г. Челябинск |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А76-45556/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шлакоблок" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2021 по делу N А76-45556/2020.
В заседании принял участие представитель Магнитогорской природоохранной прокуратуры - Дроженко И.Н. (служебное удостоверение, доверенность N 8/2-10-2021 от 12.01.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Шлакоблок" (далее - заявитель, общество, ООО "Шлакоблок") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству экологии Челябинской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения о присвоении ООО "Шлакоблок" II категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) в результате актуализации сведений, а также об обязании устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявки общества от 25.06.2020 N EGZEY7U3 и присвоения ООО "Шлакоблок" III категории объекта НВОС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Магнитогорская природоохранная прокуратура (далее - третье лицо, прокуратура).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2021 (резолютивная часть решения объявлена 19.03.2021) в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО "Шлакоблок", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В апелляционной жалобе общество оспаривает вывод суда о том, что производимая обществом продукция является изделиями из бетона, в связи с чем производственная площадка правильно отнесена Министерством ко II категории объектов НВОС. Обращает внимание на то, что экспертиза судом не проводилась, тогда как выяснение этого вопроса требует специальных познаний. Указывает на то, что изготавливаемая обществом цементно-песчаная смесь состоит из цемента и фракционного песка, при этом, наличие в смеси цемента само по себе не относит ее к бетону. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что при подаче заявки об актуализации сведений обществом были представлены недостоверные сведения в части отсутствия указания на изделия из бетона и представления неполного перечня производимых изделий. Ссылается на то, что наличие на сайте общества сведений о производстве изделий из бетона было вызвано реализацией ранее произведенных изделий, производство которых в момент подачи заявки не осуществлялось. Наличие у заявителя разрешения на выбросы, по мнению общества, также не подтверждает отнесение его ко II категории объектов НВОС. Как указывает податель жалобы, в производственном процессе общества произошло существенное изменение, с 2019 года объемы производства упали, с 01.01.2020 выведены из эксплуатации 2 источника загрязнения, что привело к снижению уровня загрязнения и послужило основанием для обращения в Министерство с заявкой об актуализации сведений о категории объекта НВОС.
Представитель прокуратуры в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители заявителя и Министерства, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В представленных в материалы дела письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерство против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Шлакоблок" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1127456001705 и, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, осуществляет деятельность по производству товарного бетона и прочих изделий из гипса, бетона или цемента (т.1 л.д.44-48).
15.02.2018 ООО "Шлакоблок" обратилось в Министерство с заявкой N 12499761 о присвоении объекту НВОС (производственной площадке по адресу: 455000, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Комсомольская, д.133, корпус 1) II категории негативного воздействия на окружающую среду в связи с производством изделий из бетона для использования в строительстве, включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более).
По итогам рассмотрения этой заявки общества Министерством 16.02.2018 указанная производственная площадка ООО "Шлакоблок", поставлена на учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением II категории НВОС.
16.06.2020 ООО "Шлакоблок" обратилось в Министерство с заявкой от 25.06.2020 N EGZEY7U3 об актуализации сведений об объекте НВОС - производственной площадке по адресу: 455000, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Комсомольская, д. 133, корпус 1, в связи с изменением характеристик технологических процессов, источников загрязнения окружающей среды (изготовление изделий (шлакоблок) происходит методом вибропрессования из песчано-цементной смеси, средняя плотность изготовления составляет 1642 кг/м3-1492 кг/м3 и не попадает в границы бетонов 2500 кг/м3-2000 кг/м3, указанных в ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые", изделия (шлакоблок) не является изделиями из бетона) и необходимостью в связи с этим изменения категории объекта НВОС со II на III (т.1 л.д.16-40).
По результатам рассмотрения этой заявки общества Министерством выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду N EGZEY7U3 от 03.07.2020, которым объекту ООО "Шлакоблок" оставлена II категория НВОС (т.1 л.д.14).
Не согласившись с этим решением Министерства, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспоренного решения Министерства.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения таких требований регламентирован положениями Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть, обязательными условиями признания недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными действий (бездействия) должностных лиц, является их несоответствие закону, а также нарушение этими актом или действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом рассмотрения по настоящему спору является принятое Министерством по итогам рассмотрения заявки общества от 25.06.2020 N EGZEY7U3 и выраженное в свидетельстве от 03.07.2020 N EGZEY7U3 решение о присвоении ООО "Шлакоблок" II категории объекта НВОС в результате проведенной актуализации сведений.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 4.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1). При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2). Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3). Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ).
Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).
На территории Челябинской области ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору осуществляет Министерство (подпункт 9-3 пункта 9 Положения о Министерстве экологии Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 N 366).
При осуществлении указанной функции Министерство руководствуется Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства от 23.06.2018 N 572 (далее - Правила N 572).
В соответствии с Правилами N 572, изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ (пункт 28). При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду (пункт 29).
В силу пункта 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Исследованием материалов дела установлено, что спорный объект ООО "Шлакоблок" (производственная площадка) на основании заявки общества 16.02.2018 поставлен на учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением II категории НВОС.
25.06.2020 общество обратилось в Министерство с заявкой N EGZEY7U3 об актуализации учетных данных, указав на необходимость отнесения спорного объекта к III категории НВОС в связи с тем, что произошло изменение характеристик технологических процессов, источников загрязнения окружающей среды, а именно: изготовление изделий (шлакоблока) происходит методом вибропрессования из песчано-цементной смеси, средняя плотность изготавливаемой смеси составляет 1642 кг/м3 - 1492 кг/м3 и не попадает в границы бетонов 2500 кг/м3-2000 кг/м3, указанных в ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые", изделия (шлакоблок) не являются изделиями из бетона.
Рассмотрев указанную заявку, Министерство установило, что действительно по сравнению с заявкой общества от 15.02.2018 в заявке от 09.06.2020 изменены показатели объемов выбросов вследствие уменьшения производственной деятельности общества (не используются источники выбросов N 6010 и N 6032 - сварочные посты, в связи с чем выбросы с этих источников отсутствуют).
Однако, в соответствии с подпунктом "ш" пункта 2 раздела II Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (действовавших до 01.01.2021), к объектам II категории отнесены объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность в том числе по производству изделий из бетона для использования в строительстве.
При осуществлении на объекте указанной деятельности изменение объемов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (на что указано в заявке общества) не может служить основанием для изменения присвоенной объекту II категории НВОС.
Оценив представленные обществом в составе заявки об актуализации учетных данных сведения, Министерство пришло к обоснованному выводу о необходимости отнесения спорного объекта ко II категории НВОС ввиду подтверждения осуществления на объекте хозяйственной деятельности по производству изделий из бетонов.
Так, пунктом 2.10 ГОСТ 25192-2012 "Бетоны. Классификация и общие технические требования" установлено, что по средней плотности бетоны подразделяются на: особо легкие (марки по средней плотности менее D800); легкие (марки по средней плотности от D800 до D2000); тяжелые (марки по средней плотности более D2000 до D2500); особо тяжелые (марки по средней плотности более D2500).
Как верно указано Министерством, указанные в заявке общества производимые ООО "Шлакоблок" песчано-цементные смеси в диапазоне 1642 кг/м3-1492 кг/м3 по своим показателям относятся к изделиям из бетона легкой плотности. При этом, согласно заявке общества, стационарные источники выбросов оставлены без изменения, обществом при производстве продолжает использоваться бетонорастворный узел. Наименования производимой обществом продукции также оставлены без изменения (бетон, готовый для заливки (товарный бетон), изделия из цемента, бетона или искусственного камня). Таким образом, содержание заявки общества не подтверждает довод общества о неосуществлении им деятельности по изготовлению изделий из бетона.
