255/2020-7997/1, 77/017/255/2020-8002/1, 77/017/255/2020-7931/1 сообщило об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Причиной отказа указано непредставление документов, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимости - акта обследования кадастрового инженера в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Удовлетворяя заявление Департамента, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления учетно-регистрационных действий в адрес Управления Росреестра по Москве были направлены заявления о прекращении прав и снятии с кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости с приложением подписанных актов о сносе (заявления от 21.04.2020 N N 77-0-1-88/3007/2020JL912-77/017/255/2020-7997, 77/017/255/2020-8002, 77/017/255/2020-7931).
Указанные объекты недвижимости были изъяты для государственных нужд в рамках Федерального закона от 04.05.2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Право собственности города Москвы в отношении указанных объектов недвижимости зарегистрировано в установленном порядке.
Учитывая факт изъятия объектов для государственных нужд - для целей строительство объектов регионального значения, к отношениям по снятию таких объектов с кадастрового учета подлежит применению специальное законодательство.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11. 13 и 14 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федеральною значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ).
В целях снятия указанных объектов недвижимости с кадастрового учета и прекращения права собственности г. Москвы Управлением 08.05.2020 г. были представлены соответствующие заявления в адрес Управления Росреестра по Москве с приложением подписанных актов о сносе ранее изъятых объектов.
Однако учетно-регисграционные действия по данным заявлениям были приостановлены по решению государственного регистратора в связи с отсутствием в материалах реестровых дел акта обследования объектов недвижимости.
Пунктами 20, 21 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ установлено, что внесение в ЕГРН сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества осуществляется на основании акта о прекращении существования таких объектов, подписанного организацией, осуществляющей снос указанных объектов, с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества; при снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.
В соответствии с частью 20 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ в течение десяти дней после выполнения работ по сносу объектов недвижимого имущества, указанных в части 19 настоящей статьи, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией. При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.
В соответствии с частью 21 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (орган регистрации прав), сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях подтверждения факта сноса изъятых объектов недвижимости в соответствии с частью 21 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ к заявлениям были приложены Акты о прекращении существования объектов недвижимого имущества (приложение).
В рамках распоряжений Департамента городского имущества города Москвы от 17.05.2016 г. N 12089 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей реконструкции МКАД: Участок от Каширского шоссе до Варшавского шоссе, включая транспортную развязку с ул. Липецкой (Южный административный округ города Москвы)", от 22.05.2019 N 19048 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" осуществлено изъятие и снос объектов недвижимости:
- сооружения (комплекс АЗС) с кадастровым номером 77:00:0000000:69406. расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 31-ый км, д.вл.8, стр.1;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0009005:1043, площадью 624 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 31-й км, вл. 8;
нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0009005:1044, площадью 134,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД 31-й км, вл. 8, стр. 2;
нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0010009:1102, площадью 320,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва. МКАД 26-й км, вл. 6.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Закон N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
При этом согласно пункту 5 статьи 21 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Управление Росрсестра но Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального законодательства, в том числе: Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ N "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Федерального закона 13.07.2015 г. N 218-ФЗ, Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для неприменения положений специального законодательства.
Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления регистрационных действий.
Таким образом, правовые основания для отказа в снятии с кадастрового учета указанных объектов и прекращения прав собственности города Москвы отсутствуют.
С учетом изложенного, оспариваемые решения Управления Росреестра по Москве, изложенные в уведомлениях от 10.08.2020 N 77-0-1-88/3007/2020-1912/1, от 10.08.2020 N 77/017/255/2020-7997/1, от 10.08.2020 N 77/017/255/2020-8002/1, от 10.08.2020 N 77/017/255/2020-7931/1 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объектов недвижимости нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд обязал Управление Росреестра по Москве устранить нарушение прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения, путём осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объектов недвижимости с кадастровым номером 77:00:0000000:69406, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 31-ый км, д.вл.8, стр.1., с кадастровым номером 77:05:0009005:1043, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 31-й км, вл. 8, с кадастровым номером 77:05:0009005:1044, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД 31-й км, вл. 8, стр. 2, с кадастровым номером 77:05:0010009:1102, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД 26-й км, вл. 6.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявления Департамента.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.03.2021 по делу N А40-188049/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-188049/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