город Томск |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А67-10165/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Логачева К. Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой М. Л. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Арсенал Л.Т.Д" (N 07АП-4070/2021(2)) на решение Арбитражного суда Томской области от 15.04.2021 по делу N А67-10165/2020 (судья Ломиворотов Л.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Арсенал Л.Т.Д" (634040, Томская область, г. Томск, ул. Высоцкого, дом 25, строение 3; ИНН 7021054602, ОГРН 1027000919000) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634041, Томская область, г. Томск, ул. Енисейская, дом 19/2) о признании незаконным и отмене постановления.
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Дранишников С. В. по дов. от 01.03.2021, диплом,
от административного органа: Окулова Л. А. по дов. от 12.01.2021, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Арсенал Л.Т.Д" (далее - ООО ПКП "Арсенал Л.Т.Д.", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - ИФНС России по г. Томску, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2020 N 70172031500047200004 о привлечении к административной ответственности.
Решением от 15.04.2021 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие вины, так как общество основываясь на положениях Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) выплатил заработную плату работнику, не сообщившему реквизиты счета в банке; ответ УМВД России по Томской области от 26.12.2019 является недопустимым доказательством; протокол об административном правонарушении от 03.12.2020 составлен ИФНС России по г. Томску в отсутствие заявителя (его представителя), уведомление о времени и месте его составления не направлялось заявителю по месту регистрации; правонарушение следует квалифицировать как малозначительное; имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с доводами жалобы не согласилась, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Инспекции - доводы отзыва.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, ООО ПКП "Арсенал-Л.Т.Д." зарегистрировано в качестве юридического лица Муниципальным учреждением "Томская регистрационная палата" 22.06.1998, регистрационный номер 16492/10255, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.12.2002 за ОГРН 1027000919000, присвоен ИНН 7021054602.
Должностными лицами ИФНС России по г. Томску на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по г. Томску Лунева Э.Г. от 09.11.2020 N 70172020002, в период с 09.11.2020 по 10.11.2020 проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ООО ПКП "Арсенал-Л.Т.Д., по результатам которой составлен акт от 10.11.2020 N 701720200046004 проверки соблюдения валютного законодательства с указанием на выявленные нарушения.
По факту выявленных нарушений 03.12.2020 должностным лицом ИФНС России по г. Томску в отношении ООО ПКП "Арсенал-Л.Т.Д." составлен протокол об административном правонарушении N 70172031500047200002 по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в котором зафиксирован факт нарушения обществом требований ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле", выразившийся в выплате из кассы общества наличными денежными средствами по трудовому договору иностранному гражданину Огай Екатерине заработной платы.
11.12.2020 И.о. заместителя начальника ИФНС России по г. Томску Семкина И.Е., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 701720315000472 по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ООО ПКП "Арсенал-Л.Т.Д.", вынесла постановление о назначении административного наказания, согласно которому ООО ПКП "Арсенал-Л.Т.Д." признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и последнему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 17 240,71 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО ПКП "Арсенал-Л.Т.Д." обратилось с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, об отсутствии оснований для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Федерального закона N 173-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи.
К валютным операциям положения подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под термин "валютная операция".
В данном случае ООО ПКП "Арсенал Л.Т.Д." является резидентом, а гражданка Огай Екатерина (Казахстан) - нерезидентом.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, предоставляемых населению.
Перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.
Следовательно, при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы, то есть осуществление обществом вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается участвующими в деле лицами, что ООО ПКП "Арсенал Л.Т.Д." произведена выплата заработной платы работнику (физическому лицу - нерезиденту) путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств на сумму 22 987,62 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером N 937 от 14.12.2018.
Согласно абзацу 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Вопреки доводам апеллянта, реализация юридическим лицом - резидентом норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм специального законодательства - Федерального закона N 173-ФЗ.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей в сфере валютного законодательства РФ и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований валютного законодательства Российской Федерации.
Поскольку факт совершения вменяемого административного правонарушения административным органом доказан и обществом не опровергнут, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в его действиях объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для исполнения требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Содержание протокола об административном правонарушении от 03.12.2020 соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 указанной статьи, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и др.
Доводу общества о существенных процессуальных нарушениях, допущенных административным органом, при производстве дела об административном правонарушении, а именно о не извещении общества надлежащем образом о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Руководствуясь нормами ст.ст. 28.2, 25.15 КоАП РФ, суд первой инстанции верно отметил, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления уведомлений налогоплательщику исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Судом установлено, что согласно извещению о получении электронного документа 10.11.2020 в 13:32 по телекоммуникационным каналам связи - ТКС по электронному адресу 1ВЕ0114278603 был получен документ ПКП "АрсеналЛ.T.Д" ООО в файле (файлах) уведомление от 10.11.2020 N 70172031500047200001 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 03.12.2020.
03.12.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 70172031500047200002. Указанный протокол и определение от 03.12.2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 11.12.2020 в 15:00, направлены обществу по ТКС и получены 04.12.2020 в 11:09, о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания обоснованными доводов общества о наличии процессуальных нарушений.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Постановление по делу об административном правонарушении от 11.12.2020 N 70172031500047200004 вынесено Инспекцией в рамках предоставленных полномочий, с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения), части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ (замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение), части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (назначение юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией соответствующей статьи или части статьи КоАП РФ).
Ссылка апеллянта на то, что ООО ПКП "Арсенал Л.Т.Д." обладает статусом субъекта малого и среднего предпринимательства, вследствие чего в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ административный штраф может быть заменен на предупреждение, подлежит отклонению.
Наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса субъекта малого или среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения не является основанием применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Нарушения валютного законодательства Российской Федерации считаются наиболее общественно опасными, что следует из установленного законодателем повышенного размера штрафа за правонарушения в названной сфере, а также более продолжительного срока давности привлечения к административной ответственности за их совершение. В данном случае вменяемое правонарушение само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере валютного законодательства.
Привлечение ООО ПКП "Арсенал Л.Т.Д." к административной ответственности с назначением штрафа в пониженном размере согласуется с его предупредительными целями (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости наказания. Таким образом, основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение отсутствуют.
Поскольку факт нарушения и вина ООО ПКП "Арсенал Л.Т.Д." подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, у суда первой инстанции не имелось,.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, вопрос о ее распределении судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 15.04.2021 по делу N А67-10165/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Арсенал Л.Т.Д" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-10165/2020
Истец: ООО Производственно-коммерческое предприятие "Арсенал - Л.Т.Д."
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Томску