город Томск |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А27-2701/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-4536/2021) на решение от 16.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2701/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Камышова Ю.С.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экомет" (654006, Кемеровская область-Кузбасс, город Новокузнецк, улица Чайкиной (Центральный район), дом 15, кабинет 300, ОГРН 1114217002272, ИНН 4217132747) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) (654007, Кемеровская область-Кузбасс, город Новокузнецк, улица Запорожская (Центральный район), дом 71, ОГРН 1174205016864, ИНН 4217184142) о признании недействительным решения от 01.02.2021 N 052S19210001419,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экомет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) от 01.02.2021 N 052S19210001419 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 16.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования Общества удовлетворены; решение государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 01.02.2020 N 052S19210001419 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" признано недействительным; с Пенсионного фонда в пользу Общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что поскольку отчет формы СЗВ-М, в которой указан отчетный период - декабрь 2020 года, представлен 14.12.2020, соответственно, отчет принят как за декабрь 2020 года, в связи с чем, фактически за ноябрь 2020 года отчет по форме СЗВ-М не представлен в срок, установленный Законом N 27-ФЗ; протоколом приема отчетности ошибка не выявлена, так как в форме СЗВ-М указан следующий отчетный период. Также полагает, что Общество, при обнаружении ошибки в указании периода, не было лишено права представить в установленный срок отменяющую форму СЗВ-М, подаваемую с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за соответствующий отчетный период.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего на нее отзыва, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Общество 14.12.2020 по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М в отношении 106 застрахованных лиц с ошибочным указанием периода вместо ноября 2020года - декабрь 2020 года.
Вследствие выявления ошибки Общество 16.12.2020 направило в Пенсионный фонд письмо с просьбой считать отправленный 14.12.2020 отчет СЗВ-М декабрь отчетом СЗВ-м за ноябрь 2020, указав, что программой 1С был некорректно предложен период - декабрь.
16.12.2020 Общество представило форму СЗВ-М аналогичного содержания ранее представленному, с указанием верного периода - ноябрь 2020 года.
Указанное подтверждается отчетностью по форме СЗВ-М тип "исходная" за указанные периоды, протоколами проверки отчетности и извещением о доставке, не оспаривается участвующими в деле лицами.
Пенсионным фондом составлен акт от 18.12.2020 N 052S18200017491 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрев акт от 18.12.2020 N 052S18200017491, материалы проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 01.02.2021 N 052S1920001419 о привлечении Общества к ответственности в связи с нарушением срока представления отчетности СЗВ-М за ноябрь 2020 года, установленного в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда от 01.02.2021 N 052S19210001419 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), абзацем 3 пункта 40 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, исходил из доказанности факта самостоятельного выявления Обществом ошибок, исправления их путем предоставления 16.12.2020 формы СЗВ-М, с указанием периода - ноябрь 2020 года, аналогичного содержания с ранее представленной формой с указанием ошибочного периода - декабрь 2020 года, отсутствия у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения Общества к ответственности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статьей 1 Закона N 27-ФЗ Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно преамбуле Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, на основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 40 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, предусмотрено, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом Законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за отчетный период - ноябрь 2020 года в отношении 106 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - ноябрь 2020 года - не позднее 15.12.2020.
Судом установлен и материалами дела подтвержден факт представления Обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за ноябрь с ошибочным указанием периода - декабрь 2020 года в установленный законом срок, а именно 14.12.2020. Далее Общество 16.12.2020 направило в Пенсионный фонд отчетность за ноябрь 2020 года по форме СЗВ-М, с аналогичным содержанием сведений за исключением наименования периода отчетности с письмом, которое содержало просьбу считать отправленный 14.12.2020 отчет СЗВ-М за декабрь отчетом СЗВ-м за ноябрь 2020 в связи некорректной работой программы 1С.
Ошибки в части указания иного периода отчетности выявлены, исправлены, форма СЗВ-М за ноябрь 2020 года представлена Обществом самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено, документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
По смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии заявителем самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме или позже установленного срока; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае имеются правовые основания для освобождения страхователя от ответственности в виде взыскания финансовой санкции, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы о том, что фактически за ноябрь 2020 года отчет по форме СЗВ-М представлен в срок, установленный Законом N 27-ФЗ, не был, форма СЗВ-М, в которой указан отчетный период - декабрь 2020 года, представлена 14.12.2020, а также, что при обнаружении ошибки в указании периода, Общество не было лишено права представить в установленный срок отменяющую форму СЗВ-М, отклоняются судом с учетом правовых позиций, изложенных в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), для отмены или изменения решения, обжалуемый судебный акт не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2701/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2701/2021
Истец: ООО "Экомет"
Ответчик: ГУ Управление Пенисонного фонда в г. Новокузнецке Кемеровской области межрайонное