г. Вологда |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А05-497/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Журавлева А.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 апреля 2021 года (резолютивная часть от 12 марта 2021 года) по делу N А05-497/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к обществу с ограниченной ответственностью "Красноборские тепловые сети" (ОГРН 1162901058396, ИНН 2914003625; адрес: 165430, Архангельская область, Красноборский район, село Красноборск, улица Гагарина, дом 34, корпус А, офис 2; далее - общество) о взыскании 589 449 руб. 57 коп., в том числе необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в размере 588 782 руб. 28 коп. за 2018 год и пеней в размере 667 руб. 29 коп., начисленных за период с 14.01.2021 по 21.01.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Определением суда от 26 января 2021 года исковое заявление принято к производству в упрощенном порядке и рассматривается в соответствии со статьями 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 апреля 2021 года (резолютивная часть от 12 марта 2021 года) в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, которые, по его мнению, не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.10.2020 N 643-р министерством проведена проверка соблюдения обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифа на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2018 - 2019 годы
Предоставление обществу средств субсидии в 2018 и 2019 годах осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2024 годы)" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка между министерством и обществом заключены договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, N 72-Т от 22.01.2018 и N 2-Т от 15.01.2019
По результатам проведенной министерством проверки составлен акт проверки от 08.12.2020 N 203/06-06/116. В ходе проверки министерством установлено, что в 2018 году в муниципальном образовании "Алексеевское" обществом по льготным тарифам осуществлялась реализация коммунальных услуг по отоплению юридическим лицам - ООО "Лесозавод 25" и ГАПОУ АО "Красногорский лесотехнический техникум", возможность отнесения которых к категории потребители, приравненные к населению, не была предусмотрена областным законом в 2018 году.
В акте зафиксировано, что общество необоснованно включило в расчеты фактической потребности в средствах субсидии за 2018 год объемы тепловой энергии в размере 211,970 Гкал. Неправомерное включение указанного объема тепловой энергии по данному нарушению, по мнению министерства, повлекло необоснованное получение средств субсидии в размере 588 782 руб. 28 коп.
На этом основании обществу направлено требование от 18.12.2020 N 203/06-06/9730 о возврате в областной бюджет 588 782 руб. 28 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов. Указанное требование подлежало исполнению обществом в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления.
Поскольку обществом требование министерства не было исполнено, министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статей 28, 38 БК РФ основным принципом бюджетного законодательства является целевое использование бюджетных средств.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Судом установлено, что общество в 2018 г. обеспечивало тепловой энергией жилые объекты по договорам с обществом с ограниченной ответственностью "Лесозавод 25" и государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Архангельской области "Красногорский лесотехнический техникум" и применяло льготный тариф, установленный для категории потребителей "население" и "потребители, приравненные к населению", в отношении объема тепловой энергии, поставленной в квартиру, расположенную по адресу: с. Красноборск, ул. Гагарина, д. 23а, кв. 16 и в общежитие N 1 и N 2, расположенные по адресу: с. Краснлборск, ул. Красная, д. 31а и 31б.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Согласно частям 2 и 3 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Из части 11 статьи 155 ЖК РФ следует, что неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)
Согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан; коммунальные ресурсы используются в нем на коммунально-бытовые нужды.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Коммунальные ресурсы используются в таких помещениях на коммунально-бытовые нужды. Поэтому при взыскании платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений, подлежит применению тариф для населения, в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.03.2012 N 14340/11, критерием отнесения потребителей к группе "население" является использование поставляемой энергии на коммунально-бытовые нужды.
Следовательно, при осуществлении расчетов по оплате за коммунальные услуги, оказываемые собственникам (законным владельцам) жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф "для населения".
Этот подход соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.02.2015 по делу N А44-1491/2014; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А05-8600/2014; постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.10.2015 по делу N А05-14645/2014).
Собственник должен оплачивать коммунальные услуги по тарифу для иных потребителей только в том случае, если коммунальные услуги используются в жилых помещениях для производственной деятельности.
Как верно указал суд первой инстанции, министерство, настаивая на том, что тепловая энергия, поставляемая в жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам, должна рассчитываться по тарифу по группе "прочие потребители", не представило доказательств, свидетельствующих об использовании этих жилых помещений не для коммунально-бытовых нужд.
Таким образом, при взыскании платы за коммунальные услуги, оказанные собственникам жилых помещений, правомерно применен тариф "потребители, приравненные к населению", что соответствует положениям Закона Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" и условиям заключенного между сторонами договора.
Кроме того, по условиям договора на 2018 года предоставление теплоснабжающей организации субсидии не поставлено в зависимость от того заселено жилое помещение или нет. В противном случае на теплоснабжающую организацию возлагались бы несвойственные ей функции по контролю за использованием жилых помещений.
Соответственно, общество правомерно при расчете субсидии за 2018 год учитывало объем тепловой энергии, поставленной в помещения общежития техникума и в жилое помещение, принадлежащее ООО "Лесозавод 25". Каких-либо возражений и доводов, опровергающих примененные в расчетах показатели, в том числе объемы поставленных ресурсов, министерством не приведено.
Ввиду изложенного суд правомерно пришел к выводу о правомерности включения обществом в расчет средств субсидии объема тепловой энергии за 2018 год.
Обоснованность данных выводов суда истцом в установленном порядке не опровергнута.
Таким образом, ввиду недоказанности истцом наличия оснований для возврата средств субсидии суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 апреля 2021 года по делу N А05-497/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-497/2021
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Красноборские тепловые сети"
Третье лицо: АС Архангельской обл.