г. Самара |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А72-92/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Некрасовой Е.Н., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Администрации муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 марта 2021 года по делу N А72-92/2021 (судья Коннова О.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг-Н" (ОГРН 1117325005500), город Ульяновск,
к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области (ОГРН 1047300810424), город Новоульяновск Ульяновской области,
с участием третьих лиц:
муниципального учреждения комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск" (ОГРН 1047300811051), город Новоульяновск Ульяновской области,
общества с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" (ОГРН 1137327001085), город Ульяновск,
о признании незаконными отказов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг-Н" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области (далее - ответчик, администрация), с привлечением третьих лиц Муниципального учреждения комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск" (далее - комитет), ООО "Объединенные электрические сети", о признании незаконными решений администрации, изложенных в письмах N 3973 и N 3974 от 14 октября 2020 года об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ., а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, ул. Колхозная - ул. Карла Маркса с кадастровым номером 73:19:112203:ЗУ1, площадью 130 кв.м., на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, ул. Колхозная, западнее д. 28 с кадастровым номером 73:19:112203:ЗУ1, площадью 9 кв.м., просило обязать администрацию в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу выдать такие разрешения.
Решением суда от 26.03.2021 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Администрация, не согласившись с указанным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество в адрес администрации направило заявления от 05.10.2020 г. о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, либо земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, ул. Колхозная - ул. Карла Маркса с кадастровым номером 73:19:112203:ЗУ1, площадью 130 кв.м. (для линии электропередачи), на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, ул. Колхозная, западнее д. 28 с кадастровым номером 73:19:112203:ЗУ1, площадью 9 кв.м. (для трансформаторной подстанции).
Письмами N 3973и N 3974 от 14.10.2020 г. администрация отказала обществу в выдаче разрешения на использование испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что в представленном заявлении указана цель использования земель, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов.
Общество, посчитав действия администрации противоречащими законодательству и нарушающими права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.
В силу п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, согласно п. 5 которого к таким видам отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, п. 15 ст. 4 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 г. N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 г. N 682-П утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством РФ, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением:
1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территории муниципального образования "город Ульяновск", - в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, осуществляющие управление и распоряжение такими земельными участками;
2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, указанных в п.п. 1 настоящего пункта), - в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению такими земельными участками.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, и документы, которые должны быть к нему приложены, перечислены в п. 4 и 5 Порядка.
Основания для отказа в использовании земель или земельных участков перечислены в п. 13 Порядка:
1) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации Объектов;
2) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящих Порядка и условий;
3) размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
4) испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 39.36 ЗК РФ;
5) выдача разрешения приведет к использованию земель или земельных участков в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.);
6) в отношении земли или земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, уполномоченным органом принято решение об использовании земель или земельных участков, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
7) отсутствие Объекта в Схеме в случае, если в соответствии с настоящими Порядком и условиями размещение Объекта осуществляется в соответствии с такой Схемой.
Перечень оснований отказа в использовании земельных участков является исчерпывающим.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона N 35-ФЗ общество является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
В обязанности территориальной сетевой организации входит, в том числе ремонт, строительство и модернизация электросетевого хозяйства.
Судом правильно установлено, что общество обратилось в администрацию с заявлениями о выдаче разрешения на использование земельного участка в пределах г. Новоульяновска с. Криуши для осуществления строительства новой трансформаторной подстанции и линии электропередачи взамен аварийно эксплуатируемой старой трансформаторной подстанции.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что электросетевое хозяйство муниципального образования "Город Новоульяновск" с 2013 г. находится в непрерывном пользовании ООО "ОЭС", при этом электросетевое хозяйство в с. Криуши, с. Липки, п. Меловой передано в субаренду ООО "ЭнергоХолдинг-Н".
Согласно действующему в настоящее время договору субаренды N 3/18-06 от 07.09.2018 г. общество как субарендатор имущества обязано оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителям МО "Город Новоульяновск" в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством РФ, Ульяновской области и МО "Город Новоульяновск" (п. 2.4.2).
При этом согласно п. 2. 4.11 указанного договора субарендатор вправе осуществить реконструкцию объектов арендованного имущества с письменного разрешения арендатора (ООО "ОЭС"), соответствующая обязанность которого вносить изменения в состав арендованного имущества, проводить его реконструкцию, переоборудование, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт только с письменного согласия арендодателя (комитета) установлена договором аренды N 9 от 01.06.2018 г.
Материалами дела подтверждается и администрацией не опровергнуто, что общество, а затем ООО "ОЭС" уведомляло арендодателя - комитет о ненадлежащем техническом состоянии КТП-1 и о необходимости реконструкции данного объекта, однако согласования на проведение капитального ремонта комитетом либо администрацией предоставлено не было.
Указывая на ненадлежащее содержание обществом арендуемого имущества, администрация доказательств таких действий (бездействия) со стороны субарендатора, как суду первой инстанции, так и апелляционному суду, не представило, как и в материалах дела не имеется каких-либо обращений или претензий администрации либо комитета в адрес сетевой организации.
Отказ в предоставлении разрешения на использование земельного участка мотивирован администрацией п.п. 1 п. 13 Порядка, согласно которому решение об отказе в использовании земель или земельных участков принимается в случае, если в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов.
Между тем в нарушение требований ст. 65 АПК РФ администрацией не представлено доказательств того, что в заявлении общества указана цель использования испрашиваемого земельного участка, не соответствующая размещению и эксплуатации трансформаторной подстанции.
Доводы администрации и комитета о том, что трансформаторная подстанция находится в работоспособном состоянии, что подтверждается паспортами готовности электросетевого комплекса к работе в осенне-зимний период, по мнению суда, не опровергают документально подтвержденную заявителем необходимость проведения капитального ремонта или замены устаревшего и работающего в аварийном режиме оборудования.
Также доводы администрации и комитета о нарушении охранной зоны водопровода размещением линии электропередачи на испрашиваемом земельном участке документально не подтверждены.
Кроме того, судом правильно учтено, что сама администрация указала, что дата постройки водопровода неизвестна,и охранная зона не оформлена.
При этом из пояснений заявителя следует, что существующая линия электропередачи к КТП-1 расположена еще ближе к водопроводу, а монтаж и установка новой линии электропередачи на испрашиваемом земельном участке будет осуществляться в соответствии с Правилами устройства электроустановок ("Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5" утверждены приказом Минэнерго России от 20.05.2003 г. N 187), согласно табл. 2.5.40 главы 2.5 которых наименьшее расстояние от воздушной линии (ВЛ до 20 кВ) до подземных сетей при пересечении, сближении и параллельном следовании от подземной части опоры до водопровода должно составлять не менее 2 м., что в данном случае будет соблюдено.
Администрацией, данные обстоятельства не опровергнуты, а иных оснований для отказа в предоставлении заявителю разрешения на использование земельных участков администрацией и комитетом не приведено.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков (п. 2 ст. 38 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии со ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судом сделан правильный вывод, что оспариваемые отказы администрации в выдаче заявителю - сетевой организации разрешения на использование земельных участков по тем основаниям, которые указаны в письмах от 14.10.2020 г. N 3973 и N 3974, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, что в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ влечет удовлетворение заявленных требований.
При вышеизложенных обстоятельствах суд первой инстанции оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем исследовании материалов дела, как требует того ч. 1 ст. 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о полном удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 марта 2021 года по делу N А72-92/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-92/2021
Истец: ООО "ЭНЕРГОХОЛДИНГ-Н"
Ответчик: "АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД НОВОУЛЬЯНОВСК" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД НОВОУЛЬЯНОВСК", ООО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"