г. Саратов |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А57-12644/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 15 " июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен " 16 " июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ситиматик" в лице регионального оператора Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 апреля 2021 года по делу N А57-12644/2020
по исковому заявлению акционерного общества "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Покровск" (ИНН 6449090314, ОГРН 1186451010888)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.12.2018 по 31.10.2019 в размере 1 348 388,23 руб., судебных расходов по оплате госпошлины в размере 25 916 руб.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Покровск" - Дорошенко А.А., по доверенности N б/н от 01.06.2021, представителя акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н.В., по доверенности N 35 от 09.04.2021,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", истец) (08.04.2021 переименовано в акционерное общество "Ситиматик") (далее - АО "Ситиматик") в лице регионального оператора Саратовской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Покровск" (далее - ООО "УК "Покровск", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.12.2018 по 31.10.2019 в размере 1 348 388,23 руб., судебных расходов по оплате госпошлины в размере 25 916 руб. с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 апреля 2021 года с ООО "УК "Покровск" в пользу АО "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.12.2018 по 31.10.2019 в размере 458 243,41 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
С АО "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 568 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Ситиматик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа во взыскании задолженности за услуги по вывозу ТКО в размере 890 144,76 руб. и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования АО "Управление отходами" о взыскании задолженности в размере 1 348 388,23 руб. за период с 01 декабря 2018 г. по 31 октября 2019 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в 2018 году собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Энгельс, ул. Заречная, д. 19, ул. Заводская, д. 6, д. 8, ул. Волоха; д. 22, ул. Тракторная, д. 2, д. 4, д. 6, ул. Будочная, д. 50, д. 52, ул. Рабочая, д. 117, д. 119А, ул. Транспортная, д. 25, д. 27, д. 32, д. 66, ул. Интернациональная, д. 2, ул. Партизанская, д. 1,2-й Микрорайон, д. 32, д. 33, д. 34, д. 35, д. 21, д. 38, д.; 39, д. 40, д. 41, д. 14, д. 15, д. 22, д. 23, д. 24, д. 25, д. 27, д. 28, - приняли решение о переходе на прямые договоры с истцом, о чем составлены протоколы; в указанных протоколах не определена дата перехода на прямые договоры.
Как полагает податель апелляционной жалобы, в нарушение требований действующего законодательства протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Энгельс, ул. Заречная, д. 19 (от 15.08.2018), ул. Заводская, д. 6, д. 8 (от 11.08.2018), ул. Волоха, д. 22 (от 08.08.2018), ул. Тракторная, д. 2,д. 4, д. 6 (от 11.08.2018), ул. Будочная. д. 50, д. 52 (от 08.08.2018), ул. Рабочая, д. 117, д. 119А (от 15.08.2018), ул. Транспортная, д. 25, д. 27, д. 32, д. 66 (от 12.08.2018), ул. Интернациональная, д. 2 (от 12.08.2018), ул. Партизанская, д. 1 (от 08.08.2018), 2-й Микрорайон, д. 32, д. 33, д. 34, д. 35 (от 11.08.2018), 2-й Микрорайон, д. 21, д. 38, д. 39, д. 40, д. 41 (от 10.08.2018), 2-й Микрорайон, д. 14, д. 15, д. 22, д. 23,; д. 24, д. 25, д. 27, д. 28 (от 09.08.2018) были направлены по истечении девяти месяцев, что не может быть расценено как добросовестное поведение участника соответствующих правоотношений.
Как указывает истец, ссылка в обоснование даты начала "перехода на прямые договоры" на договор управления МКД, в котором указано, что собственники многоквартирных домов обязуются заключить прямые договоры с 01.04.2019 (при этом региональный оператор не является стороной в указанных договорах), не является основанием автоматического перехода.
Также согласно доводам апелляционной жалобы ответчик не представил доказательства того, что им указанные сведения, а именно: сведения о собственниках (пользователях) жилых помещений, общей жилой площади по каждому жилому помещению, необходимых для начисления, - были предоставлены вместе с протоколами общего собрания.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пунктов 1, 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, так как лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе в обжалуемой части, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт в обжалуемой части не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N N 50/111/0007869 от 30.05.2019 (далее - Договор), согласно которому истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенных договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала АО "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Пунктом 1.4 Договора предусмотрена дата начала оказания услуг - 12.08.2018.
Информация о количестве и площади многоквартирных домов (далее - МКД), находящихся в управлении управляющей компании, размещена на сайтах ГЖИ, Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области и имеется в свободном доступе. Сторонами не оспариваются площадь и количество МКД.
В период с 01.12.2018 по 31.10.2019 региональный оператор регулярно обеспечивал прием ТКО от ответчика. За указанный период было оказано услуг с учетом корректировок продаж на общую сумму 1 348 388,23 руб., ответчиком оплата не производилась.
Истцом представлен подробный расчет. Контррасчет ответчиком представлен. Арифметически расчет истца не оспорен.
