г. Саратов |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А57-20644/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Аксенова В.Г., действующего на основании доверенности от 11.01.2021 N 1/21, представителя публичного акционерного общества "Т Плюс" Фединой В.И., действующей на основании доверенности от 19.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 апреля 2021 года по делу N А57-20644/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр Рига-Ленд, стр. 3, офис 506, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
заинтересованные лица: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (443035, г. Самара, ул. Нагорная, д. 136А, ОГРН 1026301180982, ИНН 6316007846), администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д.12, ОГРН 1026401410067, ИНН 6439034991),
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное обществ "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным пункта 360 предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 21.08.2020 N 14-983-08-20-052-В.
Решением суда первой инстанции от 14 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным пункт 360 предписания Средне-Поволжского управления Ростехнадзора от 21.08.2020 N 14-983-08-20-052-В.
Кроме того, с административного органа в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель ПАО "Т Плюс" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 27.07.2020 N РП-302-1880-О в рамках федерального государственного энергетического надзора с целью проверки исполнения приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2020 N 267 "О контроле хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2020-2021 годов" проведена внеплановая выездная проверка ПАО "Т Плюс" в местах фактического осуществления деятельности, по результатам которой составлен акт проверки от 21.08.2020 N 14-983-08-20-107-В.
В ходе проверки административным органом установлено, в том числе нарушение обществом пункта 9.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок): в центральных тепловых пунктах островной, заканальной и центральных частях г. Балаково (кроме ЦТП N 27, 28, 56, 57, 59, 60, 63-69, 74, 76, 77) не установлены (отсутствуют) автоматические регуляторы температуры, установка которых в системе горячего водоснабжения обязательна (пункт 455 акта проверки от 21.08.2020 N 14-983-08-20-107-В).
21.08.2020 Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора обществу выдано предписание N 14-983-08-20-052-В, согласно пункту 360 которого ПАО "Т Плюс" надлежит в срок до 15.10.2020.2020 устранить выявленное нарушение пункта 9.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
ПАО "Т Плюс", полагая, что пункт 360 предписания от 21.08.2020 N 14-983-08-20-052-В является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения (пункт 1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
Согласно пункту 1.7. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.5.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Совета депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 29.11.2005 N 544 ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (после переименования - ПАО "Т Плюс") переданы в безвозмездное пользование и техническое обслуживание распределительные и внутриквартальные сетей и центральные тепловые пункты (далее - ЦТП) в г. Балаково
15.12.2005 между Балаковским муниципальным образованием в лице Комитета по управлению имуществом Балаковского муниципального образования (ссудодатель) и открытым акционерным обществом "Волжская ТГК" (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 043-2005/С, по условиям которого ссудополучатель принял в безвозмездное пользование объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП в г. Балаково Саратовской области) согласно приложению к договору.
Имущество передано по актам приема-передачи согласно Перечню (Приложению) к договору.
Согласно актам приема-передачи от 11.04.2006 N 2406/389, N 2406/390, N 2406/391 в эксплуатацию ссудополучателю передано 74 ЦТП, оборудование в ЦТП в количестве 512 наименований, теплотрассы горячего водоснабжения и отопления в количестве 1580 наименований.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора от 15.12.2005 N 043-2005/С ссудополучатель обязан поддерживать переданное имущество в исправном состоянии, за свой счет производить его текущий и капитальный ремонт, нести расходы по его содержанию, получать лицензии и разрешения, если это требуется для осуществления деятельности, вести необходимую техническую и эксплуатационную документацию. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу энергии по внутриквартальным тепловым сетям, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
Пунктом 2.2.4 договора от 15.12.2005 N 043-2005/С предусмотрена обязанность ссудополучателя ежегодно разрабатывать план модернизации, реконструкции и техперевооружения имущества, который содержит перечень, объем и стоимость выполнения работ и предоставлять ссудодателю. Работы по модернизации, реконструкции и техперевооружению имущества финансируются за счет источников, указанных ссудополучателем дополнительно.
На основании пунктов 2.3.1, 2.3.2 договора от 15.12.2005 N 043-2005/С ссудополучатель вправе заключать договоры подряда, договоры оказания услуг, иные договоры с третьими лицами по своему выбору для целей эксплуатации, технического обслуживания и ремонта имущества, за которое он несет ответственность перед ссудодателем, выполнять работы по модернизации, реконструкции и техперевооружению имущества на условиях соответствующего договора.
В ходе проверки административным органом установлено, что в ЦТП островной, заканальной и центральных частях г. Балаково (кроме ЦТП N 27, 28, 56, 57, 59, 60, 63-69, 74, 76, 77) не установлены (отсутствуют) автоматические регуляторы температуры, установка которых в системе горячего водоснабжения обязательна.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в эксплуатацию ПАО "Т Плюс" автоматические регуляторы, которые должны быть установлены в системе горячего водоснабжения и отопления ЦТП и групповых бойлерах, не передавались, в ЦТП данные регуляторы отсутствуют.