Из предоставленного ООО "Шлакоблок" описания технологического процесса производства изделий методом вибропрессования (шлакоблок, бордюр дорожный, плитка тротуарная) следует, что процесс производства данных видов продукции начинается с приготовления полусухой смеси в соответствии с производственными нормами. Изготовление смеси происходит в смесительном узле производственной линии, куда загружается соответствующее количество отсева, цемента и воды согласно утвержденных норм для каждого вида продукции в автоматическом режиме, и где происходит равномерное перемешивание всех составляющих. При производстве товарных бетонов, растворов, стяжки на бетоннорастворном узле из бункеров по конвеерной ленте отсев, щебень и гравий перемещаются в бетоносмесительный узел, набирается вода. Цемент из силоса по шнеку набирается в бетоносмесительный узел. После выгрузки всех компонентов происходит перемешивание бетонной смеси в смесительном узле до однородной массы, после чего данная смесь выгружается из бетонного узла в автомобиль (миксер) для дальнейшей доставки потребителю. В качестве сырья для производства продукции используется гравий, отсев, песок строительный, песок штукатурный, пластификатор, цемент, щебень. 13.04.2020 директором ООО "Шлакоблок" утверждены производственные нормы расхода материалов на приготовление бетонной смеси для тротуарной плитки прессованной: 420 кг цемента, 1780 кг отсева дробления, добавка Riotek 8200 1,0 %; на приготовление шлакоблока, камня перегородочного: цемент и отсев дробления; на приготовление бордюров: цемент, отсев дробления, вода; на приготовление бетона омоноличивания: цемент, песок, отсев дробления, щебень, гравий, добавка; на приготовление стяжки: цемент, отсев дробления, песок, добавка, вода; на приготовление раствора: цемент, песок, отсев дробления, добавка, вода.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, указанный производственный процесс соответствует требованиям к процессу получения бетонов, установленным ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия", ГОСТ 25820-2014 "Бетоны легкие. Технические условия" и ГОСТ 13015-2012 "Изделия бетонные и железобетонные для строительства".
Производство изделий из бетона является основным видом деятельности общества.
Фактическое осуществление обществом производства изделий из цемента, бетона или искусственного камня, также подтверждается в письме общества от 07.05.2020 N 49.
Кроме того, Министерством отмечено, что на официальном сайте ООО "Шлакоблок" в сети "Интернет" по адресу https://www.evro-beton.ru имеется информация о том, что на предприятии осуществляется деятельность по производству железобетонных изделий (блоки фундаментные ФБС, стеновые кольца для колодцев, плиты перекрытия для колодцев и другое). Довод общества о том, что размещение указанной информации было вызвано осуществлением реализации ранее произведенной продукции, не соответствует содержанию этой информации и приведенным выше сведениям, подтверждающим фактическое осуществление обществом деятельности по производству бетонов.
Помимо этого судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание материалы проведенной в июле-августе 2020 года прокурорской проверки поданной обществом заявки об актуализации учетных данных, в ходе которой установлено, что в заявке обществом представлена недостоверная информация об отсутствии на предприятии производства изделий из бетона (по состоянию на 14.07.2020 ООО "Шлакоблок" производит бетон без пластификатора, бетон с пластификаторов, раствор, стяжку, штукатурный раствор, камень бетонный стеновой (шлакоблок), плитку тротуарную, прессованную, бордюр дорожный). Также, в заявке общества указан неполный перечень производимых из бетона изделий (не отражены сведения о производстве плитки тротуарной прессованной и бордюров дорожных прессованных).
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об осуществлении обществом производства изделий из бетона для использования в строительстве, а потому производственная площадка общества обоснованно отнесена Министерством к объектам НВОС II категории.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о возможности разрешения вопроса об отнесении осуществляемой обществом деятельности к хозяйственной деятельности по производству бетона лишь путем проведения судебной экспертизы подлежит отклонению.
В рамках настоящего спора судом осуществляется проверка законности решения Министерства, принятого по итогам рассмотрения заявки общества об актуализации сведений об объекте НВОС, поставленном на государственный учет. Вопросы о законности такого решения и его соответствия представленным с заявкой документам являются правовыми и не требуют специальных познаний, в связи с чем оснований для привлечения эксперта в целях разрешения настоящего споры у суда первой инстанции не имелось (пункт 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах основания для переоценки вывода суда первой инстанции о законности и обоснованности оспоренного решения Министерства у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Соответствие оспоренного решения закону исключает возможность удовлетворения заявленных обществом требований.
Таким образом, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано правомерно. Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции в обжалованной части.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2021 по делу N А76-45556/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шлакоблок" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-45556/2020
Истец: ООО "Шлакоблок"
Ответчик: Министерство экологии Челябинской области
Третье лицо: Прокуратура Челябинской области в лиц Магнитогорской природоохранной прокуратуры, Прокуратура Челябинской области в лице Магнитогорской природоохранной прокуратуры