Таким образом, задолженность ответчика перед региональным оператором, по мнению истца, за указанный период составляет 1 348 388,23 руб.
Истцом направлена претензия N 850/20/49 от 24.01.2020, которая осталась без ответа и удовлетворения, следовательно, досудебный порядок урегулирования споров соблюден.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО.
Проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подготовленный региональным оператором с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора, был направлен в адрес ответчика.
В связи с тем, что ответчик в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуги оказываются истцом в соответствии с типовым договором и нормами накопления.
Пунктом 8 (15) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (17) Постановления N 1156 установлено, что, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Стороны не оспаривают, что на официальном сайте истца был размещен и направлен ответчику типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Вместе с тем, исходя из вышеназванных норм, действующее законодательство не предоставляет собственнику ТКО права выбора относительно заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу Федерального закона "Об отходах производства и потребления" заключение договора по обращению с ТКО с региональным оператором для ООО "УК "Покровск" является обязательным.
Таким образом, в соответствии с пунктом 8.18 Постановления N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором Саратовской области АО "Управление отходами" и ООО "УК "Покровск" заключен на условиях типового по регулируемой цене.
Поскольку АО "Управление отходами", являясь региональным оператором, оказывает услуги и по обращению с ТКО на основании типового договора, потребитель обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
При таких обстоятельствах обязательство по оплате оказанных услуг возникло у ответчика как стороны по договору.
Судом первой инстанции установлено, что с 01.04.2019 многоквартирные дома, расположенные по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, д. 22, ул. Рабочая, д. 119а, ул. Тракторная, д. 2, ул. Тракторная, д. 4, ул. Тракторная, д. 6, ул. Заречная, д. 19, ул. Транспортная, д. 25, ул. Транспортная, д. 27, ул. Транспортная, д. 32, ул. Транспортная, д. 66, ул. Интернациональная, д. 2, ул. Будочная, д. 50, ул. Будочная, 52, ул. Партизанская, д. 1, ул. Заводская, д. 6, ул. Заводская, д. 8, мкр. 2-й Микрорайон, д. 14, д. 15, д. 21, д. 22,-д. 23, д. 24, д. 25, д. 27, д. 28, д. 32, д. ЗЗ, д. 34, д. 35, д. 38, д. 39, д. 40, д. 41, - включены в реестр лицензий ООО "УК "Покровск".
12.04.2019 ООО "УК Покровск" направило в адрес ответчика уведомление, в котором сообщало, что жители МКД, расположенных по адресу: г. Энгельс, ул. Волоха, д. 22, ул. Рабочая, д. 119а, ул. Тракторная, д. 2, ул. Тракторная, д. 4, ул. Тракторная, д. 6, ул. Заречная, д. 19, ул. Транспортная, д. 25, ул. Транспортная, д. 27, ул. Транспортная, д. 32, ул. Транспортная, д. 66, ул. Интернациональная, д. 2, ул. Будочная, д. 50, ул. Будочная, 52, ул. Партизанская, д. 1, ул. Заводская, д. 6, ул. Заводская, д. 8, мкр. 2-й Микрорайон, д. 14, д. 15, д. 21, д. 22, д. 23, д.,24, д. 25, д. 27, д. 28, д. 32, д. 33, д. 34, д. 35, д. 38, д. 39, д. 40, д. 41, - выразили в протоколах общих собраний волеизъявление перейти на прямые договоры с региональным оператором.
По количеству и самому факту получения указанного пакета документов истец не возражал.
Спор между сторонами возник только по дате уведомления РСО. Ответчик представил журнал исходящей корреспонденции, распечатки с сайта Почта России и квитанции об оплате почтовых пересылок, в которых значится пересылка весом 0,466 кг.
Истец не согласен с доводами ответчика, представил в материалы дела письмо за исх. N 03/01-19 от 12 апреля 2019 г., однако штамп о приеме данного уведомления РСО значится 23.05.2019.
Суд первой инстанции обоснованно счел направленным данное уведомление ответчиком - 12 апреля 2019 года, обратного в материалы дела не представлено.
Доказательств, в том числе в виде конверта истцом не представлено, свидетельствующих о получении указанного документа 23.05.2019.
Суд первой инстанции предлагал истцу представить конверт, подтверждающий получение данного письма от ответчика, а именно: в мае 2019 года. Истец утверждал, что ответчиком не представлены доказательства того, что именно указанный пакет документов направлен в адрес АО "Управление отходами", вместе с тем истец не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Суд первой инстанции также предлагал предоставить истцу конверт, в который были вложены спорные полученные документы, а также конверт с вложениями, подтверждающий возражения истца о том, что 19.04.2019 им получены иные документы (как следует из почтовой квитанции от 18.04.2019 и распечатки с сайта "Почта России", представленные ответчиком). Однако в опровержение доводов ответчика и представленных им доказательств в соответствии со статьей 65 АПК РФ указанных документов в материалы дела истцом представлено не было.