Как верно указал суд первой инстанции, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом касается отношений по эксплуатации имущества, переданного в соответствии с актами приема-передачи.
При этом передача спорного имущества в безвозмездное пользование ПАО "Т Плюс" не свидетельствует о возникновении у пользователя спорного имущества обязанностей по модернизации, реконструкции и техническом перевооружении указанного имущества.
Напротив, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданных спорных ЦТП не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
Установка такого оборудования, как регуляторы системы горячего водоснабжения и водоводяные теплообменники, невозможна без согласования проекта, определяющего перечень работ, которые будут относиться не к капитальному ремонту, а к реконструкции, поскольку вносят изменения в уже существующие инженерные сооружения.
У общества, являющегося эксплуатирующей организацией, отсутствует обязанность производить реконструкцию принятого в эксплуатацию муниципального имущества.
В ходе рассмотрения дела N А57-29412/2019 судами установлено, что для восстановления потребительских свойств горячего водоснабжения до многоквартирных жилых домов необходима именно реконструкция оборудования ЦТП 1-18, 20-23, 25, 29, 31-3/8, 40-42, 44, 46-53, 55, 58, 61-62, 70-73, ГБ (51 шт.), а соответственно, внесение изменений в уже существующую схему горячего водоснабжения с переустройством системы водоснабжения в ЦТП (установка автоматических регуляторов и замена водоводяных теплообменников).
Имеющиеся технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную подачу жителям г. Балаково услуги по горячему водоснабжению, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Судами первой, апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела N А57-29412/2019 также установлено, что ПАО "Т Плюс" неоднократно указывало собственнику имущества на необходимость проведения реконструкции теплосетевого имущества в обращениях, адресованных главе администрации Балаковского муниципального района: от 09.03.2016 N 512017-0190; от 13.10.2017 N 51207-00-1237 от 15.06.2018 N 51207-18-0581, от 12.09.2018 N 51200-00-3175, от 30.10.2018 N 51200-24-10177, от 22.11.2018 N 51200-23-4015, от 25.12.2018 за N 51200-24-12424, от 18.09.2018 N 51207-00-1074.
Указанные обращения оставлены администрацией без удовлетворения, план реконструкции сторонами договора согласован не был.
Решением от 28 августа 2020 года по делу N А57-29412/2019 Арбитражный суд Саратовской области обязал муниципальное образование города Балаково в лице администрации Балаковского муниципального района Саратовской области для приведения муниципального имущества в соответствие с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать проект реконструкции центральных тепловых пунктов и групповых бойлеров в г. Балаково, переданных ПАО "Т Плюс" по договору безвозмездного пользования от 15.12.2005 N 043-2005/С с целью установки в них автоматических регуляторов системы горячего водоснабжения и замены водоводяных теплообменников; в соответствии с согласованным проектом в течение 9 (девяти) месяцев после согласования проекта провести реконструкцию вышеуказанных центральных тепловых пунктов и групповых бойлеров, переданных ПАО "Т Плюс" по договору безвозмездного пользования от 15.12.2005 N 043-2005/С, а именно: установить в центральных тепловых пунктах и групповых бойлерах автоматические регуляторы системы горячего водоснабжения и заменить водоводяные теплообменники.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2020 года, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2021 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 августа 2020 года по делу N А57-29412/2019 оставлено без изменения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что возложение на ПАО "Т Плюс" обязанности по установлению в центральных тепловых пунктах автоматических регуляторов системы горячего водоснабжения незаконно.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования, признал пункт 360 предписания Средне-Поволжского управления Ростехнадзора от 21.08.2020 N 14-983-08-20-052-В недействительным.
Обжалуя решение суда первой инстанции, Средне-Поволжское управление Ростехнадзора указывает, что оспариваемый пункт предписания от 21.08.2020 N 14-983-08-20-052-В соответствует условиям договора безвозмездного пользования от 15.12.2005 N 043-2005/С, согласно пункту 2.2.3 которого общество обязано поддерживать переданное имущество в исправном состоянии, за свой счет производить его текущий и капитальный ремонт, нести расходы по его содержанию, получать лицензии и разрешения, если это требуется для осуществления деятельности, вести необходимую техническую и эксплуатационную документацию.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
В рассматриваемом случае работы, подлежащие выполнению в соответствии с пунктом 360 предписания от 21.08.2020 N 14-983-08-20-052-В, требуют проведения реконструкции объекта, а не текущего и капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 2.3.2 договора от 15.12.2005 N 043-2005/С проведение реконструкции является правом, а не обязанностью ПАО "Т Плюс".
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы административного органа не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 апреля 2021 года по делу N А57-20644/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20644/2020
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Администрация Балаковского МР, Администрация Балаковского Муниципального района