Доводы истца о том, что он уведомил в пятидневный срок после получения 23.05.2019 письма от ответчика от 12.04.2019 о переходе на прямые договоры с собственниками помещений МКД с 01.06.2019 - письмо от 29.05.2019 исх. N 7497, - судом первой инстанции были отклонены. Истцом не представлено доказательств вручения (отправки) данного письма-уведомления от 29.05.2019 исх. N 7497 ответчику.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчик уведомил истца о переходе собственников МКД на прямые договоры ранее 23.05.2019, поскольку обратного в материалы дела не представлено.
Согласно части 2 пункта 4 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности, принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 пункта 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Согласно части 7 пункта 1 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
Из анализа указанных норм следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о форме взаимоотношений с ресурсоснабжающей организацией: через заключение прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией либо через заключение договора между ответчиком и ресурсоснабжающей организацией.
В рассматриваемой ситуации собственники однозначно выразили свою волю на заключение прямых договоров с региональным оператором.
АО "Управление отходами", получив уведомления о переходе жильцов на прямые платежи, не воспользовалось правом на перенос срока заключения прямых договоров с собственниками помещений, предусмотренным п. 1 ч. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ. Следовательно, согласно п. 1 ч. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ между всеми собственниками и истцом заключены прямые договоры о предоставлении услуг по вызову ТБО с 01.04.2019.
В данном случае в договоре управления МКД указано, что собственники многоквартирных домов обязуются заключить прямые договоры с 01.04.2019.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Однако, по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
Вместе с тем согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Поскольку протоколом не была отражена дата перехода, данная дата отражена в договорах управления, что собственники МКД с 01.04.2019 обязаны заключить прямые договоры непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
ООО "УК "Покровск" не вправе выставлять жителям данных многоквартирных домов платежи по обращению с твердыми коммунальными отходами за указанный период.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, начисления с 01.04.2019, выставленные в адрес ООО "УК "Покровск", являются незаконными со стороны регионального оператора.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делуN А75-2052/2019.
На основании изложенного следует, что порядок расчетов между сторонами меняется, поскольку в обязанностях Общества, как управляющей организации, остается только приобретение коммунального ресурса в целях содержания общего имущества МКД, то есть в таком случае ответчик обязан оплачивать только услуги по обращению с ТКО в целях содержания общего имущества МКД.
Таким образом, изучив расчет, с учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что в спорный период региональный оператор Саратовской области - АО "Управление отходами" - оказывал услуги по обращению с ТКО на сумму 458 243,41 руб.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области АО "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12.08.2018 Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Постановлением правительства Саратовской области от 31.07.2018 N 420-П установлено, что размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в Приказе N 47 от 05.02.2018 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Информация о количестве и площади многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей компании, размещена на сайтах Государственной жилищной инспекции, министерства жилищно-коммунального хозяйства и имеется в свободном доступе.
Таким образом, федеральным законодателем определена формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей физических лиц, проживающих в многоквартирных домах.
Согласно пунктам 11 - 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) региональный оператор обязан:
а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору;
б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор имеет право:
а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
Потребитель обязан:
а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;
б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов";
в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором;
г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору;
д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;
е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.
Потребитель имеет право:
а) получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
Согласно статье 24.10 Закона, Правительство Российской Федерации принимает правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, порядок расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов и устанавливает случаи, когда объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (подпункт "а"), субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (если субъекты Российской Федерации передадут в установленном порядке им полномочия в данной сфере) утверждают нормативы накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации (подпункт "б").
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами)" утвержден Порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 N 707 утверждены территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Саратовской области.
Таким образом, в силу закона потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, при этом он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд первой инстанции квалифицировал отношения сторон как вытекающие из обязательств по договору возмездного оказания услуг, в связи с чем при разрешении спора применению подлежат положения главы 39 ГК РФ.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 ГК РФ не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, получающая плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, обязана осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2020) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Таким образом, факт оказания АО "Управление отходами" услуг ООО "УК "Покровск" по обращению с ТКО за период с 01.12.2018 по 31.10.2019 в размере 458 243,41 руб. суд первой инстанции счел подтвержденным материалами дела.
В силу положений стаей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования АО "Управление отходами" о взыскании с ООО "УК "Покровск" задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.12.2018 по 31.10.2019 в размере 458 243,41 руб. подлежат удовлетворению, а в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований следует отказать.
Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводом, сделанным судом первой инстанции относительно отказа во взыскании задолженности за услуги по вывозу ТКО в размере 890 144,76 руб., и также полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению в указанной части.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 апреля 2021 года по делу N А57-12644/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12644/2020
Истец: АО "Ситиматик" в лице Саратовского РЕГОПЕРАТОРА "Ситиматик", АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора СО
Ответчик: ООО "УК "Покровск"
Третье лицо: ГЖИ Саратовской области, ООО к/у УК N 1 Фитисова А.В